КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социализация личности. Одним из основных понятий социально-психологического подхода к личности является социализация
Одним из основных понятий социально-психологического подхода к личности является социализация. Появляясь на свет как индивид, представитель человеческого рода, человек попадает в конкретную социокультурную среду. Социокультурная среда – это конкретно-исторический общественный организм, характеризующийся определенным типом культуры, сложившейся системой ценностей. Разные люди могут проявлять различную степень активности или пассивности в процессе социализации. Высшая степень активности индивида в этом процессе заключается в его способности определять направление социализации, включаясь в определенные системы отношений. Поэтому под социализацией можно понимать процесс, при котором предполагается возможность вхождения людей социокультурную среду через освоение ролей и соответственно приобретения определенных личностных качеств. Следовательно, можно говорить о двух процессах, происходящих одновременно, - типизации и индивидуализации. Типизация личности – это формирование типичных личностных свойств, которые задаются человеку группой и являются общими для всех ее представителей. Путь формирования таких свойств – целенаправленное социальное научение через образцы и подражание (например, в семье). Индивидуализация личности – выработка собственного опыта социального взаимодействия и общения, благодаря чему формируются личностные смыслы, убеждения, нормы и т.п., которые могут не совпадать с групповыми.
Итак, социализация – это процесс активного усвоения индивидом ценностей и норм общества и формирование их в систему социальных установок, которая определяет позиции и поведение индивида как личности в системе общества.
Институты социализации. Социально-психологическая сторона социализации позволяет выделить те институты общества, которые осуществляют сам процесс и для которых человек становится объектом воздействия. По своему социальному статусу эти институты могут быть формальными и неформальными. Первые (формальные) являются официальными учреждениями общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, ВУЗы, ССУЗы, учреждения культуры и т. д.). Вторые – неформальные институты – имеют социально-психологическую основу. Это разные социальные группы, от малых до больших, в которые оказывается включенным индивид (семья, класс, группа сверстников, референтная группа, профессиональная группа, этническая общность и т. д.). Семья играет особую роль на протяжении всей жизни, передает человеку, как духовные, так и материальные ценности. Главная ее роль – заложить основы соц. развития на фундаментальном опыте предыдущих поколений. Особенно велика ее роль в детском возрасте. Цели и способы воздействий формальных и неформальных институтов социализации часто не совпадают, вследствие чего возникает борьба между ним. Результаты этой борьбы носят самый различный характер: «дети улицы» как свидетельство поражения семьи и школы с референтными группами улицы; правонарушители, революционеры и бунтовщики; существование «двойной морали» граждан, отражающей разные системы ценностей, существующие в обществе. В различные периоды своей жизни человек по разному реагирует на социальные воздействия. Изменяется и роль различных институтов социализации в течение жизни индивида. В этой связи можно разделить процесс социализации на возрастные периоды, в которых психологическая и социально-психологическая стороны процесса имеют свою специфику.
Выделяют следующие стадии социализации:
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |