Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика конфликта

Стили

В 1972 г. К. Томас и Р. Килменн выделили пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

1. Сотрудничество – попытка совместной выработки решения, учитывающей интересы всех сторон. Сотрудничество эффективно в том случае, когда:

а) есть возможность (время, желание) глубоко разобраться в причинах, вынуждающих стороны придерживаться своих позиций;

б) можно найти в разногласиях компенсирующие элементы;

в) нужно разрабатывать различные варианты решений;

г) конструктивно удается решать возникающие противоречия;

д) стороны готовы обсуждать варианты выхода из конфликта;

2. Конкуренция, соперничество – бескомпромиссная борьба за победу любыми средствами, упорное отстаивание своей позиции. Наиболее острая форма разрешения конфликтных ситуаций. Ее использование оправдано в том случае, когда:

а) есть уверенность в правильности и правомерности своей позиции, и есть средства ее защиты;

б) конфликт затрагивает область принципов и убеждений;

в) оппонентом является подчиненный, предпочитающий авторитарный стиль управления;

г) отказ от занятой позиции чреват невосполнимыми серьезными потерями;

д) в случае поражения произойдет потеря авторитета и товарищей.

Эта стратегия требует подбора весомых аргументов для дискуссии и адекватной оценки позиций оппонентов, а также наличия ресурсов для отстаивания своих позиций.

3. Уклонение, игнорирование – попытка выйти из конфликта, уклоняясь от него. Опасная стратегия. Использовать ее можно, если:

а) источник конфликта настолько тривиален, а последствия столь ничтожны, что ими можно пренебречь;

б) конфликтующие стороны могут разобраться без вашего вмешательства;

в) есть уверенность, что время ослабит напряженность ситуации и все разрешится само собой;

г) конфликт никак не влияет на производственные проблемы;

д) вовлеченность в конфликт не позволит решить более важные задачи.

Игнорирование конфликта может привести к его неконтролируемому росту.

4. Приспособление – стремление сгладить противоречия, часто за счет изменения своей позиции. Это эффективно в случаях, если:

а) есть желание разрешить конфликт любой ценой;

б) конфликт и его результаты мало затрагивают личные интересы;

в) налицо готовность пойти на односторонние уступки;

г) отстаивание своей позиции может занять много времени и отнять много сил (когда «игра не стоит свеч»).

5. Компромисс – решение конфликта путем взаимных уступок. Компромисс эффективен в тех случаях, когда:

а) аргументы конфликтующих сторон достаточно убедительны, объективны и правомерны;

б) необходимо разрешить конфликт путем принятия приемлемого для сторон решения в условиях недостатка времени;

в) стороны готовы разрешить конфликт на основе частичного решения проблемы;

г) путем небольших уступок можно сохранить важные деловые или личные контакты.

Существуют различные описания динамики конфликтов. Прежде всего, рассмотрим самую распространенную. Согласно данному описанию, любой конфликт состоит из трех фаз или периодов:

1. Предконфликтная стадия (латентный или инкубационный период).

2. Открытый период.

3. Послеконфликтый период (после его разрешения или преодоления).

1. ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД характеризуется:

1) возникновением объективной проблемной ситуации,

2) осознанием объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия,

3) попытками сторон разрешить проблемную ситуацию не конфликтными способами,

4) восприятие действий оппонентов как непосредственной угрозы своим интересам.

2. ОКТРЫТЫЙ ПЕРИОД. После того, как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. Открытый период включает:

- инцидент;

- эскалация конфликта: конфликтные действия или расцвет конфликта, а также его развитие;

- сбалансированное противодействие;

- завершение конфликта: угасание или преобразование конфликта.

1. Инцидент – конфликтный эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, в которой происходит столкновение интересов или целей участников. Именно с этого эпизода конфликт становится для оппонентов реальностью, в этот момент происходит осознание собственной включенности в конфликт.

Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться. В одних случаях так происходит потому, что конфликтанты расстаются, чтобы больше не встречаться; в других случаях конфликт исчерпывается инцидентом, так как оппонентам удается в ходе инцидента разрешить свои проблемы. Особый случай острый конфликт, когда речь идет об угрозе физической расправы, такой конфликт может завершиться гибелью одной из сторон или выведением ее из строя. Но при нормальном ходе развития событий инцидент перерастает в эскалацию.

2. Эскалация – резкая интенсификация борьбы оппонентов. Эскалация выражается в следующих признаках:

1) вытеснение адекватного восприятия партнера;

2) рост эмоционального напряжения;

3) переход от аргументов к претензиям и личным выпадам;

4) рост иерархического уровня нарушаемых интересов;

5) применение насилия;

6) потеря первоначального предмета разногласий;

7) расширение границ конфликта;

8) увеличение числа участников.

Эскалация может быть непрерывной с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями, временными улучшениями отношений.

Эскалация также может быть крутой, быстро вздымающейся до крайней точки резких проявлений враждебности; и вялой, медленно разгорающейся, а то и долго держащейся на одном и том же уровне. В последнем случае можно говорить о хроническом, затяжном конфликте.

3. Сбалансированное противодействие характеризуется тем, что стороны продолжают противодействовать, но интенсивность борьбы снижается. Однако действия по достижению согласия не предпринимаются.

4. Завершение конфликта. Оно заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта.

Основные формы завершения конфликта:

1) разрешение,

2) затухание,

3) урегулирование и устранение,

4) перерастание в другой конфликт.

1. Разрешение требует совместного участия оппонентов по изменению своих изначальных позиций. Это может произойти благодаря обоюдным уступкам или взаимному компромиссу противоборствующих сторон, либо установлением сотрудничества.

Разрешение может быть следующим:

- частичным (когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается);

- полным (конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений).

2. Затухание – это временное и частичное завершение конфликта. Противоречие, послужившее причиной столкновения, не разрешается, между оппонентами могут остаться напряженные отношения. К подобной форме завершения приводит:

- изменение приоритетов движущих оппонентами мотивов;

- потеря значимости объекта конфликтной ситуации;

- недостаточность сил для продолжения конфликта или истощение ресурсов.

3. Урегулирование и устранение конфликта – формы завершения, происходящие с участием независимых сторон.

Урегулирование может произойти и без согласия конфликтующих сторон. В результате проводимых переговоров третьи лица сводят конфликт к компромиссному разрешению, добиваются уступок со стороны главных субъектов конфликта.

Устранение конфликта основано на радикальном изменении элементов структуры конфликта. Это достаточно жесткая форма разрешения конфликта, но при некоторых конфликтах является единственно возможной.

Способы урегулирования при устранении:

- длительное временное недопущение взаимодействия конфликтующих сторон;

- обеспечение полного исключения взаимодействий оппонентов;

- ликвидирование объекта конфликта;

- удовлетворение интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия.

4. Перерастание в другой конфликт. Иногда при конфликтном взаимодействии появляется новый объект конфликта. Если его значимость для оппонентов более велика по сравнению с прежним объектом, то их взаимодействие перерастает в другой конфликт. Такая форма завершения конфликта возможна как при самостоятельных совместных действиях конфликтующих сторон, так и при участии в разрешении конфликта третьего лица.

3. ПОСЛЕКОНФЛИКТЫЙ ПЕРИОД. Послеконфликтная стадия состоит из 2 фаз:

1) частичная нормализация отношений характеризуется наличием негативных эмоций, не дающих возможности спокойно реагировать на действия противной стороны. Для этой фазы характерны переживания, осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязаний, отношения к партнеру, обострение чувства вины по отношению к нему;

2) полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия.

На этом этапе наступает пора подведения итогов, оценки результатов достигнутых или утраченных ценностей, отношений, ресурсов. Но при любом раскладе оконченный конфликт влияет как на конфликтантов, так и на социальную среду, в которой протекал конфликт. Последствия конфликта важны для всех.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тактики | Понятие малой группы и ее структура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.