Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговая система, принципы ее построения

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и платежей, принципов, форм и методов их установления, изменение или отмена, действий, обеспечивающих их уплату, контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства. В целом налоговую систему можно представить как систему отношений, которые возникают между государством и налогоплательщиками, а также как стратегию в различных экономических условиях.

В период развитых рыночных отношений налоговая система является важным элементом регулирования экономических и социальных процессов в государстве.

Обязательным условием эффективности налоговой системы является соблюдение основных принципов ее организации.

Действующая налоговая система Украины основывается на Законе Украины «О системе налогообложения» от 18 февраля 1997 года.

В этом Законе сформулированы принципы построения и назначения системы налогообложения. Такими принципами являются:

1. Стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности – введение льгот относительно налогообложения прибыли, направленного на развитие производства.

2. Обязательность – внедрение норм относительно уплаты налогов и сборов, определенных на основании достоверных данных об объектах налогообложения за отчетный период и установление ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства.

3. Равнозначность и пропорциональность – взыскание налогов с юридических лиц осуществляется в определенной доле от полученной прибыли и обеспечение уплаты равных налогов и сборов на равные прибыли и пропорционально больших налогов и сборов – на большие доходы.

4. Равенство – недопущение любых проявлений налоговой дискриминации – обеспечение одинакового подхода к субъектам хозяйствования (юридических и физических лиц, включая нерезидентов) при определении обязанностей относительно уплаты налогов и сборов.

5. Социальная справедливость – обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения путем внедрения экономически обоснованными не облагаемыми налогами минимума доходов граждан и применение дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, которые получают высокие и сверхвысокие доходы.

6. Стабильность – обеспечение неизменности налогов и сборов, их ставок, а также налоговых льгот на протяжении бюджетного года.

7. Экономическая обоснованность – установление налогов и сборов на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей с учетом необходимости достижения сбалансированности затрат бюджета с его доходами.

8. Равномерность уплаты – установление сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования затрат.

9. Компетенция – установление и отмена налогов и сборов, а также льгот их плательщикам осуществляется соответственно законодательству о налогообложении исключительно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым, городскими советами.

10. Единый подход – обеспечение единого подхода к разработке налоговых законов с обязательным определением основных элементов налога.

11. Доступность – обеспечение доходчивости норм налогового законодательства для налогоплательщиков. Поскольку налоговая система на практическом уровне является совокупностью отдельных налогов, платежей и сборов, поэтому критически важным становится определение их перечня, состава, который сделает налоговую систему способной реализовывать те функции, которые обеспечат ее эффективность.

 

4. Налоги – основной источник доходов бюджета

В Украине устанавлены общегосударственные и местные налоги и сборы.

К общегосударственным относятся налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Украины.

К местным относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с перечнем и в пределах граничных размеров ставок, определенных Кодексом, решениями сельских, поселковых и городских советов в пределах их полномочий, и обязательны к уплате на территории соответствующих территориальных единий.

Общегосударственные налоги и сборы:

1. налог на прибыль предприятий;

2. налог на доходы физических лиц;

3. налог на добавленную стоимость;

4. акцизный налог;

5. сбор за первую регистрацию транспортного средства;

6. экологический налог;

7. рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака по территории Украины;

8. рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемые в Украине;

9. плата за пользование недрами;

10. плата за землю;

11. сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины;

12. сбор за специальное использование воды;

13. сбор за специальное использование лесных ресурсов;

14. фиксированный сельскохозяйственный налог;

15. сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;

16. пошлина;

17. сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками;

18. сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.

Зачисления общегосударственных налогов и сборов в государственный и местные бюджеты осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Украины, устанавливаются Верховной Радой Украины и взимаются на всей территории Украины.

Порядок начисления обязательных платежей в Государственный бюджет, бюджет АР Крым, местные бюджеты и государственные целевые фонды определяется в соответствии с законодательством Украины.

 

К местным налогам относятся:

1. налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;

2. единый налог.

К местным сборам относятся:

1. сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;

2. сбор за места для парковки транспортных средств;

3. туристический сбор.

Механизм взимания и порядок уплаты местных налогов и сборов устанавливается решениями местных советов на основании законодательных актов Украины «о системе налогообложения» и «о местных налогах и сборах», и взимаются на территории той административной единицы, на которой они утверждены. Зачисление местных налогов и сборов в соответствующие местные бюджеты осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Украины.

 

В новом Налоговом Кодексе перечень местных налогов и сборов подвергся существенным изменениям.

Местным налогам посвящен раздел XII Налогового кодекса, статьи 265-268. Вместо 14 налогов и сборов, которые предусматривались предыдущим нормативно-правовым документом – Декретом КМУ «О местных налогах и сборах», в Налоговом кодексе предусмотрено всего пять: налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, единый налог, сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, сбор за места для парковки транспортных средств и туристический сбор.

Среди них «старым» можно назвать единый налог, который пока регулируются Указом Президента 1998 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», и сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, который раньше назывался плата за торговый патент. Хорошо забытым старым является новый туристический сбор, который, по сути, представляет собой отмененый в 2004 г. гостиничный сбор.

И совершенно новыми можно назвать сбор со старым названием за места для парковки транспорта, но с совершенно новым механизмом (рассчитывается не за время парковку, а за площадь стоянки) и налог на недвижимое имущество (вводится с 1 января 2012 г.).

 

Налоговые поступления являются основным источником доходов бюджетов всех уровней.

Соотношение между отдельными налогами, благодаря которому наполняется бюджет, изменения их влияния на состояние экономики в целом, применение анализа системы налогообложения через его структуру позволяет глубже понять сущность налоговой системы, ее организацию, задачи, закономерности развития, оптимальные пути и методы управления.

Налогам принадлежит ведущая роль в обеспечении выполнения государством своих функций относительно регулирования экономических процессов в обществе.

Система налогообложения служит основой экономической жизни каждой страны. Она обеспечивает финансовую базу государства и одновременно является главным инструментом реализации его экономической политики.

Составной частью экономической и финансовой политики является налоговая политика. Она представляет собой деятельность органов государственной власти в сфере налогов и выражается в разработке и реализации системы мероприятий в области налогообложения.

По мнению специалистов, сегодня в налоговой сфере следует максимально использовать имеющиеся возможности усовершенствования налоговой политики. С этой целью необходимо, с одной стороны, создать ряд предпосылок для достижения эффективности налоговых реформ, а с другой – осуществить ряд конкретных мероприятий, направленных на усовершенствование собственно налоговой системы.

К решающим задачам, которые стоят перед концепцией налоговых реформ, также следует отнести гармонизацию общегосударственных интересов и интересов налогоплательщиков. Именно степень владения механизмом согласования интересов сторон налоговых отношений в результате определяет эффективность налогообложения и его направленность на социальное развитие.

Жизнеспособность налоговой системы зависит также от уровня организации налоговой службы государства.

Налоговая служба – это совокупность государственных органов, которые организуют и контролируют поступление налогов и налоговых платежей. В Украине функции налоговой службы выполняет Государственная налоговая администрация. Ее статус, задачи, функции и правовые основы деятельности определены в Законе Украины «О Государственной налоговой службе в Украине».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 14. Классификация налогов по отдельным признакам | Пенсионный фонд
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.