КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Феноменология (на примере творчества Э. Гуссерля)
Философия неотомизма П. Тейяра де Шардена. Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955). Священник, философ и ученый, специалист по палеоантропологии. На позиции материалистических изысканий принимает теорию эволюции. Он протестует против разделения материализма и идеализма и говорит о возможности объединения этих сторон философии через понятие энергии. Подчеркнем: идеи не новы, – это именно тот взгляд, который отстаивают довольно многие мыслители в истории философии, когда речь идет о физической или духовной энергии. Но в своей энергетической концепции Шарден ищет ответ на другой главный для него вопрос: что за особая энергия заставляет универсум развиваться по своей главной оси в менее вероятном направлении, создавая все более высокие формы сложности и внутренней сосредоточенности духа и жизни (в антиэнтропийном направлении)? В поисках ответа Шарден стремится домыслить до конца идеи эволюции. Причем, с его точки зрения, в цельной эволюционной картине мира наличие жизни неизбежно предполагает существование до нее беспредельно простирающейся пред-жизни. И одновременно бесконечность эволюции позволяет допустить возможность существования некоей сверхжизни. Эту свою идею он стремился подтвердить собственными научными исследованиями, которые привели его к выводу, что человек находится на некой оси эволюции мира, является пунктом сосредоточения, гоминизации и сверхгоминизации универсального стремления к жизни. Жизнь, достигнув своей мыслящей ступени должна продолжаться, поднимаясь структурно все выше. Поэтому в какой-то форме нас ждет в будущем не только продолжение жизни, но и сверхжизнь, как результат мегасинтеза.
Эдмунд Гуссерль (1859-1938) – выдающийся немецкий мыслитель, родоначальник одного из направлений современной философии – феноменологии, что буквально означает учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предметов и событий. По Гуссерлю, феноменология – это «строго научная философия» о феноменах сознания как о чистых «сущностях, образующих мир идеального бытия, о «самоочевидных логических принципах», дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания, во всей его частной конкретике, что осуществляется с помощью многоступенчатого метода «феноменологической редукции». В результате из рассмотрения исключаются весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории и сам вопрос о существовании того, что является предметом исследования. И лишь этим путём мы возвращаемся «к самим вещам» в виде сферы сознания, свободной от отношения реальности, но сохраняющей всё богатство своего содержания. Такая редукция представляет собой приём обоснования, идеализации. Следовательно, феноменология по своей сути является наукой факта – предельно обобщённого и идеализированного. Сам Гуссерль называет её дескриптивной, т.е. описательной, наукой. По Гуссерлю, науки о природе и обществе непременно нуждаются в определённом философском обосновании. Гуссерль определил объект, цели и метод философии следующим образом: Её основной объект – это научное знание и познание, Её цель – построить науку о науке, т.е. «наукоучение». Решающая проблема теории познания – проблема объективности знания. Гуссерль призывал к уклонению от догматических принципов и какого-либо утверждения в целом. В результате редукции остаётся последнее неразложимое единство сознания – интенциональность, т.е. направленность сознания на предмет. Гуссерль под интенциональностью понимал такую направленность сознания, свободную от индивидуально-психологических, социальных и иных факторов. Таким своеобразным способом Гуссерль стремился решить гносеологический вопрос о связи субъекта и объекта. Феноменология призвана служить своего рода связующим звеном между ними, быть одновременно представителем духовного мира и трансцендентного мира сущего. В этом Гуссерль видел метод постижения сущности событий.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |