Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество продукции

Качество работы

Качество фирмы

Качество

Система показателей качества продукции.

Административные и экономические подходы к управлению качеством.

Сущность качества.

Лекция 2.

1. Качество выпускаемой продукции относится к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы, предприятия в условиях рынка, темпы НТП, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка, стратегии, организация производства, маркетинг и т.д.

Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Увеличение производства высококачественных изделий должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности товара на внутренних и мировых рынках.

Современным предприятиям необходимо научиться более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержание необходимого уровня качества во всех стадиях жизненного цикла продукта.

Понятие качества регламентировано ГОСтом № 15467-79.

Согласно этому документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, товара, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Требование к качеству на международном уровне определены стандартами ISO серии 9000. Эти стандарты установили четкие требования к системе обеспечения качества. Они положили начало сертификации системы качества.

Таким образом, возникло самостоятельное направление менеджмента «менеджмент качества».

Наверху пирамиды находится тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции.

Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. На этом этапе оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.

Производитель должен проявлять заботу о качестве в течение всего периода потребления продукции, а также он должен обеспечить необходимое послепродажное обслуживание.

Важнейшими свойствами для оценки качества являются:

1) технический уровень – который отражает материализацию продукции научно-технических достижений;

2) эстетический уровень – который характеризуется комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;

3) эксплуатационный уровень – связанный с технической стороной использования продукции (уход, ремонт);

4) техническое качество – предполагающее гармоничную увязку ожидаемых и фактических потребительских свойств в эксплуатации изделия (надежность, срок службы).

Таким образом, качество является комплексным понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности предприятия.

2. Административный подход предполагается увеличение качества выпускаемой продукции до 100%.

Качество продукции расчленяется по стадиям жизненного цикла продукта (ЖЦП).

ЖЦ изделия начинается с маркетинговых исследований и разработок, включает производство, реализацию, эксплуатацию и утилизацию или потребление.

Выделяются и исследуются этапы и операции наиболее способствующие образованию дефектов.

Возникающие дефекты разбиваются по видам. Для всех видов дефектов предполагаются меры по их предотвращению и доведение уровня качества до 100%.

При административном подходе получение брака рассматривается как ЧП, которое необходимо устранить любой ценой.

Экономический подход к проблеме качества основывается на чисто экономическом взгляде. Работа по предотвращению образования дефектов проводится также. Но расчетный уровень качества продукции ставится в зависимость от экономически целесообразной величины затрат для его достижения. Например: рубль, вложенный в обеспечение качества на каком-то начальном этапе работы принести десятки, сотни, рублей дохода. По мере дальнейшего увеличения затрат на обеспечение качества происходит понижение соответствующей отдачи на вложенную денежную единицу.

Увеличение затрат на обеспечение качества приводит к тому, что на каждый вложенный рубль полученный эффект также будет равен 1 рублю дополнительного дохода. При больших затратах, вложения будут давать меньшую отдачу.

Этот предел при экономическом подходе позволяет выбрать оптимальный уровень качества. Затраты предприятия, связанные с браком или отказом отдельных изделий в процессе производства и эксплуатации, относят к неизбежным потерям.

 

 

Лекция 3. По мере развития технологий, появления наукоемких производств затраты на обеспечение качества стали сравнивать с тем эффектом, который от него ожидают. Произошла трансформация понятия качества в экономическую категорию.

Многие принципы в концепции административного управления продолжают оставаться основополагающими, но они обогатились экономическим содержанием.

Один из основателей движения за качество в Японии профессор Исикаво указывал, что нельзя экономить на качестве, т.к. качество – само является экономией.

Основным направлением стало вовлечение в деятельность по обеспечению качества самих исполнителей работы, в сотрудничестве с контролерами качества на рабочем месте.

В Японии сумели убедить работников, что проблема качества это проблема каждого японца.

Особенности системы управления Японии являются основополагающими во всем мире и в настоящее время:

1) всеобъемлющее управление качеством на уровне фирмы, участие в нем всех работников;

2) подготовка и повышение квалификации кадров в области управления качеством;

3) деятельность кружков качества;

4) инспектирование и оценка деятельности по управлению качеством;

5) использование статистических методов;

6) общенациональная программа по контролю качества.

3. В общей совокупности показателей качества продукции выделяют единичные и комплексные показатели, характеризующие ее свойства, а также обобщающие показатели, выражающие уровень ее качества.

Обобщающие показатели характеризуют качество выпускаемой продукции независимо от вида и назначения. К ним можно отнести объем и удельный вес производства отдельных видов товаров в общем выпуске продукции данной группы, а также величину экономического эффекта от использования продукции повышенного качества. Также к обобщающим показателям относятся показатели сортности продукции.

Единичные и комплексные показатели применяются для определения конкретных заданий по улучшению качества с учетом особенностей выпускаемой продукции, а также характера ее производства. Они используются при создании и освоении новых и модернизации ранее основанных изделий.

Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по различным признакам:

1) количеству характеризуемых свойств (единичные и комплексные);

2) отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.);

3) стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные);

4) методу определения (расчетные, экспериментальные, экспертные);

5) характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные);

6) способу выражения (показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например, баллами, процентами, и размерные).

Общепризнанна классификация десяти групп свойств и соответственно показателей:

1. Показатели назначения.

2. Показатели надёжности.

3. Показатели технологичности.

4. Показатели стандартизации и унификации.

5. Эргономические показатели.

6. Эстетические показатели.

7. Показатели транспортабельности.

8. Патентно-правовые показатели.

9. Экологические показатели.

10. Показатели безопасности.

Помимо перечисленных показателей важна и цена изделия. Именно в связи с ценой возникает вопрос экономически оптимального или экономически рационального качества.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить следующей формулой:

Q – количественный показатель качества;

СS ‑ сумма всех затрат на приобретение и эксплуатацию, руб.

Количественно определить качество весьма сложно. Этим занимается наука квалиметрия. Квалиметрия – наука, которая разработала достаточно приемлемые методы количественной оценки качества.

4.

 
 

Современные концепции и модели управления качеством. Управление качеством в системе общего менеджмента.

В ходе ознакомления с теорией управления качеством обычно возникает вопрос о ее взаимосвязи с общим менеджментом. Для того чтобы увидеть связь управления качеством с системой общего менеджмента необходимо рассмотреть эволюцию методов управления качеством.

Управление качеством начиналось с выходного контроля готовой продукции. Стройный механизм управления качеством каждого отдельного изделия дала система Фредерика Уинслоу Тейлора, датируемая 1905 г. Эта система устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов (интервалов допусков), названных калибрами. Контроль осуществлялся специалистами (инспекторами). Система Тейлора ввела деление продукции на качественную и дефектную (брак).

Общеизвестно, что школа научного управления Тейлора, взятая за точку отсчета в существовании управления качеством, является основой и для общего менеджмента. Система Тейлора включает в себя законы и правила, «которые заменяют личное суждение работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен систематический учет, измерение их действия».

Долгое время (до середины 1950-х гг.) управление качеством сводилось к контролю качества продукции и относилось к инженерно-техническим вопросам, в то время как проблематика общего менеджмента носила ярко выраженный организационный характер с социально-психологическим оттенком.

В то время как в области управления качеством совершенствовались, прежде всего, методы контроля (контрольные карты В. Шухарта, таблицы выборочного контроля Г. Доджа и Г. Роминга и др.), в общем менеджменте складывалась «классическая административная школа», основными направлениями деятельности которой являлись:

  • описание функций управления;
  • развитие принципов управления;
  • систематизация управления организацией.

Однако нельзя сказать, что в это время дороги управления качеством и общего менеджмента разошлись. Примером тому служат принципы производительности труда, сформулированные Гаррингтоном Эмерсоном, одной из основ которых был полный, точный, постоянный учет (в том числе — качества продукции), или организационные принципы Генри Форда, опирающиеся на развитую стандартизацию.

Активно развивающиеся концепции управления качеством начали заимствовать элементы общего менеджмента, касающиеся организационных вопросов обеспечения качества. В это время в менеджменте сложилась «школа человеческих отношений», связанная с именами Фредерика Херцберга, Элтона Мейо, Абрахама Маслоу и др., применяющая в управлении науки о человеческом поведении. Доктрина «человеческих отношений» практически немедленно была воплощена и в управлении качеством. Таким образом, в 50-е годы сложились предпосылки создания новой концепции управления качеством, ориентированной на удовлетворение запросов потребителя и превращающей совершенствование качества в задачу каждого сотрудника организации.

Модель Всеобщего контроля качества (Total Quality Control) была предложена Армандом Фейгенбаумом в начале 50х годов.

Под Всеобщим контролем качества Фейгенбаум понимал такую систему, которая позволяла решать проблему качества продукции, и ее цены в зависимости от выгоды потребителей, производителей и дистрибьютеров. Фейгенбаум предложил рассматривать качество не как конечный результат производства изделия, а на каждом этапе его создания. Согласно данной концепции, модель Всеобщего контроля качества выглядела следующим образом:

Созданная Фейгенбаумом система Всеобщего контроля качества была внедрена в практику работы японских предприятий Э. Демингом. Благодаря человеку-легенде Эдварду У. Демингу (W. Edwards Deming), одному из создателей «японского экономического чуда», теория управления качеством получила свое дальнейшее развитие. Считается, что именно деятельность Деминга во многом способствовала появлению высококачественных и недорогих японских товаров.

Признавая существование отклонений, необходимость отслеживания «неестественных» отклонений и выяснения их причин, Деминг выдвинул идею об отмене оценки заданий и результатов выполнения работы сотрудниками. Деминг полагал, что такая оценка создает атмосферу страха, способствует ориентации на краткосрочные задачи, игнорируя долгосрочные цели, и мешает коллективной работе. Им были предложены для менеджеров следующие 14 принципов совершенствования качества:

1. Соблюдайте постоянство целей.

2. Примите новую философию: откажитесь от низкого качества во всем.

3. Откажитесь от повсеместного контроля.

4. Откажитесь от партнерства, основанного только на цене продукции; установите долгосрочные партнерские отношения; уменьшите количество поставщиков.

5. Постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания.

6. Практикуйте в организации наставничество и обучение.

7. Внедрите современные методы руководства: функции управления должны смещаться от контроля количественных показателей к качественным.

8. Устраните страх: способствуйте тому, чтобы сотрудники высказывались открыто.

9. Устраните барьеры между подразделениями и сотрудниками организации.

10. Откажитесь от лозунгов, транспарантов и наставлений для рабочих.

11. Откажитесь от количественных оценок работы.

12. Поддерживайте чувство профессиональной гордости в сотрудниках.

13. Внедрите в организации систему образования и самосовершенствования сотрудников.

14. Добейтесь приверженности руководства организации идее качества.

В то время как Деминг основное внимание сосредоточил на улучшении качества применительно в первую очередь к процессам и системам, Джозеф М. Джуран выделил необходимость для каждого менеджера индивидуальной деятельности, приводящей к повышению качества.

Джуран является сторонником подхода, который предусматривает вовлеченность персонала в процедуры, обеспечивающие высокое качество. Этот подход содержит 10 составляющих повышения качества:

1. Формирование осознания потребности в качественной работе и создание возможностей для улучшения качества.

2. Установление целей для постоянного совершенствования деятельности.

3. Создание организации, способной эффективно работать над достижением целей, сформировав команды и выбрав координаторов.

4. Предоставление возможности обучения всем сотрудникам организации.

5. Выполнение проектов, для решения проблем.

6. Информирование сотрудников организации о достигнутых успехах.

7. Выражение признания сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества.

8. Информирование о результатах.

9. Регистрация достижений.

10. Внедрение и закрепление достижений, которых удалось добиться за год, в системы и процессы, постоянно функционирующие в организации.

Собственный план, состоящий из 14 компонентов совершенствования качества, был предложен и Филиппом Б. Кросби:

1. Четкое определение приверженности руководства организации идее качества.

2. Использование командной работы для улучшения качества, для привлечения и информирования о качестве всех членов организации.

3. Оценка качества и определение текущих и потенциальных проблем с качеством.

4. Определение стоимости качества.

5. Определение стоимости некачественной работы и доведение этой информации до подчиненных.

6. Корректировка действий.

7. Создание специального комитета по работе с программой «нулевого брака».

8. Обучение специалистов, которые будут внедрять программу «нулевого брака».

9. Проведение «Дня нулевого брака» для объяснения программы и отношение организации к проблеме качества.

10. Мотивация персонала к установлению целей, подразумевающих улучшение качества.

11. Стимулирование подчиненных к сообщению о проблемах, не позволяющих им работать без брака.

12. Общественное признание тех, кто достигает поставленных целей и отлично выполняет работу.

13. Организация Советов качества, состоящих из профессионалов и руководителей коллективов, которые будут регулярно общаться друг с другом.

14. Неоднократное повторение пунктов 1—13, так как процесс совершенствования качества бесконечен.

Многие из перечисленных выше принципов (в первую очередь, 14 принципов Деминга) легли в основу современной концепции Всеобщего управления качеством (ТQМ).

Анализ общих черт в приведенных выше подходах позволил Джону Рэббиту и Питеру Бергху выделить 7 факторов Всеобщего качества:

1. Ориентация на потребителя.

2. Ориентация на процесс и его результаты.

3. Управление участием в работе и ответственностью.

4. Непрерывное совершенствование.

5. Проблемы, зависящие от работников, должны составлять не более 20 %.

6. Проведение измерений.

7. Командная организация работ по улучшению качества (постоянно действующие сквозные функциональные Советы).

Начиная с 1980-х гг. в деятельности организаций начинают выделять отдельные функциональные направления. Расширяется перечень объектов менеджмента — маркетинг, инновации, персонал и т. д. В структуре общего менеджмента появляются самостоятельные дисциплины — финансовый менеджмент, управление маркетингом и т.д., в один ряд с которыми можно поставить и управление качеством. Менеджмент направлен на достижение поставленных целей (такой подход получил название «управления посредством целей», или МВО) и базируется на построении и последующей реализации структурированной системы целей (дерева целей). С другой стороны, общий менеджмент определил в качестве основной цели постоянное совершенствование качества. Этот подход получил название «управления посредством качества» (МВС)).

Таким образом, сегодня налицо процесс «сращивания» общего менеджмента и управления качеством. В следующих разделах мы рассмотрим наиболее распространенные методы и модели управления качеством, используемые как в зарубежной, так и в отечественной практике бизнеса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В зарубежных странах | Теми лекційних занять
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.