Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие как организация совместной деятельности

Чтобы учесть содержательный момент взаимодействия, мы должны рассматривать его как организацию совместной деятельности. Смысл взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность. Конкретной формой включения взаимодействия в контекст деятельности является способ организации деятельности.

Основные признаки совместной деятельности:

1) наличие общей мотивации, побуждения действовать вместе;

2) наличие единой цели;

3) объединение, совмещение и согласование (сопряжение) индивидуальных деятельностей. Выделяются следующие уровни согласованности:

- изолированность;

- предполагаемая взаимосвязанность;

- «молчаливое присутствие;

- влияние и взаимовлияние через коммуникацию;

- активная или действенная взаимосвязанность;

- коллективистская взаимосвязанность.

4) разделение единого пpоцесса деятельности на отдельные опеpации и pаспpеделение их между участниками;

5) согласование, кооpдинация индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой. Такое согласование достигается с помощью управления;

6) необходимость в упpавлении индивидуальными деятельностями;

7) наличие единого пpостpанства и одновpеменность выполнения индивидуальных деятельностей;

8) наличие единого конечного pезультата.

Психологическая структура совместной деятельности:

- общая цель – это идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов. Общая цель делится на частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает общность индивидов к цели;

- общий мотив – это сила, побуждающая индивидов к совместной деятельности;

- совместные действия – элементы деятельности, направленные на выполнение текущих задач;

- общий результат.

Л.И. Уманский выделил три возможные формы или модели организации совместной деятельности:

1) «совместно-индивидуальная деятельность»: каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого (пример – некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание);

2) «совместно-последовательная деятельность»: общая задача выполняется последовательно каждым участником (пример - конвейер);

3) «совместно-взаимодействующая деятельность»: имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными (пример – спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро).

Исследователи выделяют ряд социально-психологических типов взаимодействия:

1) сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;

2) противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

3) уклонение от взаимодействия: оба партнера стараются избегать активного сотрудничества;

4) однонаправленное содействие: когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

5) однонаправленное противодействие: один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым;

6) контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме);

7) компромиссное взаимодействие: оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Обобщение вышеперечисленных видов позволяет выделить два основных вида взаимодействия: 1) направленное на сотрудничество и кооперацию и 2) основанное на соперничестве и конкуренции, часто ведущих к конфликтному взаимодействию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инстанции Я и типичные способы поведения, высказывания | Психологические механизмы воздействия на других людей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 11798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.