Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание структуры учебного модуля

 

а) предварительные замечания

Данное описание представляет динамическую модель разработки и использования УМ.

В его структуру входят элементы, необходимые и достаточные для организации и осуществления учебного процесса, и дополнительные элементы, как правило, используемые для подачи той информации, которую трудно или невозможно предъявлять в текстовой форме.

 

 

Главная составляющая УМ ─ академический текст (АТ) ─ по содержанию соответствует части (разделу, главе и т.п.) предметного курса и излагает необходимую информацию, которой должны овладеть студенты.

Зачастую объем информации в УМ бывает меньше объема, предлагаемого студентам при традиционной (лекционной) форме преподавания, если материал курса преподносится в строго структурированном и обобщенном виде, но без ущерба для содержания. Это достигается за счет специальной организации учебного материала.

Каждый учебный модуль в целях организации познавательной деятельности студентов, может содержать в своем составе следующие структурные единицы: введение, информационный текстовый модуль, приложения и др. Каждая из этих единиц, кроме непосредственно учебной информации, снабжена особыми дидактическими элементами, например: указаниями на последовательность материала, советами по технологии ДО, различными заданиями и тестами.

б) введение в модуль

Введение содержит сведения, призванные оптимизировать деятельность студентов при работе с учебной информацией: от советов по “навигации” в содержании модуля до четких рекомендаций, как эффективно с его помощью учиться. Содержание учебных курсов (модулей) в идеале должны “предвидеть” возможные трудности студента, разрешать или не допускать их возникновение.

Введение адресуется исключительно студентам и может содержать:

─ четко обозначенную тематику УМ (возможны указания на ее связи с тематикой предыдущего (их) и последующего (их) модулей, а также учебных пособий по смежным дисциплинам);

─ однозначные, краткие и доступные пониманию обучающихся формулировки учебных целей модуля, которые позволяют сделать явным для учащегося ожидаемый от него результат образовательной деятельности;

─ тематику его отдельных параграфов с рекомендуемыми затратами времени на их изучение;

─ соглашения о символах, “расшифровка” аббревиатур;

─ графическое представление (блок-схема, логическая схема, таблица и т.п.) содержания модуля, отражающее «архитектуру» строения, логические, иерархические и прочие связи его элементов (например, указывать стрелками на параграфы модуля, логически связанные между собой);

─ указания на тренировочные, контрольные и на творческие задания и тесты;

─ календарь промежуточных и итоговых контрольных работ, тестов, зачетов и экзаменов, сведения о том, как можно получить консультацию преподавателя;

─ информацию о дополнительных учебных материалах к данному УМ или к используемым совместно с ним средствам обучения (справочники, словари и т. п., а также аудио-, видео-, электронные и другие обучающие средства);

─ список терминов с указанием их местонахождения в учебном тексте и / или словарь терминов (для электронных УМ ─ система гиперссылок и глоссарий);

─ аннотированный список литературы;

─ оглавление, которое четко и однозначно отражает содержание всего УМ (его глав, параграфов и т. п.);

─ сведения об авторах модуля (УМ).

 

в) программа модуля

На наш взгляд, УМ непременно должен содержать текст учебной программы, поскольку студенту, порой не имеющему должных навыков самостоятельной работы, трудно ориентироваться в научной информации, предлагаемой ему. В электронных пособиях пункты программы могут быть связаны ссылками с соответствующими частями академического текста.

 

г) академический текст и его дидактические параметры

Академический текст (АТ) ─ неотъемлемый элемент УМ ─ излагает необходимую информацию, которой должны овладеть студенты. Слово “академический” здесь означает не только “имеющий отношение к высшему образованию”, но и “отвечающий определенной традиции”, “многократно опробованный” а, следовательно, и “легче всего приводящий к желаемому результату”.

АТ (он может быть как оригинальным, так и компилятивным) организуется так, чтобы информация осваивалась студентом без непосредственного участия преподавателя. Разумеется, это предполагает особую дидактическую форму преподнесения и структурирования учебного знания, составляющего содержание АТ.

АТ сопровождается дополнительными дидактическими элементами, поскольку в условиях самостоятельной работы дидактика средств обучения играет решающую роль. Арсенал дидактических средств модуля должен обеспечивать успешное понимание и усвоение изучаемой дисциплины.

В качестве таких элементов могут выступать:

─ демонстрация правильных мыслительных и практических действий;

─ промежуточные учебные задания для самоконтроля, в том числе и с ответами;

─ комментарии и пометки, ориентирующие студентов в цепочке логического развертывания учебного материала, например: объект ─ понятие ─ дефиниция ─ экскурс в предшествующие или смежные сферы ─ гипотеза ─ тезис ─ решение ─ обобщение и т. п.;

─ содержательные элементы: ключевые слова фрагмента текста, проблемный вопрос, на который этот фрагмент отвечает, указание или вопрос для акцентирования внимания студентов на том или ином аспекте содержания и др.

─ “предтекстовые” вопросы, задания или минитексты, позволяющие актуализировать необходимые знания, предупредить студентов от возможных ошибок, обозначить роль нового материала в контексте уже изученного;

─ тексты и другой материал, способствующий развитию интереса к изучаемой дисциплине;

─ резюме фрагментов учебного текста (глав, параграфов и т. п.).

АТ должен также содержать элементы психолого-педагогической поддержки студентов, обучающихся самостоятельно, например, указания на ожидаемые от него действия, акцентирование внимания на наличных знаниях и опыте.

При самостоятельном освоении содержания предмета дидактические и, если можно так сказать, психолого-педагогические элементы в АТ должны поддерживать у студента ощущение успешности его учебной деятельности, уверенности в собственном развитии. Такую роль могут играть повторение, закрепление и обобщение материала как фиксация в сознании студента, что именно он усвоил, к чему необходимо вновь обратиться, насколько оно продвинулся в данном предмете и т. д. Действенными в этом плане могут оказаться учебные промежуточные задания и тесты, близкие по содержанию зачетным и экзаменационным.

Промежуточные задания сопровождаются разобранными ответами или образцами ответов, что помогает студенту определить, как успешно идет его обучение на том или ином этапе освоения АТ.

 

д) контролирующий блок

Средства обучения должны брать на себя не только информативную, но и контролирующую функцию. Причем, как представляется, ее значимость должна быть достаточно высока, чтобы обеспечивать целостный контроль результатов самостоятельной учебной деятельности в рамках всего содержания АТ. Отчасти эту функцию выполняют сопровождающие АТ элементы для самоконтроля, однако они не пригодны для объективного итогового контроля. В целом же средства УМК (УМ) должны контролировать не только степень усвоения студентами содержания дисциплины, но одновременно предоставлять им возможность реализовывать свой творческий, исследовательский потенциал.

Таким образом, контролирующий блок УМ должен служить, по крайней мере, двум целям:

–определению качества полученных студентами знаний;

–развитию самостоятельного творческого, исследовательского и проектного мышления.

Выполняя одни задания из контрольного блока, студент должен продемонстрировать степень усвоения знаний, выполняя другие, ─ сформировать собственную позицию по отношению к дискуссионным проблемам осваиваемой области знаний.

Задания второго типа исключают обнаружение в научной литературе готовых ответов-рецептов. Разумеется, научные, а тем более, ─ политические и идеологические предпочтения студентов ни в коей мере не должны влиять на оценку его работы. Задача преподавателя при оценивании ответов на такие задания ─ обратить внимание на целостность взглядов учащегося на то, как формируется профессиональное сознание студента.

Контролирующие задания должны касаться всех узловых проблем изучаемой дисциплины, ориентировать студентов на самостоятельное изучение важнейших фрагментов классических, программных образцов научной литературы (при этом нужно помнить о проблеме учебной перегрузки студентов).

 

е) приложения

В приложениях к УМ содержатся ответы и образцы решений учебных заданий, необходимые комментарии к ним. Кроме того, приложения могут включать фрагменты текстов первоисточников, другие учебные и иллюстративные материалы.

 

ж) дополнительные средства поддержки УМ

Наряду с печатными информационными текстовыми модулями весьма продуктивным представляется их поддержка и сопровождение дополнительными средствами обучения: аудио- и видеозаписи, а также обучающими программами и технологиями обучения на основе использования возможностей компьютерных сетей (распределенное обучение, тьюторинг).

Разумно, чтобы печатные и иные средства модернизации учебного процесса с помощью УМК дополняли друг друга, причем возможности аудио-, видео- и компьютерных средств обучения “брали” бы на себя те функции, которые с трудом реализуются в печатном виде или не могут быть реализованы на жестких носителях вовсе.

 

Аудионосители (аудиокассеты, звуковые компьютерные файлы) могут сопровождать УМ и выступать как инструмент поддержки печатных материалов. На аудионосителях содержатся разъяснения основной проблематики курса, тексты важнейших лекций или их фрагменты и т. п.

 

Видеоносители (видеокассеты, компьютерные видеофайлы) могут содержать учебные фильмы (в том числе и анимационные), выполняющие функцию визуализации и/или сопровождения печатных материалов. Это особенно актуально для демонстрации лабораторных опытов и представления процессов и явлений, актуальных для изучения, но эмпирическое наблюдение которых недоступно или невозможно.

Наиболее перспективным представляется создание и использование учебных материалов на электронных носителях. Прежде всего, это могут быть электронные версии печатных материалов. Несмотря на критику, этот путь представляется достаточно перспективным, тем более что электронные аналоги печатных материалов могут быть структурированы сообразно дидактическим задачам, гипертекстуализированы и снабжены системами поиска информации.

Более эффективными являются мультимедийные средства обучения, которые, объединяя тексты, графические материалы, звук и видео позволяют полнее представить изучаемые явления и процессы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
О структуре учебно-методического комплекса | О дидактических характеристиках компьютерной образовательной средыWebСТ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.