Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Психология управленческой деятельности




Читайте также:
  1. Cтруктура деятельности.
  2. Cущность социокультурной компетентности. Детерминанты педагогической эффективности социально-культурной деятельности.
  3. II. Виды деятельности.
  4. III. Аналитическая психология К.Г. Юнга.
  5. IV. Государственное регулирование страховой деятельности.
  6. IV. Психология в позднем Средневековье (XII –XV вв.).
  7. V ЛЕКЦИЯ-ТЕЗИС
  8. Автоматизированной финансово-управленческой системы
  9. Аксиома 7. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности.
  10. Анализ и оценка результатов социокультурной деятельности.
  11. Анализ рентабельности хозяйственной деятельности.
  12. Анализ факторов первого порядка среднегодовой выработки продукции на одного работника основной деятельности.

Вопросы для изучения:

1. Сущность управленческой деятельности.

2. Роли руководителя.

3. Функции руководителя.

4. Индивидуальные свойства руководителя.

 

Основные понятия и содержание темы:

Специфические особенности управленческого труда. Функциональные роли в процессе управления: руководители, специалисты, вспомогательный персонал. Руководители высшего, среднего и низшего уровней. Основные роли руководителя: роль лидера, роль администратора, роль планировщика, роль предпринимателя. Функции руководителя: достижение групповой цели и сплочение группы и забота о ее сохранении. Индивидуальные качества руководителя: биологические и социально-экономические характеристики, личностные качества.

 

Литература:

Основная:

Ø Кабаченко Т.С. Психология управления. – М.,2000.

Ø Карпов А.В. Психология менеджмента. – М., 2003.

Дополнительная:

Ø Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск, 2000.

Ø Психология менеджмента. / Под ред. Никифорова Г.С. – СПб., 2000.

Ø Основы менеджмента Науч. Ред. А.А. Радугин. М., 1997.

Ø Занковский И.Н. Организационная психология. – М., 2000.

Ø Петрушин В.И. Психология менеджмента. – М., 1996.

Ø Психология менеджмента. / Под ред. Никифорова Г.С. – СПб., 2000.

Ø Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М., 1998.

 

 

1. Сущность управленческой деятельности.Управленческий труд выделился в особую категорию общественного труда. вследствие этого работа по управлению отделяется от неуправленческой работы, поскольку управление как вид деятельности присуще всякому совместному труду. В широком понимании управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации. Т.е управленческий труд – это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.

Можно выделить специфические особенности управленческого труда:

1) умственный труд работников аппарата управления, состоящий их трех видов деятельности:

- организационно-административная и воспитательная работа (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения);

- аналитическая и конструктивная работы (восприятие информации и подготовка соответствующих решений);

- информационно-техническая работа (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции);

2) участие в создании материальных благ не прямо, а опосредованно (косвенно через труд других лиц);



3) предмет труда – информация;

4) средства труда – организационная и вычислительная техника;

5) результат труда – управленческие решения.

В зависимости от функциональной роли в процессе управления организацией выделяют: руководителей, специалистов и вспомогательный персонал.

Труд руководителей представляет собой наиболее высокую ступень управления. Они принимают решения по важнейшим вопросам деятельности организации, направляют и координируют работу низших звеньев.

Специалисты выполняют функции по подготовке и реализации управленческих решений. В их деятельности сочетаются функции управления и исполнения.

Вспомогательный персонал (технические исполнители) осуществляет инфомационное обслуживание аппарата управления.

Лиц, занятых управленческой деятельностью, классифицируют и по другим признакам, в частности по составу и профилю возглавляемых ими коллективов, уровню и месту, занимаемому в системе управления. по данному признаку руководители могут быть высшего, среднего и низшего уровней.

Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации.

Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, директора предприятий, входящих в состав организации, начальники функциональных отделов.

Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей.

Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается (расчеты показывают, что на высшем уровне исполнение занимает около 10% общего бюджета времени менеджеров; на среднем – 50%; на низшем – около 70%).

Такое распределение общего бюджета времени связано с тем, что менеджеры всех трех уровней имеют две области заданий: задания по менеджменту и задания по специальности. Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный – на принятие решений по специальности.

С повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менеджменту возрастает.





Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 194; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.