Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы процесса общения и коммуникации




Общение – это целостный процесс, который начинается с установления психологического контакта между партнерами и заканчивается разрывом психологического контакта. В акте общения, в котором принимает участие одновременно два че­ловека, можно выделить четыре этапа:

Этап 1: Переключение от общения с самим собой или другим партнером на общение с данным человеком. На этом этапе прерывается, заканчивается или оттесняется на задний план предыдущая деятельность, партнер становится важней­шим компонентом окружающей ситуации, начинается изуче­ние партнера. Фаза переключения обычно занимает секунды, однако, неполное прохождение этой фазы существенно затруд­няет последующий этап общения.

Этап 2: Установление психологического контак­та. От психологического контакта во многом зависит, каково будет первое слово, кто его произнесет, как оно прозвучит, и ка­кое воздействие окажет на партнера. На данном этапе продол­жается изучение партнера, выбирается стиль общения. В ходе установления контакта каждый из участников пытается опре­делить необходимый ему тип ситуации не только для себя, но и для партнера. Из выбора типа ситуации вытекает актуальные роли партнеров. Контакт чаще всего устанавливается с помо­щью невербальных (неречевых) средств общения, но иногда и словами. Психологический контакт считается установленным, когда у обоих участников сложилась уверенность в том, что партнер включился в процесс общения (например, когда чело­век замечает, что некоторые микродвижения партнера скоор­динированы с его собственными).

Этап 3: Обмен речевыми сообщениями. Основным этапом общения является обмен словесными текстами, в про­цессе которого партнеры выбирают соответствующий язык и формы общения, складываются конкретные формулировки аргументов. По времени обмен словесными текстами занима­ет обычно основную часть в процессе общения, но не трудно представить себе и такую ситуацию, в которой основное время уходит на установление контакта. Наиболее распространенная ошибка при общении – это сосредоточение всего внимания на третьем словесном этапе и недооценка важности остальных.

При более пристальном рассмотрении обмен речевыми со­общениями складывается из следующих процедур.

1. Зарождение идеи. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации, т. е. отправи­тель решает, какую значимую идею или проблему следует сде­лать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку от­правитель не затрачивает достаточного времени на обдумыва­ние идеи. Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией.

2. Кодирование информации. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, используя для этого слова, интонацию и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.

3. Выбор канала и передача информации. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время, как мы видели, передача явля­ется лишь одним из важнейших этапов, через которые необхо­димо пройти, чтобы донести идею до другого лица.

Передатчиком может быть как сам человек (его тело и голос), так и техническое средство (телефон, радио, телекс, телефакс, телевизор, компьютер, робот и т.п.), а также химическое или физическое состояние среды (жидкость, газ, твердые вещества, радиация, свет и т.н.). В качестве каналов используется сама среда (воздух, вода и свет) и различные технические устройства и приспособления (линии, волны и т.п.). Так, например, разговор двух лиц может осуществляться непосредственно по телефону или по радио. Как только передача послания или сигнала началась, коммуникационный процесс выходит из под контроля средства или человека, его пославшего. Отправленное послание обратно вернуть уже нельзя. В этот момент заканчивается этап отправления начинается этап получения передаваемой информации и понимания ее значения.

4. Декодирование информации. После передачи сообщения отправите­лем получатель декодирует его. Декодирование – это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, вы­бранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Обмен инфор­мацией следует считать эффективным, если получатель про­демонстрировал (вербально или невербально) понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.

Такая структура обмена сообщениями, находит свое отражение в модели ком­муникативного процесса, которая предложена американским журналистом Г. Лассуэллом. Она включает пять элементов:

1) КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

2) ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

3) КАК? (осуществляется передача) – Канал

4) КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

5) С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность

Таким образом, говоря о проблеме коммуникации в целом, можно выделить следующие три аспекта:

1. Техническая проблема: на сколько точно могут быть переданы символы коммуникации?

2. Семантическая проблема: насколько точно переданные символы выражают желаемый смысл?

3. Проблема эффективности: насколько эффективно воспринятый смысл влияет на людей в желаемом направлении?

Этап 4: Разрыв психологического контакта. Раз­рыв контакта требует ряд подготовительных действий. Подго­товка к разрыву идет на двух уровнях одновременно: на словес­ном (исчерпывание темы разговора или его прерывание фразой типа: «Извините, я тороплюсь») и на невербальном уровне (по­ворот туловища, изменение интонации, фиксирование взгляда на постороннем предмете и т. д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.