Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация культуры Возрождения. Ранний Ренессанс




 

 

Тенденции Возрождения проявляются в IX-XII вв. Период, который предшествовал Возрождению, процесс вызревания его культуры в позднем Средневековье, получил название «Предвозрождения».

Определяющие признаки Предвозрождения: актуализация античного наследия, пробуждения интереса к человеческой личности, определенным аспектам реального мира. Истоки этих представлений, связанные со средневековым мировоззрением, прежде всего Византии XI-XII вв., впоследствии распространились на южнославянские страны — Сербию, Македонию, Болгарию, а также Грузию и Армению.

Предвозрождение в Восточной и Юго-Восточной Европе не переросло в Возрождение в результате неблагоприятных исторических условий, монголо-татарского и османского завоевания.

В XIII-XV вв. Предвозрождение охватило Западную Европу, непосредственно предшествуя Возрождению. Самое раннее Предвозрождение проявилось в культуре Италии, где приобрело классические формы, а период XIII — первой половины XIV в. получил название «Проторенессанс». Этот термин ввел в научное обращение швейцарский историк Я. Буркхардт (1818-1897).

Становление культуры Проторенессанса происходило на принципах разнородных художественно-стилевых элементов: романских, византийских, готических и классических (античных). Проторенессанс знаменовал отход от символико-аллегорических тенденций художественной системы Средневековья и начало переориентации искусства на изображение реального мира и человека.

К ярким представителям Предвозрождения принадлежат английский поэт, основоположник английской национальной литературы Д. Чесер (1340-1400), французский поэт, автор произведений антиаскетического сатирического направления Ф. Вийон (1431 г. - после 1463), нидерландский живописец и миниатюрист Я. Ван Эйк (1390-1441) и др.

В теоретических поисках и художественной практике художников XIV в. важного значения приобрела философия номинализма. Ее выдающийся представитель — английский ученый У. Оккам (ок. 1285-1349) впервые отделил искусство от религии, трактуя эстетичный предмет как самостоятельный и оригинальный.

Средневековый философ и теолог Фома Аквинский (1225 гг. или 1226-1274) считал, что эстетичный предмет существует как предмет созерцания в виде чистой формы, потому его постижение не нуждается ни в каких усилиях, желании или воле. Он выделял три составных признака красоты: цельность (совершенство), пропорции (ее созвучность) и ясность. Сущность красоты, по Фоме Аквинскому, составляет ее пластичное соответствие как следствие ясности ума.

Номинализм и связанный с ним аллегоризм и тенденции материально-пластичного понимания феномена красоты были попытками в известной мере приблизить объективную действительность к человеку, сделать ее имманентной человеку.

Центрами итальянского Проторенессанса стали большие торговые города, в первую очередь Флоренция, уже в то время экономически независимая и политически самостоятельная. В 1293 г. была принята первая демократическая Конституция Италии — «Установление справедливости». Тогда впервые человеческую личность начали определять не по социальному происхождению, как это считалось приемлемым в феодальных государствах, а по ее собственным индивидуальным качествам.

Характерные черты гуманистического мировоззрения проторессансной Италии прослеживаются в литературе, прежде всего творчестве выдающегося поэта-гуманиста Данте Алигьери (1265-1321). Сборник его сонетов и прозы «Новая жизнь», составленный в 1293 г., — первое автобиографичное произведение европейской литературы. Самое выдающееся произведение Данте — поэма «Божественная комедия» (1307-1321 гг., изданная в 1502 г.), написанная в распространенной в средневековой литературе форме «видения».

Название «божественная» («прекрасная») предложил в 1360 г. Джованни Боккаччо — первый биограф Данте. В трех частях поэмы — «Ад», «Чистилище», «Рай» Данте воспроизвел мнимое путешествие в потустороннем мире, осуществленное им вместе с римским поэтом Вергилием. Поэма отображает средневековое мировосприятие и является определенным прологом к культуре и искусству Возрождения. Мнимое путешествие поэтов начиналось обзором ада. При Данте, ад — лейкоподобная бездна, которая сужаясь, достигает центра Земли. Здесь изображены знаменитые Дантовы «круга ада», их девять; восемь связаны с персоналиями или реалиями античной мифологии (Лимб, Минос, Цербер, Плутос, Минотавр, Коцит и др.). В ближайшем к Земле кругу ада (Лимб) находится души младенцев, которые умерли некрещеными; благотворительные мужи древности (в том числе Адам и ветхозаветные праведники). Они жили до появления Христа и остались язычниками, их грехи не сознательные, потому и страдания наименьшие. Восьмой круг разделен на девять рвов, где страдают в муках взяточники, лукавые, воры, вещуны и др. Самый низкий, девятый, круг имеет название Коцит (ледовое озеро). Коцит имеет четыре пояса, где заключены разные изменники (например, библейский братоубийца Каин); ниже — три пасти Люцифера раздирают особенно злостных грешников, тех, кто посягнул на освященную Богом царскую власть (Брута с Касием, которые убили Юлия Цезаря; Иуду, который изменил Христу).

Чистилище Данте расположил посреди Океана (на Юге), оно имеет вид большой горы со срезанной вершиной, на которой расположен Земной Рай (по библейской легенде Сад Эдема, где жили Адам и Ева, был на Земле). Нижняя часть горы — предчистилище, а верхняя, как и ад, разделена на круги, их число семь; на небесах расположена третья часть Вселенной — рай. Соответственно рай также разделен на небеса (этажи): первое — небо Луны, за ним небеса других светил — Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна; восьмое — небо звезд, девятое небо — перводвигатель, который двигает все небеса; десятое — наивысшее небо, Эмпирей, вечно неподвижно, здесь место пребывания Бога. Осуществленное Данте деление неба на семь сфер отражает тогдашние представления о строении Вселенной, которые содержали сведения о пяти планетах (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн) и двух светилах (Солнце и Луна).

В окружении Данте было много талантливых художников, однако легенда крепко объединила два имени — Данте и Джотто.

С творчеством итальянского художника, скульптора и архитектора Джотто из Бондоне (в 1266 или 1267 - 1337), связана новая реалистичная концепция живописи. Она основывается на двух главных принципах: перспективной передачи трехмерного пространства и объемной трактовки пластичной фигуры.

Открытием Джотто как архитектора и живописца стало новое виденье интерьера. Примером может быть фреска капеллы дель Арена (церковь Марии Милосердной в Падуи). В евангельских сюжетах из жизни Марии и Христа художник воспроизвел человеческие черты. Даже снаружи его герои не подобны бесплотным образам средневекового искусства. На картинах Джотто человек наделен чертами достоинства, мужества, благородства, доброты. В творчестве Джотто исследователи выделяют характерные четыре «комплекса» — «иконный», «построение в кубическом пространстве», «реалистичные символы» и «зрелищное начало».

Совсем другого, новое значение приобретает у Джотто колорит. То есть колорит — уже не только отображение небесного символа божества (что свойственно средневековой живописи), но и дает возможность усилить реальную доказательность, пластичную объемность фигур и предметов, выделить главных героев, обнаружить идейное содержание композиции. Однако самое главное достижение Джотто составляет новое понимание личности, утверждение высоких моральных принципов человека.

Широкое признание приобрела творчество Франческо Петрарки (1304-1374) — итальянского поэта, философа и ученого, которого справедливо считают первым гуманистом Европы. Становление гуманистического мировоззрения Ф. Петрарки происходило под воздействием античного наследия, прежде всего творчества Цицерона. Философские трактаты «О презрении к миру» и большинство художественных произведений Ф. Петрарка написал латинским языком. Одним из важных направлений деятельности он считал очистку латинского языка и возрождение древнего красноречия.

Основное италоязычное произведение поэта — сборник «Канцоньере» («Книга песен»). Значительную часть ее составляют стихотворения о любви к Лауре де Сади, которую Ф. Петрарка пронес через всю жизнь, а также стихотворения на политические и клерикалы темы. Этот сборник положил начало европейской лирической поэзии Нового времени, обусловил литературное течение — петраркизм, которое значительно распространилась в поэзии времени Возрождения.

Моральные и духовные принципы мировосприятия поэта в известной мере основывались на идеях платонизма и неоплатонизма. В сонетах Петрарка воспевал любовь, а в трактатах рассуждал о власти ума и традиции. Однако сонеты обнаружили противоречие трактатов, и любовь к Лауре стала объектом строгого осуждения в беседах «О презрении к миру». Вследствие этого красота человека составляет низшую фазу сравнительно с красотой божества. Петрарка так и не смог примирить это противоречие рационально или побороть его на протяжении всей жизни. Разносторонняя творческая деятельность Петрарки занимает главное место в истории мировой культуры.

Весомый вклад в развитие итальянской литературы сделал выдающийся писатель-гуманист Джованни Боккаччо (1313—1375).

Продолжая традиции Данте и Петрарки, он развивал итальянский литературный язык на народной основе. В поэме «Фъезоланские нимфы», замысел которой был подсказан «Метаморфозами» Овидия, он прославлял естественные человеческие чувства, а его повесть «Фьяметта» считается первым психологическим произведением в западноевропейской литературе. Самое выдающееся произведение Боккаччо — «Декамерон» (1350— 1353 гг., изданный в 1471 г.), который заложил основы европейской новеллы и надолго определил развитие этого жанра.

Взгляды Боккаччо на искусство наиболее последовательно изложены в произведении «Генеалогия богов», где сопоставляются поэзия и философия. Именно это произведение дает возможность считать писателя одним из основателей свободной светской поэтики.

В целом XIV в. выделяет дух имманентно-субъективного самоутверждения человека. Художественная предметность отделяется от священной истории, приобретая самодостаточное значение. Происходит подготовка так называемого периода Раннего Ренессанса (итальянское название — Кватроченто). Хронологически Ранний Ренессанс определяется по-разному, приблизительно 1420-1500 гг. На первый план здесь выдвигается ярко выраженная свободная человеческая личность, которая обязательно мыслится физически, телесно, объемно, трехмерно, то есть выступает во всей материальной телесности. И — что не менее важно — приобретают самостоятельность виды искусства живопись и скульптура, отделяясь от архитектуры, с которой раньше составляли одно целое.

Зачинателями Раннего Возрождения принято считать Мазаччо, Донателло и Брунеллески, которые принадлежали к флорентийской школе художников.

Творчество выдающегося итальянского художника Мазаччо (1401 - 1428) характерно преодолением традиций готики, применением моделирования светотени, разработкой новой перспективы. Поиски, которые начали лишь прослеживаться в произведениях Джотто, приобрели у Мазаччо законченную системе, которая впоследствии стала всеобщим достоянием. Мазаччо и его современники обосновывали свои исследования в области перспективы законами оптики и математики, что дало возможность создавать в трехмерном пространстве сложные, многофигурные композиции, ввести в живопись пейзаж, архитектуру и т. п. Новые достижения перспективы сближали человека с окружающей средой. На первый план искусствоведы выдвигают в творчестве Мазаччо изображение человека достойного и уверенного в себе, воплощение в религиозных сценах жизненных гуманистических идеалов.

Творчество итальянского скульптора Донателло (1386-1466) приходится на первую половину XV в., когда исторически отходят традиции готики и утверждается в Средней Италии стиль Раннего Ренессанса.

В 1430 г. Донателло завершил самое выдающееся произведение — бронзовую статую «Давид». Подобно греческим богам и героям, Давид изображен голым; его образ преисполнен внутренней гармонии, совмещает высокие духовные признаки личности — благородство и величие души.

По заказу цеха оружейников Донателло выполнил статую «Святой Георгий» (покровителя воинов). Созданный скульптором образ молодого воина стал романтичным символом Флоренции. Известный итальянский архитектор, живописец и теоретик искусства Д. Вазари (1511 - 1574) писал, что ни в одной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе столько одухотворенности, сколько природа и искусство воплотили в это произведение Донателло.

Привлекает внимание конная статуя кондотьера Гаттамелати, установленная в 1453 г. перед собором Сант-Антонио в Падуи. По происхождению Гаттамелата — сын булочника, который стал одним из знаменитых полководцев того времени. Состоя на военной службе в Венецианской республике, он не потерпел ни одного поражения. Донателло прославил непобедимого героя, который не знает, «какого цвета страх». Это — типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека в значительной мере определялось ее способностями, собственным усилиями, инициативой, умом и знаниями. Искусство Донателло полнее всего отобразило демократические и гуманистические идеалы периода Кватроченто.

Основоположником архитектурного стиля Раннего Ренессанса стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) — итальянский архитектор, скульптор, ученый, один из творцов теории перспективы. Построенный по его проекту купол Флорентийского собора (1420 - 1436 гг.) имел исключительное общественное и идейно-художественное значение. Купол доминировал над городом и впервые выполнял приоритетную функцию во внешнем виде здания, воспринимался как величественный светский памятник, пример торжества человеческого ума.

Завершает первый этап Ренессанса творчество Леона-Баттиста Альберте (1404-1472) — итальянский архитектор, ученый, писатель и музыкант. Для утверждения в архитектуре стиля Возрождения важное значение имели его теоретические трактаты «О живописи», «О статуе», особенно «10 книг о строительстве», которые считались своеобразной архитектурно-строительной энциклопедией XV в. Смелыми экспериментальными решениями выделяются архитектурные сооружения Л.Б. Альберта, среди них — Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446—1451), церкви Сан-Франческо в Римини (1447 -1468), Санта-Мария Новелла во Флоренции (1456-1470).

В теоретических трактатах художник большое внимание уделял анализу проблемы красоты и гармонии. По его мнению, красота — это идеальная модель эстетично совершенного. Реализацией красоты стало произведение искусства. Законы природы начали выражаться определенными числами; абсолютное и первичное начало природы — гармония, а красота — идеальный образ числа и идеальный образец для художника.

Творчество Альберте показывает, как на принципах тысячелетнего неоплатонизма возникала тенденция простой и ясной эстетики красоты, основанной на математически упорядоченной чувственности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.