Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав малой группы

Классификация МГ

Отличительные признаки малой группы

Перечень отличительных признаков малой контактной группы:

- относительно регулярное и продолжительное взаимодействие (непосредственное или опосредованное техническими средствами);

- общая цель;

- наличие представлений друг о друге;

- самовосприятие и восприятие со стороны как членов одной группы;

- относительная взаимозависимость;

- групповые нормы внутри- и межгруппового поведения, разделяемые большинством индивидов;

- наличие социально-психологической структуры, т.е. неформальных подгрупп и не включенных в них членов, отношений между ними.

 

1. Классификация по представленности психологического и общественного аспекта жизнедеятельности. Группы подразделяют на неформальные, психологические во всех своих проявлениях, и формальные (институализированные), которые являются общественными по происхождению и организации, социально значимыми по целям и деятельности и психологическими по отношениям.

Неформальная группа: возникает стихийно; цели формируются «изнутри» группы; в слабой степени подвержена внешнему социальному контролю; имеет неофициальные (негласные) ценности и нормы отношений и поведения; обладает межличностной статусно-ролевой композицией и коммуникативной сетью; имеет социально-психологическую структуру – неформальные подгруппы и не включенные в них члены, отношения между ними.

Примером неформальной группы является компания сослуживцев или друзей, неформальная группировка политиков или подростков.

Формальная группа: создается обществом (организацией); цели задаются «извне»; подвержена относительно высокому внешнему социальному контролю; имеет официальные и неофициальные нормы отношений, поведения, индивидуальной и совместной деятельности; обладает организационной и межличностной статусно-ролевой композицией и коммуникативной сетью; имеет социально-психологическую структуру.

К формальным группам относятся производственные группы (отделы смены, бригады) и воинские подразделения, школьные классы и студенческие группы, спортивные команды и терапевтические группы.

2. Классификация по социальным функциям. В зависимости от основной социальной функции, задаваемой обществом, различают такие типы групп как семейные, воспитательные и образовательные, спортивные, психотерапевтические, производственные.

Семья – это малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями с соответствующим распределением ролей, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Главная социальная функция – физиологическое и духовное воспроизводство населения.

Существует несколько типологий семьи: а) по количеству брачных партнеров различают моногамную и полигамную семью; б) по количеству поколений выделяют простые (нуклеарные) и сложные (расширенные) семьи; в) по соответствию брачно-семейных отношений и стилю поведения современным общественным нормам различают патриархальные (традиционные) и современные (эгалитарные) семьи.

Образовательная группа – это группа, как правило, гомогенная по возрастному признаку, в которой педагогами планомерно организуется индивидуальная и совместная деятельность с целью обеспечения психического, личностного, а в некоторых случаях профессионального развития индивидов. Основная социальная функция – обучение, развитие и социализация подрастающего поколения, а также взрослого населения.

Образовательные группы по своему социальному статусу и возрастному цензу подразделяются на дошкольные группы (детские сады и дома), группы младших школьников, подростковые и юношеские группы (средних образовательных и вечерних школ, интернатов, средне-профессиональных и высших учебных учреждений), группы взрослых (средне-профессиональных и высших учебных учреждений).

Спортивная группа – это совокупность индивидов, осуществляющих индивидуальную или совместную деятельность, направленную на развитие индивидуальных качеств (физических и психических), а в некоторых случаях на формирование интегративных групповых параметров в специально организованном тренировочном процессе и максимально возможное проявление этих качеств и параметров в условиях соревнования. Основная социальная функция – обеспечение здоровья (физического и психического) и развлечения широких слоев населения, а также демонстрация возможностей человека и групп.

Существует несколько типологий спортивных групп: а) по стабильности функционирования и членства группы бывают устойчивыми (профессиональная команда), эпизодическими (школьная команда) и ситуативными (команда из отдыхающих); б) по характеру взаимодействия группы могут иметь совместно-взаимодействующую деятельность (баскетбол, хоккей, футбол, волейбол), совместно-последовательную (командная эстафета в легкой атлетике, плавании, биатлоне), совместно-индивидуальную (стрельба из винтовки и лука, слалом, прыжки на лыжах с трамплина); в) по уровню спортивного мастерства различают начинающие группы, группы резерва спортивного мастерства, группы высших спортивных достижений.

Тренинговая группа – это группа, функционирование которой ограничено в пространстве и времени, которая предназначена для повышения социально-психологической компетентности людей посредством специальным образом организованного общения и моделирования значимых и проблемных для них профессиональных или бытовых ситуаций. Основная социальная функция – социально-психологическое обучение, повышение психологической культуры населения.

Тренинговые группы являются инструментом социально-психологического воздействия и могут различаться по целям, составу, времени жизнедеятельности, используемым методам воздействия, стилям управления. Например, по целям и задачам различают группы-встреч, Т-групп, группы социально-психологического тренинга поведения.

Психотерапевтическая группа – это группа, функционирование которой ограничено в пространстве и времени, которая ориентирована на терапию психических или психосоматических заболеваний людей в групповом контексте с помощью специально организованной их жизнедеятельности. Основная социальная функция – лечение и содействие в решении личностных проблем населения.

Психотерапевтические группы являются способом воздействия и отличаются по ряду признаков. Например, по основному действующему фактору выделяют суггестивные группы (гипноз, аутотренинг, релаксация), информирующие (дидактические, дискуссионные), активирующие (танцевальные, гимнастические), действующие (пантомимические, драматические), динамические (психоаналитические, сензитивные).

Производственная группа представляет собой определенным образом организованную совокупность непосредственно или опосредованно взаимосвязанных индивидов, осуществляющих профессионально-предметную совместную деятельность, направленную на воспроизводство и/или развитие некоторого сегмента общества.

Деятельность этого типа группы может быть направлена на создание продукции (например, рабочая бригада), технологии (конструкторское бюро) или проектов (проектная команда), оказание услуг (смена в ресторане) или ведение финансовых операций (планово-финансовый отдел), управление системами техническими (экипаж самолета), социо-техническими (группа диспетчеров аэропорта) или социальными (команда менеджеров), поддержание государственной безопасности (воинские подразделения) или общественной стабильности (подразделения МВД) государства.

Состав группы – это размер (численный состав) и композиция (состав по характеристикам членов группы).

3.1. Размер группы. Вопрос о размере группы связан с решением нескольких проблем: нижние и верхние количественные границы, оптимальная численность с точки зрения целостности и эффективности группы.

Нижние и верхние количественные границы. Эта проблема является дискуссионной на протяжении многих лет.

По поводу нижних границ существуют несколько точек зрения: одни исследователи считают, что наименьшее число членов группы – два человека (диада), а другие – три человека (триада). Представители первой точки зрения считают, что диада – это уже социальная общность, которая обладает особенностями, отличными от характеристик отдельных людей. Взаимодействие в диадах является универсальной характеристикой взаимодействия индивидов в социуме, а также лежит в основе различных социально-психологических явлений (сотрудничество, сплоченность и др.) в группах разной численности. Эти аргументы вполне правомерны. Однако многие процессы в диаде могут отсутствовать или иметь упрощенный вид по сравнению с более многочисленными группами. Действительно, в диаде:

§ сужаются процессы межличностного взаимодействия;

§ не может возникать социально-психологическая структура, т.е. неформальные подгруппы и не включенные в них члены, отношения между ними;

§ нет коммуникативной сети (фронтальной, «радиальной, круговой или др.);

§ не может быть эффектов влияния большинства и меньшинства;

§ предельно упрощенная статусно-ролевая композиция;

§ ограничены возможности для формирования представлений о группе и ее характеристиках.

Проблема наибольшего числа членов группы, при котором еще можно говорить о малой группе, является еще более неопределенной. В литературных источниках верхние количественные границы варьируются от 20 до 45 человек. В любом случае эта проблемы должна решаться не вообще, а относительно каждой конкретной группы.

Основной принцип определения верхних количественных границ конкретной группы: наличие отличительных признаков малой контактной группы. Верхней границей будет та численность членов группы, при которой ещё сохраняются эти признаки.

Оптимальная численность с точки зрения целостности. Целостность группы нередко понимается как отсутствие в ней неформальных подгрупп, что зависит от численного состава группы.

Однако исследования и жизненные наблюдения показывают, что в большинстве групп возникают подгруппы. Поэтому поиск оптимального численного состава группы, который препятствовал бы образованию подгрупп и обеспечивал целостность группы, является неоправданным. Целесообразно посмотреть на эту проблему с иной точки зрения. А именно: надо различать социальную и психологическую целостность.

Формальная группа изначально характеризуется социальной целостностью, в основе которой находятся социальные связи, заданные социальной структурой (обществом) и привязанные к такой же заданной извне социальной деятельности. Психологическая целостность группы является результатом ее функционирования и часто не достигает того уровня, который ожидается. Образование неформальных подгрупп свидетельствует о снижении психологической целостности группы, в то время как сохраняется ее социальная целостность. Психологическая целостность формальной или неформальной группы определяется не столько самим фактом возникновения подгрупп, сколько характером активности подгрупп и связей (интегративных-дезинтегративных) между ними.

Оптимальная численность с точки зрения эффективности группы. Численность группы может оказывать позитивное или негативное влияние на профессионально-предметную и социально-психологическую эффективность группы. Это влияние более сильно выражено в случае совместно-взаимодействующей или совместно-последовательной форме организации групповой деятельности, а менее выражено – при совместно-индивидуальной форме организации. Например, в производственных и спортивных командах оптимальным считается состав из 6-12 человек. Значительное уменьшение или увеличение численности группы может вызывать ряд негативных последствий.

Проблема оптимального численного состава с точки зрения эффективности должна решаться на основе следующего принципа: использовать наименьшее число людей, которые в состоянии успешно выполнять стоящие перед конкретной группой задачи.

3.2. Композиция группы. Композиция – это состав группы по характеристикам ее членов, т.е. определенное сочетание физиологических, психологи­ческих, социально-психологических, социально-демографи­ческих характеристик членов группы.

Каждая группа представляет собой мозаику индивидов с разными особенностями, так что группы могут сильно отличаться друг от друга по разным характеристикам их членов. К таким характеристикам, которые могут иметь существенное значение для групповой жизнедеятельности, относятся:

§ биологические: пол, возраст, расовая принадлежность, рост;

§ физиологические: свойства нервной системы и тип высшей нервной деятельности, межполушарная асимметрия, особенности темпо-ритимической организации;

§ психологи­ческие: мотивация, установки, свойства и тип темперамента, предметное мышление;

§ социально-психологические: социальные потребности и мотивы, ценностные ориентации, социальные знания, навыки и установки, социальное мышление, качества личности (черты характера);

§ социально-демографи­ческие: национальность, религиозная принадлежность, социальный статус, образовательный ценз.

Проблема композиции группы включает три взаимосвязанных вопроса: актуальные характеристики, гомогенность-гетерогенность, эффективность деятель­ности.

Решение этой проблемы предполагает установление следующих позиций:

- тип решаемых задач и организация совместной деятельности;

- актуальные для групповой эффективности характеристики индивидов;

- сочетание характеристик с точки зрения их однородности-неоднородности.

Роль композиции в жизнедеятельности группы возрастает при решении сложных задач и совместно-взамодействующей форме организации деятельности.

В разных группах могут быть актуальными разные характеристики индивидов, которые представляют собой потенциальную эффективность членов группы и определяют их командную надежность и, на этой основе, реальную эффективность группы в целом.

Гомогенность-гетерогенность надо рассматривать не по совокупности качеств индивидов (как в приведенном выше примере), а избирательно, т.е. по каждому качеству в отдельности. То есть, по каким-то характеристикам индивидов группа должна быть гомогенной, а по каким-то – гетерогенной, чтобы потенциально была более эффективной.

Композиция – это также совокупность неформальных подгрупп и «самостоятельных» членов группы. Характеристики подгрупп (цели и ценности, мера активности и статус в группе) и отношения между ними обуславливают процессы влияния, групповую эффективность и др.

Основной принцип решения проблемы композиции с точки зрениягрупповой эффективности: актуальные характеристики и их гомогенность-гетерогенностьвконкретной группе должны определяться содержанием и способом организации совместной деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определения малой группы | Режимы групповой активности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.