Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы органов власти, управления и армии




Придя к власти в 1689 г., Петр унаследовал традици­онную систему управления XVII века с Боярской думой и приказами как центральными учреждениями. По мере усиления самодержавия Боярская дума как узкий со­словный орган утрачивала свое значение и в начале XVIII в. исчезла. Сведения о заседаниях Боярской думы обрываются в 1704 г. Ее функции стала выполнять «консилия министров» — совет начальников важнейших пра­вительственных ведомств. В деятельности данного органа уже видны элементы бюрократизации управления: ре­жим работы, строгое распределение обязанностей, введе­ние регламентированного делопроизводства.

Образование Сената в 1711 г. стало следующим шагом в организации нового аппарата управления. Сенат созда­вался как высший орган управления, сосредоточивший в своих руках административно-управленческие, судебные и законосовещательные функции. В Сенате вводился принцип коллегиальности: без общего согласия решение в силу не вступало. Впервые в государственном учрежде­нии, как и в армии, вводилась личная присяга.

Реформа административной системы была продолжена на рубеже 10-х – 20-х годов XVIII века. В ее основе лежали принципы камерализма — учения о бюрократическом уп­равлении, который предполагал: функциональный прин­цип управления, коллегиальность, четкую регламентацию обязанностей чиновников, специализацию канцелярского труда, единообразные штаты и жалованье.

В 1718 г. был принят «Реестр коллегиям». Вместо 44 приказов учреждались коллегии. Их было 10 – 11. В 1720 г. был утвержден Генеральный регламент коллегий, согласно которому каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, 4 – 5 советников и 4 асессоров. Помимо четырех коллегий, ведавших иностран­ными, военными и судебными делами (Иностранная, Во­енная, Адмиралтейская, Юстиц-коллегия), группа колле­гий занималась финансами (доходами — Камер-коллегия, расходами— Штатс-контор-коллегия, контроль за сбором и расходованием средств — Ревизион-коллегия), торговлей (Коммерц-коллегия), металлургией и легкой промышлен­ностью (Берг-мануфактур-коллегия, позже разделенная на две).

В 1722 г. был создан важнейший контрольный орган — прокуратура. Неофициальным главой Сената стал генерал-прокурор П.И. Ягужинский. Явный государст­венный надзор был дополнен тайным надзором путем введения системы фискалов, которые осуществляли не­гласное наблюдение за деятельностью администрации на всех уровнях. Петр освободил фискалов от ответственно­сти за ложный донос. Феномен доносительства прочно ут­вердился в государственной системе и в обществе.

Особой коллегией стал Святейший Синод, созданный в 1721 г. Должность патриарха была упразднена. Во главе Синода был поставлен государственный чиновник — обер-прокурор. Церковь фактически превратилась в составную часть государственного аппарата.

Генеральный регламент, другие указы Петра I закреп­ляли идею о службе русского дворянства как важнейшую форму исполнения обязанностей перед государем и госу­дарством. В 1714 г. был принят указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с вотчиной. Он способствовал завершению процесса консоли­дации сословий феодалов в единый класс-сословие, обла­давшее определенными привилегиями. Но дворянское зва­ние могло быть привилегированным только тогда, когда его обладатель служил. Табель о рангах 1722 года вводил новую иерархию чинов. Все военные и гражданские должности подразделялись на 14 рангов. Для получения следующего ранга нужно было пройти все предыдущие. Военный или гражданский чиновник, достигший восьмого ранга, соответ­ствовавшего коллежскому асессору или майору, получал потомственное дворянство. Принцип родовитости при назна­чении на государственную службу был окончательно заме­нен принципом выслуги.

За отказ служить владение дворянина подлежало конфискации. Если на Западе служба была привиле­гией, то в России — обязанностью. В связи с этим в литера­туре высказывается мнение, что едва ли можно полностью зависимое от государства дворянство считать господствую­щим классом. Скорее, это был привилегированный класс-со­словие военных и гражданских слуг самодержавия, пре­имущества которых существовали до тех пор, пока они несли службу. «Эмансипация» дворянства произошла поз­же — в 30-е – 60-е гг. XVIII века.

Одно из центральных мест в реформах Петра занима­ло создание мощных вооруженных сил. В конце XVII в. русское войско состояло из полков солдатского строя (в 1689 г. — 70 % общей численности войск), стрелецких полков и дворянского ополчения. Солдатские полки были лишь зачатком регулярной армии, так как казна не могла их взять полностью на свое содержание, и в свободное от службы время солдаты занимались ремеслом и торговлей. Стрельцы все больше превращались в полицейскую силу и орудие дворцовых интриг (Петр говорил о них: «Во ис­тину пакасники, а не воины были»). Дворянская конница уже к середине XVII в. в значительной степени утратила свою боеспособность. Наиболее боеспособной частью вой­ска были так называемые «потешные» полки — Преобра­женский и Семеновский — основа будущей гвардии. Не имея выходов к незамерзающим морям, Россия не имела флота.

Центральным вопросом создания регулярной ар­мии был вопрос о новой системе ее комплектования. В 1705 г. была введена рекрутская повинность: с опреде­ленного числа дворов податных сословий в армию должен был поставляться рекрут. Рекруты пожизненно зачисля­лись в сословие солдат. Дворяне начинали служить с чина рядового в гвардейских полках. Так была создана регулярная армия, обладавшая высокими боевыми каче­ствами. Армия была перевооружена, с учетом зарубежно­го и отечественного опыта были модернизированы страте­гия и тактика, введены Воинский и Морской уставы. К концу правления Петра Россия обладала сильнейшей в Европе армией численностью до 250 тыс. человек и вто­рым в мире военным флотом (более 1000 кораблей).

Однако оборотной стороной реформ стала набиравшая темпы милитаризации имперской государственной маши­ны. Заняв в государстве весьма почетное место, армия стала выполнять не только военные, но и полицейские функции. Полковник следил за сбором подушных денег и средств на нужды своего полка, а также должен был ис­коренять «разбой», в том числе пресекать крестьянские волнения. Распространилась практика участия професси­ональных военных в государственном управлении. Воен­ные, особенно гвардейцы, часто использовались в качест­ве эмиссаров царя, причем наделялись чрезвычайными полномочиями.

Из вышесказанного видно, что в России в первой чет­верти XVIII в. сформировалась мощная военно-бюрокра­тическая система. Наверху громоздкой пирамиды власти находился царь. Монарх был единственным источником права, имел необъятную власть. Апофеозом самодержа­вия стало присвоение Петру I титула императора.

В современной исторической литературе существуют две основные точки зрения о характере абсолютизма в России. Первая сводится к следующему: в России, как ми­нимум со времен Петра, утвердился абсолютистский режим, который ничем существенно не отличался от абсолю­тистских режимов Запада (неограниченная власть монарха, постоянная армия, развитый бюрократический аппарат, централизованная система налогов). На Западе классические формы этого феодального по своей природе режима возник­ли в ситуации относительного «равновесия» сил буржуазии и дворянства, следовательно, «равновесие» и «противовес» (в лице абсолютизма) существовали и в России.

Вторая точка зрения: в России «равновесия» не было, так как капитализм и бур­жуазия еще не сформировались. Русскому монарху незачем было играть роль «противове­са». Поэтому в период Петра либо был не абсолютизм, а азиатский деспотизм, лишь внешне похожий на западные абсолютистские монархии, либо в петровский период в России возник абсолютист­ский режим, типологически отличный от западного.

Очевидно, что вторая позиция ближе к научной истине. Особенность «российского абсолютизма», его отличие от за­падного заключалось в большей самостоятельности по отно­шению к гражданскому обществу. Режим как бы стоял над обществом и заставлял служить себе все сословия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.