Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятые

Изучение занятости и безработицы населения

 

Изучение занятости населения приобретает особо важное значение при анализе уровня жизни населения. Продуктивная, приносящая доход занятость создает необходимые для общественного развития товары и услуги, обеспечивает населению достаточный уровень доходов, формируя тем самым предпосылки для достойной жизни, всестороннего развития человеческой личности. Занятость в конечном счете является основой любого дохода и потребления.

Численность экономически активного населения включает занятых и безработных.

 

 

К занятым в экономике относятся лица, обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

· выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан, независимо от срока получения непосредственной оплаты лит дохода за свою деятельность;

· временно отсутствовали на работе по различным причинам:

− болезни;

− травмы;

− ухода за больным;

− ежегодного отпуска или выходных дней;

− компенсационного отпуска или отгулов;

− возмещения сверхурочных работ;

− возмещения работ в праздничные (выходные) дни;

− нахождения в резерве (например, при работе в транспорте);

− отпуска по беременности (установленного законом);

− родам и уходу за ребенком;

− обучения вне своего рабочего места;

− переподготовки вне своего рабочего места;

− учебного отпуска;

− отпуска без/с сохранения содержания по инициативе администрации;

− забастовки;

− других подобных причин;

· выполняли работу на семейном предприятии.

Внимание. Не относятся к занятым:

· зарегистрированные безработные, выполняющие общественные работы, полученные через службу занятости;

· учащиеся и студенты, выполнявшие оплачиваемые с.-х. работы по направлению учебных заведений.

Источники информации о занятости населения:

· данные годовой и текущей отчетности, представляемые предприятиями, учреждениями и организациями;

· данные обследования крестьянских (фермерских) хозяйств;

· обследования населения по проблемам занятости;

· данные налоговых органов;

· выборочные обследования (в последнее время).

Виды показателей занятости:

· абсолютные (характеризуют численность занятых по отдельным группам);

· структуры;

· уровня занятости как в целом, так и по отдельным группам (например, по полу, образованию и т.д.):

Уровень занятости =100. (2)

Нестандартные формы занятости:

· неполная занятость;

· сезонная работа;

· случайные подработки;

· временная работа;

· трудоустройство по совместительству;

· надомная работа;

· работа без заключения трудового контракта (в теневой, неформальной экономике);

· самозанятость.

Вторичная занятость (рассматривается как главных средств адаптации людей к существующей в стране ситуации)

А) любая дополнительная оплачиваемая работа или доходное занятие (исключая работу на своей даче, огороде, приусадебном участке);

Б) (более широкий подход – используется Госкомстатом России) дополнительная трудовая деятельность лиц, уже имеющих основную работу или занятых очным обучением, а также трудовая деятельность неработающих, занятых в домашнем хозяйстве, а также безработных, т.е. при этом подходе дополнительная занятость рассматривается только для занятого населения (имеют основную работу).

Специфические особенности вторичной занятости:

· временная, нерегулярная занятость;

· значительная часть вторичной занятости является сферой действия неформальных трудовых отношений;

· сконцентрирована в сфере малого бизнеса и самозанятости;

· значительная часть рабочих мест характеризуется низким качеством;

· доля сферы обслуживания и торговли в в сфере вторичной занятости в два раза выше, чем в сфере основной занятости;

· поведение людей на рынке второй работы определяется наличием (отсутствием) возможностей ее получения, а не уровнем личного или семейного дохода;

· вторичная занятость – это поведение, присущее главным образом наиболее конкурентоспособным и адаптивным социальным группам.

Неполная занятость населения – занятость индивида недостаточна с учетом установленных норм или альтернативного занятия, а также квалификации работника:

· видимая неполная занятость (включает все лица, работающие по найму или на собственных предприятиях, находящиеся на работе или не на работе, которые вынуждены работать меньше нормальноговремени), ищут дополнительную работу и готовы приступить к ней в отчетном периоде;

· скрытая (невидимая) занятость (признаки: низкие доходы, неполное использование уровня квалификации работников [или несоответствие выполняемой работы уровню квалификации], низкая производительность труда).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономически неактивное население | Безработица. Безработица в России является принципиально новым явлением в жизни общества, возникшим в начале 1990-х годов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.