Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетная система и принципы ее построения. Функциональная и экономическая классификация расходов бюджета




Функциональная и экономическая классификация расходов бюджета

Доходы государственного бюджета и их классификация

Лекция № 11

Функционирование бюджета осуществляется во взаимодействии двух его особых экономических форм – доходов и расходов, каждая из которых имеет специфическое общественное назначение.

Государственные доходы – это совокупность различных видов поступлений в фонды государства, которые необходимы ему для выполнения своих задач и функций. К государственным доходам относятся доходы бюджетов государства, государственные целевые фонды (Пенсионный фонд, фонды государственного социального страхования и т.п.), а также доходы государственных предприятий, то есть прибыль, которая остается после уплаты этими предприятиями налогов и обязательных платежей.

Доходы, которые мобилизуются в бюджетах, выступают одним из главных средств внедрения в жизни государственных мероприятий. Это дает возможность сосредотачивать бюджетные ресурсы на приоритетных направлениях экономического и социального развития.

Ведущее место в системе доходов государства занимают доходы бюджетов государства – государственного и местных бюджетов.

Доходы бюджетов Украины формируются за счет различных источников.

При составлении проекта бюджета происходит планирование его доходов, которые должны определять сумму средств привлеченных в бюджет для финансирования развития народного хозяйства, социально-культурной сферы, потребностей обороны, содержание органов власти и управления.

В процессе планирования доходов бюджетов всех уровней может быть обеспечено их выполнение по всем источникам их создания.

Доходы бюджета подразделяются в зависимости от различных признаков.

По социально-экономическим признакам доходы бюджета включают доходы, которые поступают от предприятий, организаций, и населения.

По источникам создания различают поступления от предприятий и организаций государственных и других форм собственности, прочие поступления.

По методам изъятия доходы бюджета включают в себя налоговые или неналоговые поступления.

В зависимости от частоты появления в бюджете доходы могут быть обычными и чрезвычайными.

Доходы бюджета также подразделяются по признакам бюджетной классификации. Бюджетная классификация представляет собой единое систематизированное группирование доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация обеспечивает четкость бюджетного планирования и прогнозирования, соответствие показателей всех видов бюджетов, а также предоставляет возможность объединять как отдельные индивидуальные сметы, так и составлять сводные сметы расходов по соответствующим звеньям бюджетной системы.

 

В соответствии с бюджетной классификацией, доходы бюджета по источникам формирования подразделяются на четыре группы:

1. Налоговые поступления

2. Неналоговые поступления

3. Доходы от операций с капиталом

4. Трансферты.

1. Налоговыми поступлениями являются предусмотренные налоговым законодательством Украины общегосударственные и местные налоги, сборы и прочие обязательные платежи. К налоговым поступлениям относятся:

налоги, которые взимаются с дохода отдельных лиц и с прибыли предприятий (налог на прибыль, подоходный налог с граждан);

налоги за пользование имуществом, налоги на собственность (налог из собственников транспортных средств, налог на имущество);

платежи за использование природных ресурсов (лесных, водных ресурсов, плата за землю);

налоги и сборы, которыми облагаются производство, продажа, передача товаров (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, лицензии на предпринимательскую и профессиональную деятельность);

налоги на международную торговлю и внешние операции (ввозная и вывозная таможенная пошлина, консульские сборы);

другие налоги (местные налоги и сборы).

2. Неналоговые поступления включают в себя:

доходы от собственности и предпринимательской деятельности, (поступления специализированных средств бюджетных учреждений, поступления от превышения валовых доходов над расходами Национального банка Украины, поступления в бюджет сумм процентов банков за пользование временно свободными бюджетными средствами, поступления дивидендов от субъектов предпринимательской деятельности, образованных с участием государственных предприятий и организаций, рентную плату за нефть);

административные сборы и платежи (сборы, которые взимаются Государственной автомобильной Инспекцией Украины, плата за содержание детей в школах-интернатах, плата за аренду целостных имущественных комплексов государственных предприятий, плата за предоставление определенных государственных услуг);

поступления от штрафов и финансовых санкций, не связанных с нарушением налогового законодательства (суммы, изъятые у виновных лиц за вред, причиненный предприятию, учреждению, организации, поступления штрафных санкций за нарушение правил пожарной безопасности, административные штрафы и прочие санкции, предусмотренные действующим законодательством).

3. Доходы от операций с капиталом охватывают реализацию основного капитала, государственных запасов товаров, земли и нематериальные активы.

4. Трансферты – это средства, полученные от других органов государственной власти, органов власти АР Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на безвозмездной и невозвратной основе.

 

Государственный бюджет Украины состоит из общего и специального фондов.

Общий фонд Государственного бюджета включает:

поступления в Государственный бюджет, определенные для обеспечения финансовыми ресурсами общих выплат и не предназначенные для конкретной цели;

выплаты из Государственного бюджета Украины, осуществление которых предполагается за счет поступлений в общий фонд Государственного бюджета.

Специальный фонд Государственного бюджета включает на конкретные цели и выплаты, которые ведутся за счет этих поступлений.

 

Государственные расходы – это денежные затраты, которые осуществляются за счет финансовых ресурсов, находятся в распоряжении государства и связаны с выполнением государством своих функций.

Государственные расходы предназначены обеспечивать решение важных и масштабных государственных задач: финансирование приоритетных мероприятий, связанных с ускорением развития основных областей экономики, создание финансовых возможностей для усовершенствования производственной и социальной инфраструктуры.

Государственные расходы осуществляются в форме бюджетных кредитов, государственных дотаций, субвенций, инвестиций, а также сметного финансирования – метода безвозвратного, безвозмездного отпуска денежных средств на содержание учреждений, которые находятся на полном финансировании из бюджета. Государственные расходы позволяют развивать систему образования, культуры, здравоохранения, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения.

Расходы бюджета, как основная часть государственных расходов, представляют собой затраты, которые возникают в связи с выполнением государством своих функций. Эти расходы выражают экономические отношения, на основе которых осуществляется процесс использования средств централизованных денежных фондов по различным направлениям.

В соответствии с Бюджетным кодексом Украины расходы Государственного бюджета содержат бюджетные назначения, которые устанавливаются Законом о Государственном бюджете на конкретные цели и связанны с реализацией Государственных программ.

 

Расходы бюджета классифицируются по функциональным и экономическим признакам.

Функциональная структура расходов строится в соответствии с основными функциями государства, которые изложены в виде разделов расходов.

Функции, выполняемые государством, можно разделить на 4 категории:

1. Государственные услуги общего назначения, включают в себя деятельность государственных органов, не связанную с предоставлением услуг отдельным лицам или хозяйственным единицам. В состав этой категории входят:

государственное управление;

судебная власть;

международная деятельность;

фундаментальные исследования и содействия научно-техническому прогрессу;

национальная оборона;

правоохранная деятельность;

обеспечение безопасности государства.

2. Общественные и социальные услуги – предоставляются обществу и непосредственно гражданам:

образование;

здравоохранение;

социальная защита и социальное обеспечение;

жилищно-коммунальное хозяйство;

культура и искусство;

средства массовой информации;

физическая культура и спорт.

3. Государственные услуги, связанные с экономической деятельностью – государственные расходы на регулирование и повышение эффективности хозяйственной деятельности. В состав этой категории входят расходы на:

промышленность и энергетику;

строительство;

сельское хозяйство;

лесное хозяйство, рыболовство, охота;

транспорт;

связь;

дорожное хозяйство, телекоммуникации и информатика;

услуги, связанные с экономической деятельностью относительно реализации проектов многоцелевого развития, связанные с формированием общей экономической политики, управлением в области стандартизации, гидрометеорологии, геодезии и контролем за производством;

охрану окружающей среды;

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;

пополнение государственных запасов и резервов.

4. Обслуживание государственного долга. К этой категории относятся:

расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга;

расходы резервных фондов

 

По экономическим признакам расходы сведены в единые экономические категории, и отображают распределение средств, направленных на текущие или капитальные расходы.

К текущим расходам по предметным признакам относятся:

затраты на товары и услуги (заработная плата работников бюджетных учреждений, начисления на нее, приобретение материалов, командировочные расходы, оплата коммунальных услуг, услуг по содержанию бюджетных учреждений, на научные исследования и разработки);

выплата процентов банковскими учреждениями по внутренним и внешним долгам;

субсидии и текущие трансфертные платежи.

Под капитальными расходами понимают платежи с целью приобретения капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов товаров, земли, нематериальных активов. Они включают:

приобретение основного капитала;

создание государственных запасов и резервов;

капитальные трансферты (внутренние и внешние). Капитальные расходы составляют основу расходов развития, предназначенных для финансирования инвестиционной и инновационной деятельности.

Ведомственная классификация расходов бюджета определяет перечень главных распорядителей бюджетных средств. На ее основе Государственное Казначейство Украины и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей бюджетных средств. Законом Украины «О Государственном бюджете Украины» устанавливается порядок распределения расходов Государственного бюджета между главными распорядителями средств –министерствами, ведомствами, центральными органами исполнительной власти в рамках установленных ассигнований.

Получение средств из Государственного бюджета для осуществления расходов, связанных с выполнением своих функций, предоставляется главным распорядителям средств на основании специальных полномочий, которые называются бюджетные назначения.

Бюджетная система Украины – это совокупность отдельных ее звеньев, юридически связанных между собой, которая базируется на общепринятых принципах и отвечают международным стандартам.

Бюджетная система Украины основывается на принципах:

1. Принцип единства бюджета означает существование единого счета доходов и расходов: каждого звена, бюджетной системы. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, единой бюджетной классификацией, единством форм бюджетной документации, единой денежной системой, единой социально-экономической политикой.

2. Принцип сбалансированности означает, что полномочия на осуществление затрат бюджета должны, отвечать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период.

3. Государственный бюджет Украины, бюджет Автономной Республики Крым, местные бюджеты являются самостоятельными. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных доходных источников и правил определения направлений их использования соответственно законодательству Украины.

4. Принцип полноты состоит в отображении в бюджете всех доходов и расходов.

5. Принцип обоснованности означает, что бюджет формируется на реалистических макропоказателях экономического и социального развития государства, и расчетах поступлений в бюджет и затраты бюджета, которые осуществляются соответственно утвержденных методик и правил.

6. Принцип эффективности состоит в том, что при составлении и выполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижению максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип субсидиарности – это распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами, которые основывается на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю.

8. Принцип целевого использования бюджетных средств состоит в использовании их только на цели, определенные бюджетными назначениями.

9. Принцип справедливости обеспечивает базирование бюджетной системы Украины на основах справедливого распределения общественного богатства в стране.

10. Принцип публичности и прозрачности означает, что государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решение относительно отчета о их выполнении принимаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими советами.

11. Принцип ответственности участников бюджетного процесса требует ответственности их за свои действия или бездеятельность на каждой стадии бюджетного процесса.

Бюджетная система Украины состоит из Государственного бюджета и местных бюджетов. Местными бюджетами признаются бюджет АР Крым, бюджеты области, районов и бюджеты местного самоуправления. К бюджетам местного самоуправления относятся бюджеты территориальных общин, сел, поселков, городов и их объединений.

Совокупность показателей всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины, является сводным бюджетом Украины (рис. 4). Он используется для анализа и прогнозирования экономического и социального развития Украины.

 

Рис. 4. Структура бюджетной системы Украины

 

 

Сводный бюджет АР Крым объединяет показатели бюджета АР Крым и сводит бюджеты районов и городов республиканского значения.

Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета и сводных бюджетов районов и городов областного значения этой области.

Сводный бюджет района объединяет показатели районного бюджета, бюджеты городов районного значения, поселковые и сельские бюджеты этого района.

Сводный бюджет города, который имеет районное деление, включает городской бюджет и бюджеты районов, которые входят в его состава.

В бюджетную систему входят два самостоятельных звена – два бюджета городов республиканского значения – Киева и Севастополя.

Бюджетная система Украины объединяет свыше 11200 бюджетов.

 

Таблица 1

Показатели выполнения сводного бюджета Украины

Показатели       2011 (янв.-сент.)
млн. грн в % млн. грн в % млн. грн в % млн. грн в %
Доходы                
Налоговые поступления, в т.ч.   73,3   76,3   72,1   74,5
налог на доходы физических лиц 34782,1 15,8 45895,8 15,4 44485,3 15,4 36216,3 16,8
налог на прибыль предприятий 34407,2 15,6 47856,8 16,1   11,5 27469,3 12,8
НДС 59382,8   92082,6 30,9 84596,7 29,3 55743,2 25,9
акцизный сбор с произведенных в Украине товаров 9072,2 4,12 10230,1 3,43 17934,5 6,21 17017,1 7,9
акцизный сбор с ввезенных на территорию Украины товаров 1495,5 0,68   0,86   1,28 3439,7 1,6
ввозная пошлина 9588,9 4,36 11932,8 4,01 6328,8 2,19 5828,8 2,71
Неналоговые поступления 48555,8 22,1 60495,2 20,3 74048,4 25,7 50509,2 23,5
Доходы от операций с капиталом 6373,4 2,9 6702,4 2,25 3653,1 1,27 2360,2 1,1
От правительств зарубежных стран и международных организаций 104,5 0,05 135,2 0,05 645,3 0,22 118,7 0,06
Целевые фонды 3641,2 1,66   1,12 2159,5 0,75 2005,8 0,93

 

Как видно из таблицы, наибольший удельный вес в доходах сводного бюджета занимает НДС – 25-30%. А три главных налога – НДС, НДФЛ и налог на прибыль – дают бюджету практически до 60% доходов. А если к этой троице добавить акциз и ввозную пошлину, то получим уже 70%. Итого на все прочие налоги остается 5-6% доходной части бюджета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.