Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы государственного управления

Русского экспорта составляла сырье сельхоз товары (хлеб, лен, сало, лес, кожи). В Россию ввозили ткани, бумагу, пряности, сахар, предметы роскоши, инструменты. 70% импорта составляли готовые изделия.

Внешняя торговля.

Внутренний рынок.

Города.

Развитие городов начало IXX века шло довольно медленно, наиболее многочисленным было население столицы и крупных торговых и промышленных центров. Так в Москве к 1808 г., проживало 20000 в городах - промышленных 250000 в Казани 30000, Туле 20000, в Киеве и Воронеже на 15000. Преобладающим типом населения был небольшой город обладающий населением до 10000.

Первая четверть IXX века ознаменовалась успехами в развитии внутреннего рынка, где главными товарами были хлеб, продукты животноводства, изделия крестьянских промыслов, продукты текстильной промышленности.

Основной товарооборот приходится на ярмарки. В европейской части Россия в 1824 г. было зарегистрировано 76 крупных ярмарок с объемом товаров более чем миллиона рублей, огромное значение в развитии торговых связей России (Сибирь и средней Азией) имело ирбитская ярмарка в Пермской губернии.

Каждая крупная ярмарка имела свою специализацию. В уездных губернских городах преобладала мелкая лавочная торговля, крупных магазинов было мало, и они принадлежали чиновникам, но в крупных городах начинается строительство богатых гостиных дворов, а в Москве и Санкт- Петербурге модных магазинов. Постепенно роль во внутренней торговле играли скупщики, коробейники, торговавшие в разное время и разъезжающие по всей стране.

Росту экономики во многом мешали слабо развитая система путей и сообщения. При плохом состоянии грунтовых дорог и отсутствии железнодорожных нитей Россия оставалась в основном водным и гужевым транспортом. Правительство вынужденное считаться с интересами торговых предприятий проводило расширение старых и строительство новых водных каналов. Огинский канал соединял Неман с Днепром. В 1808 г. закончило строительство Мариинской водной системы, в XVIII веке была пущена в эксплуатацию Тихвинская система. В 1815 г. в Киеве появился первый пароход, а 1817-1821 гг. было образовано Волжско-камское пароходство. Выход к внешним рынкам России осуществлялся через Черноморские и Балтийские порты.

Внутренняя торговля в начале века…….значительно больше экономического значения, чем внешняя, горный оброк всей внутренней торговли по подсчетам, современных профессоре статистика Арсеньева составлял 900 миллионов рублей, а внешний 235 миллионов.

Эта торговля в России в этот период имела активный баланс – экспорт превышал импорт, главным внешнеторговым партнером России была Англия. Затем Германия, Франция, Китай.

Вынужденное присоединение России к континентальной блокаде Англии в 1807 г. вызвало………. внешнеторгового оброка. Это отрицательно сказывалось на экономике и финансах России. Русские торгуют постоянно, нарушали блокаду, и правительство вынуждено было закрывать на это глаза.

В декабре 1810 г. было издано новое положение о внешней торговле, которое разрешало ввоз английских товаров на нейтральных судах. Низким таможенным тарифом на импорт установленные в 1816-1819 г. тяжело отразилось российской промышленности. Особенно пострадало производство сукна и сахара.

В 1822 г. был установлен новый протекцинальский высокий тариф, который не изменялся вплоть до середины века.

9. Финансовая политика.

Одной из важнейших проблем Александровского царствования был дефицит бюджета, унаследованный от прежних правлений. В начале века сумма внешнего и внутреннего рынка России равнялась нескольким ее годовым бюджетам и постоянно росла. Для решения этой проблемы в 1809 г. Сперанским была разработана финансовая реформа.

1) Правительство и прекратило выпуск новых денег;

2) резко сократили государственные расходы;

3) продало в частные руки часть казенных имений;

4) ввело новые налоги.

Осуществление этих мероприятий дало положительные результаты. К 1812 г. доходы увеличились с 125 до 300 миллионов рублей. Этим реформы вызвали недовольство населения, в частности дворянства, вынужденного платить налог на имения.

Реформа была свернута, после войны 1812-1814 гг., которая обошлась государству в 900 миллионов рублей, курс бумажного рубля упал до 20 копеек. К концу 1825 г. рынок был наводнен деньгами, которые выпускались для покрытия растущего бюджета.

Ценность бюджетных ассигнаций была низкой, твердого денежного курса не существовало. Главные доходы государство получало от подушных и оброчных налогов.

Из-за нехватки внутренних заказов правительство прибегало к внешним займам у Башкиров, Лондона, Амстердама и Парижа.

Основная статья расходов: военные расходы, которые превышали половину годового бюджета.

II. Начало царствования Александра I.

12 марта 1801 года в результате дворцового переворота на престол вступил Александр I (1801-1825 гг.), старший сын Павла I, Александр получил хорошее воспитание и образование, его воспитатели оказывали большое влияние на его мировоззрение, был Фредерик Цезарь Лагарп. Швейцарский дворянин, убежденный республиканец, он обладал огромной эрудицией. Александр стал учеником великой французской революции. На личность Александра I большое влияние оказал тот факт, что, он вынужден, был приспосабливаться одновременно и вольным нравом Екатерининского двора и контрастности порядков Павловского двора в Гадчине. Александр в совершенности владел искусством, нравится разным мадам, очаровывая и привлекая их к себе, но никому не открывал и доверял своих истинных мыслей.

Трагические обстоятельства вступления Александра на престол стали для него огромным потрясением, посвященный заговорщиками в их намерения Александра I дал свое согласие только получить обещание не покушаться на жизнь императора.

Убийство Павла I не только сделало Александра соучастником преступления и заставляло мучиться угрызениями совести, но показало ему его собственного незащищенность, внушив страх стать жертвой очередного переворота, стать императором Александр I проявил себя как осторожный, гибкий и дальновидный политический деятель. Умеющий скрывать свои истинные убеждения и пристрастился к крайне осмотренный в своей реформаторской деятельности. Первые шаги своего императора оправдали надежды российского дворянства, и свидетельствовали о разрыве с политической предыдущего царствования.

В манифесте о восшествии на престол Александр I заявил, что будет править по законам и по сердцу своей бабки Екатерины II. 13-15 марта последовали указы об амнистии, тем кто подтвергался гонением при Павле I, о снятии ограничений на торговлю с Англией, был разрешен выезд за границу. 31 марта был отменен запрет на деятельность частных типографий и ввоз книг из-за границы.

2 апреля он восстановил отмененные Павлом Жалования грамоты дворянству и городам, освободил дворян от телесных наказаний, которые ввел Павел, упразднил политическую полицию тайных экспедиций сената, а также отменил и другие, раздражавшие дворян указы и распоряжения Павла.

Восстановив Екатерининские указы Александр в то же время заручившись поддержкой гвардии отверг, предположенные ему Паленом и Зубовым, а другие заговорщиками проекты, ограничившие самодержавие дворянско-олигархической конституцией.

а) Вместо этого 30 марта 1801 г. появился указ об учреждении непримиримого совета, законосовещательного органа при царе. Первоначально в совет вошли 12 человек, среди которых были руководители важнейших государственных учреждений, представители аристократии и бюрократии, в том числе главные участники заговора против Павла. Члены совета получили право подавать представление на императорские указы и обсуждать законопроекты, однако утвердительный запрет 1801 г. наказ непримиримому совету определил, что этот орган не имеет никакой силы кроме силы соображения. Практическое значения такого совета было невелико.

б) Вся основная работа по подготовке задуманных Александром преобразований сосредоточилась в негласном комитете. Перед Александром стояли задачи усовершенствовать государственный строй России в новой исторической обстановке когда всем европейским монархам приходилось считаться с ростом прогрессивных сил, проводить не только политику либеральных обещаний и уступок, но даже определенные преобразования.

Для проведения этого курса Александру нужны были энергичные, деятельные и высокообразованные советники они то и составили негласный комитет. Александр приблизил к себе своих так называемых молодых друзей, которые были представителями молодого поколения родовитой аристократии. Все они были приверженцами либеральных идей, и считали необходимым проведение реформы государственного устройства России. Кроме этого, ни один из них не принимал участия в заговоре против Павла I. Это были граф Павел Строганов, (сын богатого екатерининского вельможи, был первым русским членом якобинского клуба в Париже). Николай Новосельцев (англоман обладал энциклопедическими знаниями и выдающимися деловыми качествами), граф Виктор Кочубей (уже в 30 лет, занимавший высокий пост вице-канцлера, был полезен бюрократической изощренностью), польский князь Адам Чарторыйский (с точки зрения современников хоть и заядлый поляк, но бескорыстен и честен). Потом членом стал Фредерик Логарп вернувшийся в Россию. Негласный комитет не был официальным государственным учреждением. Главной задачей комитета были работа над реформой государственного управления. Члены комитета были единодушны в том, что неограниченное самодержавие должно стать орудием постепенных и не насильственных преобразований, которые надо проводить осторожно из-за неготовности общества к реформам. Основными вопросами обсуждавшимися на заседаниях комитета стали: укрепление государственного аппарата, крестьянский вопрос и система образования.

в) После рассмотрения в негласном комитете царским указом от 8 сентября 1802 г. была проведена реформа высших государственных учреждений, вместо коллегии были учреждены 8 министерств: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного посвящения и юстиции, а также государственное казначейство на правах министерства. Министры образовали комитет министров, статус которого был определен лишь в 1812 г.

Введение министерств было призвано укрепить единоначалие в государственном управлении, постепенно вытесняя коллегиальность. В 1810-1811 гг. были изменены системы министерского управления. Согласно общему учреждению министерств от 25 июня 1811 г. были учреждены следующие министерства: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, полиции, юстиции народного просвещения. Государственному казначейству добавилось главное управление почт. Все министерства имели целесообразную структуру и действовали на принципах единоначалия. Во главе министерства стояли министры и их заместители. Им подчинялись директора департаментов, тем в свою очередь начальника отделений, которым подчинялись столоначальники. Министры назначались императором и были ответственны только перед ним. Губернаторы стали чиновниками министерства внутренних дел.

г) Указом от 8 сентября 1801 г. была и осуществлена реформа сената, который определялся как хранитель законов, чья власть ограничивается только императором. Министры должны были ежегодно отчитывается перед сенатом, указ давал сенату право даже ставить вопрос о пересмотре законов, если они не соответствовали. Но уже в марте 1803 г. Александр лишил сената права делать замечания на издаваемые впредь указы, министерские учеты стали поступать в комитет министров, а сенат вновь был низведен до прежнего положения.

д) Крайне осторожным были шаги Александра I в решении крестьянского вопроса, император и члены негласного комитета видели в крепостном праве источник социального напряжения, были убеждены в преимуществах вольного труда перед крепостными, воспринимали власть помещика над крестьянами как нравственный позор для России, тем не менее они считали невозможным принятия радикальных мер и придерживались принципа постепенности, 18 декабря 1801 года был издан Указ, предоставивший право владеть землей купцами мещанам, которые отныне могли покупать ненаселенные земли. Этот Указ распространялся и на государственных крестьян. Помещики крестьяне получили такое право лишь в 1848 г. Уже в начале царствования Александр прекратил раздачу государственных крестьян в частный руки.

20 февраля 1803 года император издал Указ о Вольных хлебопашцах, в котором по мнению Ключевского, выразилось правительственное намерение отмены крепостное право. Указ представлял помещикам возможность освобождать крестьян с землей за выкуп, однако этот указ имел в большей степени идеологическое, чем практическое значение. За весь период царствования Александра I в разряд вольных хлебопашцев перешло менее 0,5% крепостных, т.е. около 48000 душ мужского пола.

В 1804-1805 гг. правительство проводит аграрную реформу в Прибалтике. Крестьяне - дворохозяева получили личную свободу, но за представление им в пользование земельные наделы они обязаны были нести прежние повинности барщину и оброк, но помещики не могли лишать крестьян земли и передавать другому. Реформы проведения в Прибалтике на распространение на других губерниях.

Меры, приводимые правительством в крестьянском вопросе, не посягали на праве и привилегии помещиков, появляются уступками буржуазному разрыву отношений в стране.

е) Более успешными оказались реформы в области образования. В 1803 г. было издано новое Положение об устройстве ученых заведующий. Руководить созданием единой системы образования, было призвано изданное министерством народного просвещения.

В основу системы образования были положены принципы безусловным, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности ученой программы.

Все ученые заведения разделялись на 4 ступени: приходские одноклассные школы, уездные училища, гимназии и университеты.

В 1802-1804 гг. помимо существовавшего Московского университета открылись еще Вилюйский, Казанский, Харьковский, Дерптский. В 1804 г. в Санкт-Петербурге был основан главный педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет. В 1811 г. был открыт Царскосельский лицей. Университеты были поставлены во главе ученых округов и по университетскому уставу 1804 г. получили широкую автономию во внутренней жизни: выборность ректора и профессуры, собственный суд, не внимательство административных властей и полиции в деле университетов. Всего в 1804 г. министерство народного просвещения имело около 500 у ченых заведений всех степеней.

В 1804 г. появляется первый цензорный устав, самый либеральный в 19 веке. В уставе говорилось, что цензура ввозится не для гонения свободы мысли, а чтобы не было злоупотребления свободой. Цензор обязывался быть снисходительным.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Крестьянское население Россия составляла 98,5,% и делилось на 3 группы: помещичьих, государственных и удельных крестьян | Деятельность Сперанского
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.