Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидности речи

 

Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы, которые дают возможность устную и письменную формы речи, диалогическую и монологическую речь, функциональные стили и функционально-смысловые типы речи.

 

УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ ФОРМЫ РЕЧИ

В зависимости от формы обмена информацией – с помощью звуков или с помощью письменных знаков – выделяют две формы речи – устную и письменную. Они находятся в сложном единстве и социально-речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный записан с помощью технических средств. Существуют такие жанры письменной речи, как, например, драматургия, ораторские произведения, которые предназначены специально для последующего озвучания. И наоборот, в литературных произведениях широко используются приёмы стилизации под «устность»: диалогическая речь, в которой автор стремится сохранить особенности, присущие спонтанной речи, монологические рассуждения от первого лица и т.д.

Основой и устной, и письменной речи является литературная речь, однако обе эти формы речи имеют свои характеристики и особенности.

УСТНАЯ РЕЧЬ

Устная речь – это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются произносимые человеком звуки. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создаётся мелодикой речи. интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произношения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень чёткости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием, что может передать всё богатство человеческих чувств, переживаний, настроений и т.д.

Восприятие устной речи при непосредственном общении производится одновременно и по зрительному, и по слуховому каналам. Поэтому устную речь сопровождают, усиливая её выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда, пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Так, жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-либо предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д. все эти лингвистические и экстралингвистические средства способствуют повышению смысловой значимости и эмоциональной насыщенности устной речи.

Необратимость, поступательный и линейный характер развёртывания во времени – одно из главных свойств устной речи. Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи ещё раз, и в силу этого говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы «на ходу», поэтому устной речи могут быть свойственны неплавность, фрагментарность, деление одного предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц, например: «Директор звонил. Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте без него». С другой стороны, говорящий обязан учитывать реакцию слушающего и стремиться привлечь его внимание, вызвать интерес к сообщению. Поэтому в устной речи появляются интонационное выделение важных моментов, подчёркивание, уточнение каких-то частей, автокомментирование, повторы.

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа). Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более чёткой структурной организацией, но при этом говорящий должен стремится, чтобы его речь была непринуждённой, не «заученной», походила на непосредственное общение.

Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной неподготовленной речи много пауз, которые дают возможность говорящему подумать о дальнейшем. Устной речи свойственны также меньшая лексическая точность, даже наличие речевых ошибок, небольшая длина предложений.

Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. Слушающий не может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понята и осмыслена. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений.

Устная речь закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако она имеет несомненное преимущество в разговорном стиле речи.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка (и соответственно звуковой речи). С другой стороны, письмо – это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций. Письменная речь даёт возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения.

Материальной формой письменной речи являются буквы.

Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, имеющая цель сохранить её в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми в тех случаях, когда непосредственное общение невозможно. Основное свойство письменной речи – способность к длительному хранению информации.

Письменная речь развёртывается не во временном, а в статическом пространстве, что даёт пишущему возможность продумывать речь, возвратиться к уже написанному, перестроить предложения и часть текста, заменить слова, уточнить, обратиться к словарям и справочникам. Письменная речь использует книжный язык, употребление которого строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплённый, инверсия (нарушение порядка слов) нетипична. Для письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространённые определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение. Цитата- это введение в авторский текст дословных отрывков из произведений других, как правило, высокоавторитетных авторов | Диалог и монолог
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.