КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 3. Психология управленческой деятельностиВопросы для изучения: 1. Сущность управленческой деятельности. 2. Роли руководителя. 3. Функции руководителя. 4. Индивидуальные свойства руководителя.
Основные понятия и содержание темы: Специфические особенности управленческого труда. Функциональные роли в процессе управления: руководители, специалисты, вспомогательный персонал. Руководители высшего, среднего и низшего уровней. Основные роли руководителя: роль лидера, роль администратора, роль планировщика, роль предпринимателя. Функции руководителя: достижение групповой цели и сплочение группы и забота о ее сохранении. Индивидуальные качества руководителя: биологические и социально-экономические характеристики, личностные качества.
Литература: Основная: Ø Кабаченко Т.С. Психология управления. – М.,2000. Ø Карпов А.В. Психология менеджмента. – М., 2003. Дополнительная: Ø Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск, 2000. Ø Психология менеджмента. / Под ред. Никифорова Г.С. – СПб., 2000. Ø Основы менеджмента Науч. Ред. А.А. Радугин. М., 1997. Ø Занковский И.Н. Организационная психология. – М., 2000. Ø Петрушин В.И. Психология менеджмента. – М., 1996. Ø Психология менеджмента. / Под ред. Никифорова Г.С. – СПб., 2000. Ø Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М., 1998.
1. Сущность управленческой деятельности. Управленческий труд выделился в особую категорию общественного труда. вследствие этого работа по управлению отделяется от неуправленческой работы, поскольку управление как вид деятельности присуще всякому совместному труду. В широком понимании управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации. Т.е управленческий труд – это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом. Можно выделить специфические особенности управленческого труда: 1) умственный труд работников аппарата управления, состоящий их трех видов деятельности: - организационно-административная и воспитательная работа (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения); - аналитическая и конструктивная работы (восприятие информации и подготовка соответствующих решений); - информационно-техническая работа (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции); 2) участие в создании материальных благ не прямо, а опосредованно (косвенно через труд других лиц); 3) предмет труда – информация; 4) средства труда – организационная и вычислительная техника; 5) результат труда – управленческие решения. В зависимости от функциональной роли в процессе управления организацией выделяют: руководителей, специалистов и вспомогательный персонал. Труд руководителей представляет собой наиболее высокую ступень управления. Они принимают решения по важнейшим вопросам деятельности организации, направляют и координируют работу низших звеньев. Специалисты выполняют функции по подготовке и реализации управленческих решений. В их деятельности сочетаются функции управления и исполнения. Вспомогательный персонал (технические исполнители) осуществляет инфомационное обслуживание аппарата управления. Лиц, занятых управленческой деятельностью, классифицируют и по другим признакам, в частности по составу и профилю возглавляемых ими коллективов, уровню и месту, занимаемому в системе управления. по данному признаку руководители могут быть высшего, среднего и низшего уровней. Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, директора предприятий, входящих в состав организации, начальники функциональных отделов. Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей. Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается (расчеты показывают, что на высшем уровне исполнение занимает около 10% общего бюджета времени менеджеров; на среднем – 50%; на низшем – около 70%). Такое распределение общего бюджета времени связано с тем, что менеджеры всех трех уровней имеют две области заданий: задания по менеджменту и задания по специальности. Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный – на принятие решений по специальности. С повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менеджменту возрастает.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |