КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности русской философии. 1. Особенности русской философии
Тема 7. ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ План: 1. Особенности русской философии 2. Философская мысль в Беларуси
Основными идеями русской философии были: 1. Идея соборности. Представитель славянофильства - А. Хомяков (1804-1860) - понимал соборность не только как атрибут церкви, а общий принцип устройства мира. Это есть множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство», оно присуще церкви, обществу, человеку, творчеству. Воплощением соборности является община. Каждый народ - коллективная личность. 2. Западническое направление в русской общественно-политической жизни самой главной считало идею свободы. В. Белинский отмечал: «Во мне родилась какая-то дикая, бешеная, фантастическая любовь к свободе и независимости человеческой личности». 3. Нравственные и религиозные мотивы в русской философии представляют Ф. Достоевский и Л. Толстой. Достоевский предал анафеме (в своих произведениях) культ сильной личности. Общественное зло, по его мнению, порождается не столько социальными условиями, сколько сложной природой человека. Ему нужно противопоставить самоусовершенствование личности. В этом он видел положительное влияние церкви. 4. Представитель идеи гуманизма Л. Толстой выступал за принципы «любви» и «непротивления злу насилием» как главные принципы жизни. 5. Вершиной достижения философской мысли в России было творчество В. Соловьёва (1853 – 1900). Он вошёл в философию как миссионер идеи Всеединства. Концепцию славянофилов о соборности, связанную только с русским этносом, он развил до великого Всеединства, охватывающего все культуры и народы. Он предостерегал от проповеди исключительности любого народа. В этике В. Соловьёв проповедовал христианскую любовь как объединяющее начало человечества. В учении В. Вернадского, как и всех русских космистов, главное внимание тоже было уделено идее единения. Природу они рассматривают как общий источник происхождения человека, объединяющее начало. Отсюда благоговейное отношение к природе и космосу в целом, ответственность человека в условиях могущественного воздействия человека как планетарной силы, её влияние на Космос (понятие ноосферы). Русский космизм представлен именами Н. Фёдорова, В. Соловьёва, Н. Умова, К. Циолковского, В. Вернадского, П. Флоренского, Н. Холодного, А. Чижевского. Главными идеями их учений были единство человека с космосом, космическая природа человека и космический масштаб человеческой деятельности. В русском космизме представлены две тенденции. Одна - это космизм либо с примесью фантастики, либо опирающийся на теологию. В философии «общего дела» Фёдорова центральной стала тема постоянного расширения поля деятельности человека, включающего в сферу своей активности космическое пространство. Человек овладевает не только пространством, но и временем. Благодаря познанию, опыту и труду, полагает Н. Фёдоров, человек даже способен обрести бессмертие и возвратить к жизни ушедшие поколения. В. Соловьёв в своей философии всеединства обосновывал идею о том, чтобы подготовить человечество к переходу на более высокую стадию эволюции, на которой возникает «богочеловечество», возвышенное и высокодуховное. В сотворчестве с Богом человечество должно изменить мир, освободив его от распада, уничтожения и гибели. Другая тенденция в русском космизме тесно связана с развитием естествознания. В 90-ые годы XIX ст. физик Н. Умов рассматривал человека и общество с точки зрения их места в универсальном процессе роста энтропии. Именно человеческую культуру он считал мощным фактором в космическом противодействии хаосу, увеличению энтропии. Эти идеи были развиты в учении К. Циолковского. Его известные всему миру технические разработки были продолжением его «космической философии». Космос он представлял наполненным различными формами жизни, даже бессмертными существами, способными непосредственно ассимилировать солнечную энергию. По его мнению, изменится также и физическая природа человека, достигнув совершенства. Наиболее полно идея космизма воплотилась в учении В. Вернадского о роли биосферы и ноосферы в истории Земли и Вселенной. Русский космизм привлекателен не только верой в безграничные способности человека, но и тем, что этот прогресс не мыслится вне единства всего человечества и его нравственного совершенствования.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |