Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы и ценности

Ценностные ориентации – относительно устойчивые избирательные и оценочные отношения индивида, подгруппы, группы к наиболее значимым для них материальным и социальным объектам, явлениям, в том числе, и к самим себе.

Ценности являются ведущим фактором интеграции индивида, подгруппы, группы и общества, выполняют различные функции в их жизнедеятельности, среди которых отмечают мотивирующую, организующую, регулирующую, направляющую.

Понятие «ценность» тесно переплетается с понятием «норма». Норма – это общепризнанное правило, образец поведения или действия, с помощью которых обеспечивается упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов, подгрупп и групп.

Социальные нормы выполняют ряд функций:

1. Регулятивная функция: нормы регламентируют порядок и границы осуществления действий определенного типа, играют роль своеобразной меры обязательных и допустимых типичных вариантов поведения.

2. Функция реализации отношений власти и зависимости: выработка, поддержание и распространение норм обеспечивается группой/подгруппой и, в тоже время, является проявлением власти этой группы/подгруппы.

3. Функция стабилизации: содержание, устойчивость, действенность норм обеспечивает способность группы/подгруппы противостоять разрушительным тенденциям, сохранять и реализовывать свои ценности.

4. Воспитательная функция: усвоение субъектом (индивидом, подгруппой, группой) принятых в обществе социальных норм и ценностей обеспечивает процесс его формирования и включения человека в систему общественных и психологических связей.

5. Познавательная функция: нормативная регуляция предполагает передачу информации людям о способах их действия в тех или иных ситуациях.

6. Оценочная функция: с помощью социальной нормы и ценностей, принятых в обществе, организации, группе, подгруппе, оценивается любое действие, взаимодействие и отношение.

Выделяют четыре типа институциональных правил: правила границы, правила аггрегации, правила позиции и правила информирования.

Правила границы определяют то, кто является, а кто не является членом группы, а также проницаемость групповых границ – в какой мере индивиды могут «входить» в группу или «выходить» из группы. Проницаемость границ определяет степень, с которой групповые нормы поддерживаются и совместно разделяются, а также степень, с которой группа может использовать санкции.

Правила аггрегации определяют процедуру или процесс, посредством которого группа принимает коллективное решение. Имеются много правил, которые могут использоваться. Среди них есть три наиболее общих: правило большинства, правило единодушия и правило “любого”. Простое правило большинства является общим правилом. Правило единодушия предполагает, чтобы каждый выразил согласие прежде, чем группа сделает окончательный выбор в своем решении. Затраты в применении такого правила могут быть высоки, так как если любой начнет возражать, то потребуется какое-то время для ведения переговоров по определению приемлемого выбора. Группы также используют правило «любого», в котором каждый индивид может навязать группе свой выбор.

Правила позиции определяют, кто имеет власть или преимущества позиций, кто может действовать авторитарно, в любом месте и в любое время. Например, в большинстве формальных групп допускается авторитарность одних позиций по отношению к другим позициям, что обуславливает статусную иерархию в группе. В свою очередь, в неиерархических группах все члены занимают одинаковую позицию.

Правила информирования определяют, какая информация является доступной кому. Информационные связи определяют степень, с которой каждый член знает то, что другие члены сделали (или что они планируют сделать). Информационные условия могут варьироваться от полной информации к чрезвычайно односторонней информации. Скрытие информации является механизмом контроля и защиты.

Ценности и нормы группы в целом и каждой неформальной подгруппы подразделяются на две категории: общения и деятельности.

Ценности и нормы общения регламентируют отношения между индивидами внутри неформальных подгрупп и по группе в целом, между подгруппами в группе, отношения членов группы со своим руководством, а также с другими группами и их представителями. Эта категория ценностей и норм влияет на такие групповые параметры, как сплоченность социально-психологическая, доверие конфиденциально-охранительное, открытость, социальная леность, конфликты.

В разных группах общие ценности и нормы общения могут сильно отличаться по составу и социальной направленности. В неформальных подгруппах чаще преобладают «позитивные» (просоциальные) ценности и нормы общения по сравнению с общегрупповыми ценностями и нормами.

Нормы деятельности регламентируют производительность работы группы и отдельных людей, а также отношение членов группы к средствам производства. Эти нормы могут быть формальными, т.е. заданными руководством организации/группы, и неформальными, т.е. возникающими в процессе жизнедеятельности группы. Групповые нормы часто представляют собой сплав формальных и неформальных норм.

Норма продуктивности неформальная – это принятый в группе/подгруппе (разделяемый большинством) стандарт выполнения групповой/индивидуальной деятельности, предполагающий достижение какого-то результата на основе определенного: а) темпа выполняемой работы; б) объема выполняемой работы; в) качества выполняемой работы. В конкретной группе может иметь значение все три или какое-то одно условие выполнения работы.

Внутри многих неформальных подгрупп выше уровень нормы продуктивности, чем по группе в целом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цели, задачи и мотивация | Модели сплоченности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.