Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие групповой динамики




Тема 6. Групповая динамика

МОДУЛЬ II. СТРУКТУРА. ПРОЦЕССЫ. ФЕНОМЕНЫ.

1. Понятие групповой динамики.

2.Ключевые элементы динамики МГ и неформальных подгрупп: условия, средства, источник, механизм.

* * *

В 1940-х г. К. Левин и его соратники основали в США Исследовательский центр групповой динамики, в котором изучался широкий спектр явлений: внутригрупповые и межгрупповые конфликты, социальное напряжение, руководство, групповая психологическая атмосфера, адаптация в группе, отклонение от групповых норм и реакция группы, групповое решение и др. Теоретико-методологическую основу исследований составил концептуальный аппарат теории поля. Со временем понятие групповой динамики вышло за пределы школы К. Левина и получило широкое распространение в научной литературе.

В то же время понятие «групповая динамика» не имеет однозначного, общепринятого толкования и используется в разных значениях.

1. Термин «групповая динамика» применяется для обозначения широкой совокупности возникающих в группе процессов и явлений (влияние, лидерство, исполнение ролей, формы коммуникации и др.). Именно в этом широком значении он чаще всего встречается в литературе.

2. Групповая динамика рассматривается в контексте таких взаимосвязанных ключевых переменных как время, изменение и развитие. В частности, это представлено в выделенной за рубежом междисциплинарной темпоральной перспективе.

3. В зарубежных теоретических подходах прямо или косвенно затрагивается проблема динамики группы, хотя в некоторых из них сам термин «групповая динамика» встречается не часто или вовсе отсутствует. Наиболее показательными в этом отношении являются подходы, объединенные в так называемую психодинамическую перспективу, которая включает в себя два основных направления: психоаналитическое и гуманистическое.

Понятие групповой динамики должно наполняться определенным содержанием. Например, в микрогруповой теории оно раскрывается как изменение всей социально-психологической структуры группы или отдельных ее компонентов, т.е. образование, изменение, разрушение подгрупп и их внешних связей.

Термин «групповая динамика» одновременно охватывает понятия «функционирование» и «развитие», которые имеют не только общие, но и отличительные особенности. Функционирование – это определенная последовательность состояний, связанная с перераспределением состава группы (подгруппы), функций группы (подгруппы) и связей между подгруппами (внутри подгрупп). Развитие – это смена состояний, связанная с качественными изменениями (часто происходящими скачкообразно), предполагающими повышение или снижение: 1) сложности группы; 2) групповой эффективности (экономической, социальной, социально-психологической).

Проблематичным является вопрос о критериях, по которым можно судить о мере сложности группы. Могут быть разные точки зрения. Например, сложность группы определяется несколькими переменными: а) количеством подгрупп; б) мерой связей между подгруппами, между подгруппами и не включенными в них членами, между подгруппами и группой; в) мерой реализацией функций подгрупп по отношению к группе. Чем больше подгрупп, чем сильнее представлена связь между ними (интегративного или дезинтегративного содержания), чем сильнее выражены функции подгрупп по отношению к группе, тем сложнее организация группы.

 

2.Ключевые элементы динамики МГ и неформальных подгрупп

Согласно микрогрупповой теории, ключевыми элементами, которые определяют активность и изменение группы и неформальных подгрупп, являются условия, средства, источник, механизм.

Понятие «условия»позволяет определиться с тем, что опосредует процессы изменения группы и подгруппы. Если обобщить накопленные в литературных источниках представления, то можно выделить несколько категорий внешних и внутренних условий.

В качестве внешних условий динамики группы выступают:

§ административно-экономические переменные: уровень оплаты труда и социальный пакет, стабильность работы, текучесть кадров;

§ структурно-управленческие переменные: ожидания, требования и санкции руководства, территориальное место группы в организации, коммуникация группы с другими структурными подразделениями;

§ социо-культурные переменные: стиль отношения высшего руководства к работникам (проявление внимания к нуждам людей, справедливость в признании успехов и поощрениях), символьное воплощение организации (организационные ценности, культурные мероприятия, организационная атрибутика);

§ эколого-производственные переменные: организация, фон и гигиена рабочего простран­ства группы, режим работы и мера загруженности членов группы, температура, уровень влажности и радиации, доступ к биологически необходимым природным ресурсам;

§ ресурсные переменные: предоставление группе материально-технических средств, информации и статуса в организации;

§ квалификационно-карьерные переменные: возможности и перспектива профессионально-личностного роста и карьерного продвижения сотрудников в организации.

Перечисленные переменные контролируемы и непосредственно управляемы.

Внутренние условия классифицируются на:

§ формально-количественные переменные группы: числен­ный состав, формальная коммуника­тивная сеть, формальная статусно-ролевая структура, композиция;

§ социально-психологические переменные группы: субъектные характеристики (нормы и ценности, сплоченность, сработанность и совместимость), феномены отношений (референтность, доверие, идентичность), стиль руководства и неформальное лидерство руководителя;

§ ресурсные переменные: квалификация и вклад членов группы, полномочия, взаимодополняемость и взаимозаменяемость членов группы, опыт совместной деятельности членов группы.

Формально-количественные и ресурсные характеристики группы непосредственно контролируемы и управляемы. Социально-психологические характеристики, во-первых, более динамичны в процессе жизнедеятельности группы, а, во-вторых, в меньшей мере доступны непосредственному контролю и управлению.

Понятие «средства» позволяют определиться с тем, благодаря чему транслируются и образуются новые характеристики. Средства изменения группы и неформальных подгрупп – это деятельность (совместная и индивидуальная) и общение.

К переменным деятельности группы относятся: цель и задачи (тип, мера определенности, сложности и значимости), форма организации совместной деятельности (по функциям, по пространственно-операциональным связям, по способу управления), способ оценки результатов деятельности и вознагражения.

К переменным общенияв группе можно отнести: 1) переменные взаимодействия: способы (содействие, противодействие, бездействие, уклонение от взаимодействия), типы (кооперация, конкуренция и конфликт), стили (доминантность-ведомость, дружелюбность-недружелюбность, сдержанность-экспрессивность); 2) переменные взаимоотношения: способы (симпатия, антипатия, безразличие.), типы (дружба и любовь, зависть и ненавись).

Понятие «источник»позволяет определиться с тем, что «запускает» процесс саморазвития. Универсальным источником самоизменения группы, подгруппы и индивида являются противоречия.

Такое представление основывается на диалектическом законе «единства взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих противоположностей» (иначе, «борьба и единство противоположностей»). Предметное противоречие понимается как взаимодействие противоположностей (сторон, свойств объекта), обуславливающих и отрицающих друг друга. Это предполагает, что любая система взаимодействует не только с другими системами, но и с самой собой. Последнее означает, что все системы содержат в себе свою противоположность, что является источником их самодвижения и самоизменения.

В области малых групп усиление противоположностей интенсифицирует внутри­групповое и межгрупповое взаимодействие, социально-перцептивные и аффективные процессы. В этом основная роль противоречий.

Понятие «механизм»позволяет определиться с тем, каким образом происходит самоизменение. Универсальным механизмом функционирования и развития группы, подгруппы, индивида являются процессы интеграции и дезинтеграции.

Этот механизм латентно отражен в упомянутом диалектическом законе. Если для наглядности его расслоить на две составляющие, то «единство взаимопредполагающих противоположностей» выражает собой процессы интеграции, а «единство взаимоисключающих противоположностей» – процессы дезинтеграции. Оба процесса непосредственно связаны между собой, а их отделение от противоречий и друг от друга является в определенной мере условным, необходимым для более удобного анализа.

Интеграция и дезинтеграция являются фундаментальными процессами, которые находятся в основе проявления порядка и хаоса, устойчивости и неустойчивости, стабильности и нестабильности, организованности и дезорганизованности. Эти процессы далее неразложимы и для их объяснения не требуется привлекать дополнительных переменных.

Интеграция и дезинтеграция представляют своего рода сущностную ткань, которая воплощается в конкретных по своему содержанию формах самопроявления, взаимодействия и взаимоотношения субъектов. Например, стремление индивида проявить в группе свою индивидуальность и выделиться или стремление «быть как все», взаимодействие индивидов, подгрупп и групп в формах кооперации и конкуренции, их отношения в виде доверия, референтности и идентификации и т.д.

Если рассматривать противоречия и процессы интеграции-дезинтеграции в неразрывном единстве, то появляется возможность проникнуть в суть «зарождения», «взрыва», «затухания» любого процесса, понять многовариантность движения группы. Эта возможность позволяет выделить главный принцип воздействия: управление противоречиями, а через это – интеграцией и дезинтеграцией.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 2.023 сек.