В большинстве случаев сертификация проводится добровольно, по желанию изготовителя или поставщика продукции и дает им возможность удостовериться самим и заявить всем, что их продукция (товар, услуга) соответствует тем или иным требованиям. Но в ряде случаев, не являясь формально обязательной, сертификация становится таковой из-за экономической целесообразности ее в условиях острой конкуренции, из-за того, что заказывающие продукцию структуры (министерства, оптовые торговые компании) отдают предпочтение сертифицируемой продукции. В некоторых случаях изготовители и потребители сами организуют систему сертификации, кладя в ее основу совместно разработанные требования к продукции, ее производству, методам испытаний. Так, например, действует система сертификации нефтегазового оборудования Американского института нефти (API). Изделия этого вида (насосы, буровые трубы, арматура и т.д.), не подвергавшиеся сертификации в этой системе и не маркированные знаком API, продаются на мировом рынке со значительной скидкой. В странах с высоким уровнем развития экономики действуют десятки и сотни систем добровольной сертификации продукции. На добровольной основе проводится сертификация систем качества, иногда по прямому требованию заказчика.
Во всех странах действуют законодательные или нормативные акты, устанавливающие обязательные требования к продукции, а в ряде случаев и обязательность их сертификации. Это приводит к тому, что товар разрешается к реализации или использованию только после положительной сертификации, за проведением которой следят государственные органы.
Обязательная сертификация распространяется, как правило, на подтверждение безопасности потребительских товаров, а также некоторых видов оборудования и транспортных средств. В России обязательность сертификации уже установлена некоторыми законодательными актами, прежде всего законом "О защите прав потребителей".
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»
Часть I. История философии
I. Философия, ее место в культуре, смысл и предназначение.
II. Философия Древнего Востока (Индия, Китай).
III. Феномен античной философии.
IV. Особенности средневековой философии.
V. Философия Нового времени.
VI. Немецкая классическая философия.
VII. Неклассическая и постклассическая западная философия.
VIII. Русская философия: от истоков до наших дней.
Часть II. Проблемы философии
IX. Проблемы онтологии: бытие, материя, диалектика.
X. Проблемы гносеологии: сознание, познание, истина.
XI. Проблемы антропологии: человек и личность.
XII. Проблемы аксиологии: ценности бытия и человека.
XIII. Философия природы и культуры.
XIV. Философские проблемы науки.
XV. Философия общества и истории.
XVI. Философия и будущее современной цивилизации.
Часть I. История философии
Философия, ее место в культуре, смысл и предназначение.
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем
Три основные формы мировоззрения, выделяемые в истории человечества
Мифология
Религия
Философия
Философия– особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Она представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Отличия философского
мировоззрения от религиозного и мифологического
Основные стадии эволюции
философии как мировоззрения
- философское мировоззрение основано на знании (а не на вере);
- философское мировоззрение опирается на четкие понятия и категории.
- Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени)..
Структура философии
Функции философии
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, назначение.
Философия Древнего Востока (Индия, Китай)
Китайская философия
Даосизм
- уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов («шэнов»).
- Ригведа;
- Самаведа;
- Яджурведа;
- Атхарваведа.
Эпический этап (VI – II вв. до н.э.), наиболее известными источниками которого являются две поэмы – эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
Философские школы, развивающие ведическое учение («даршаны»), возникающие в этот период
- йога;
- ньяя;
- веданта;
- миманса;
- вайшешина;
- санкхья.
Эра сутр (II в. до н.э. – VII в. н.э.) – кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.), - завершает период древнеиндийской философии.
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм.
В XVIII – XX вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).
Древнеиндийская философия
Ведический период (XV – VI вв. до н.э.). Веды (дословно – «знания») – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племена арийцев. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части ведупанишады, в которых дается философская трактовка содержания вед.
Феномен античной философии
- атомисты.
Философия Сократа
Философия Платона
Философия Аристотеля
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».
Феномен средневековой философии
- мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
- выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на себя грехов всего человечества;
- провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
- выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
- человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
- господствовали догматы о творении (всего Богом) и откровении (Бога о самом себе – в Библии);
- Тертуллиан Карфагенский (160-220);
- Николай из Отрекура (XIV в.).
- Уильям Оккам (1285-1349);
- Пьер Абеляр (1079-1142);
- Ансельм Кентерберийский (1033-1109);
- Фома Аквинский (1225-1274);
- Боэций (480-524);
- Альберт Великий (1193-1280);
- Августин Блаженный (354-430);
Наиболее яркие представители
- начала зарождаться еще в Римской империи в I – V вв.н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V – XIII вв. н.э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения);
- отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.
- изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
- теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
Основные черты
Особенности
Средневековая теологическая философия – ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – его творения.
- основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии», комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля
- идея (форма) вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
- форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;
- форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;
- суть любой вещи – единство формы и материи;
- все состоит из материи и формы (идеи);
Исходя из данных посылок, согласно Фоме
- сущность и существование едины только в Боге, то есть Бог не может быть обратим – он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от внешних факторов.
- доказывает, что бытие и благо обратимы, т.е. Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, т.е. мир непостоянен;
- считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
- разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию), это одна из ключевых идей католичества;
Исследуя проблему бытия, Фома Аквинский
- цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.
- случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
- степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т.д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог;
- причина: все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего – Бог;
- движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим – следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог;
Пять доказательств существования Бога Фомы Аквинского
- автор томизма - одного из господствующих направлений католической Церкви;
- крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики;
Фома Аквинский(1225-1274) –
доминиканскиймонах
Философия Фомы Аквинского
Философия Фомы Аквинского
Философия эпохи Возрождения
- великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
- повышение уровня образованности в Европе в целом;
- отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
- появление первых парламентов;
- укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
- усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
- развитие ремесла и торговли;
- кризис феодализма;
- совершенствование орудий труда и производственных отношений;
Предпосылки возникновения
- научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).
Философией эпохи Возрожденияназывается совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяли антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Философия Нового времени
Особенности
Эмпиризм
Проблема познания в философии Ф. Бэкона (Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – английский философ и политический деятель (в 1620-1621 гг. – лорд-канцлер Великобритании, второе лицо в стране после короля), основатель эмпирического (опытного) направления в философии).
Философия Ф. Бэкона
Основные положения
- следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
- мыслить может реально существующий человек;
- сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, мыслит;
- следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
- в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т.д.);
- зато в абсолютно любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т.д.);
Доказательство Декартом первичности разума
по отношению к бытию и познанию – главной идеи рационализма
- выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».
- стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направления в философии;
- выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
- обосновал ведущую роль разума в познании;
Значение философии Декарта
Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) – видный французский философ и ученый-математик. Является автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую».
- поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
Философия Р.Декарта
- был убежденным материалистом;
- в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;
- целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека;
- разработал теорию государства;
- считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;
Томас Гоббс (1588 – 1679) – ученик и продолжатель философской традиции Ф.Бэкона
- первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.
Философия Т.Гоббса
- идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, Который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;
- цель философии – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;
- источником опыта выступает внешний мир;
- сознание – пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт, - tabula rasa);
- в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);
- мир материалистичен;
Основные положения философии Дж. Локка
Джон Локк (1632 – 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии Нового времени
- идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.
Философия Дж.Локка
- человек состоит из двух идеальных начал: «впечатления внешнего опыта» - приобретенные знания и опыт; «впечатления внутреннего опыта» - аффекты, страсти;
- без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;
- проблема отношения бытия и духа неразрешима;
- человеческое сознание склонно к идеям;
- сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы – опыта, знаний, чувств);
Основные идеи
Дэвид Юм (1711 – 1776) – английский философ, субъективный идеалист
- аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.
Философия Д.Юма Немецкая классическая философия
Философия И.Канта
Историческое значение философии Канта
- единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).
- данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но одновременно едины по своей сути и взаимодействуют;
- все – Мировой дух, «конечный дух» - человек, предметы и явления окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т.д.);
Механизм развития
(от абстрактного к конкретному)
- данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.
- в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития (бытие и небытие дают синтез – «становление», который является новым тезисом);
- данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность (антитезис бытия – «небытие»);
- существует определенный тезис (в качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие»);
Диалектика (понятие впервые четко сформулировано Гегелем) – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.
Смысл диалектики
Философия Гегеля
- отрицание диалектики;
- отрицание единства философии и религии;
- доказательство невозможности отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея – лишь догадка разума, выдумка Гегеля;
- отрицание наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;
- отрицание идеи тождества бытия и мышления;
Критика идеалистической философии
- философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.
Философия Л.Фейербаха
Марксизм
- превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис традиционных буржуазных ценностей (брака, нравственности).
- нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848-1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);
- крушение идеалов Великой французской реаолюции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;
- бурное развитие науки и техники;
- предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в. и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);
Явления, способствовавшие возникновению марксизма и марксистской философии
- «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельса.
- «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф.Энгельса;
- «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса;
- «Диалектика природы» Ф.Энгельса;
- «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К.Маркса и Ф.Энгельса;
- «Манифест Коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса;
Марксистская философиябыла создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) во 2-ой половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм)
- для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;
- основной путь для получения научного знания в философии – эмпирическое наблюдение;
- философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, «внутреннюю сущность» окружающего мира и другие далекие от науки проблемы;
- философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;
- философия не должна стремиться стать «царицей наук», сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением – она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук.
- метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление