Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Тема: Этика и деонтология фармацевтического работника. Общее представление о болезни. Методы обследования больных. Общие принципы оказания первой доврачебной помощи

План

 

1. Основы этики и деонтологии. 2. Определение болезни. Методы обследования больных, цели и задачи общего ухода за больными. 3. Представление о первую доврачебную помощь. 4. Виды первой доврачебной помощи. 5. Основные принципы оказания первой доврачебной помощи. Транспортировка пострадавших: виды, способы. 1. Основы этики и деонтологии. Этика - это философское учение о нравственности, система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению к обществу.

Мораль - это форма общественного сознания и отношений между людьми, способ регулирования действия людей в обществе посредством поведения. «Моральный» означает «этический».

Деонтология - совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Итак, несмотря на то, что растущий интерес к деонтологии остается актуальным, эта тема продолжает быть неисчерпаемой. Каждый человек, понимает, что к больному, его родственникам, коллегам нужно относиться внимательно, бережно, с душевной теплотой.

 

Выделяют восемь основных принципов медицинской этики:

1) внимательное отношение к больному;

2) не участвовать в действиях против здоровья больного;

3) оказание помощи всем, кто в ней нуждается, независимо от расовой, политической и религиозной принадлежности;

4) солидарность всех работников имеющих прямое или косвенное отношение к медицине, уважение достоинства людей;

5) сохранение врачебной тайны;

6) участие в охране жизни людей от тех или иных эксцессов, угрожающих им (например, от загрязнения окружающей среды);

7) недопущения экспериментов над людьми;

8) воздержание от поступков, которые могут унизить достоинство профессии.

 

Исходя из этого, каждый член общества должен строго придерживаться следующих правил:

 

- уважать общество и его сограждан;

- считаться с каждым членом общества;

- вести себя так, как он хотел бы, чтобы обращались с ним;

- ведущий принцип цивилизованного общества - основные общечеловеческие моральные нормы.

 

Отношения между сотрудниками на каждом рабочем месте должны основываться на тех же нормах поведения, что и в быту: на вежливости и приличии. Если сотрудники вежливы между собой, если их окружают внимательные и любезные коллеги, то и работа ладится и любые трудности и недостатки преодолевать легче.

На работе нужно вести себя спокойно, избегать всего, что может побеспокоить коллег. От работника медицинского учреждения посетители ожидают деловитости, четкости в работе, внимания и корректности. Каждый сотрудник, к которому обращаются, четко, по-деловому, приветливо, должен дать совет посетителю в рамках своих полномочий. Стараться быть одинаково внимательным со всеми, кто к нему обращается.

 

Во время общения с родственниками больного и другими посетителями необходимо:

 

1. При возможности заранее подготовиться к общению.

2. Создать для общения непринужденные условия.

3. Ликвидировать отвлекающие факторы.

4. Продемонстрировать свое желание слушать.

5. Сконцентрировать свое внимание.

6. Не прерывать собеседника.

7. При необходимости проявлять сочувствие.

8. Понять точку зрения собеседника.

9. Стремиться выяснить суть вопроса, с которым к вам обратились.

10. До конца выслушивать содержание сообщения собеседника, чтобы понять его, а не для того, чтобы потом выступить с ответом.

11. Реагировать на чувства посетителя.

12. Быть понятным.

13. Следить за своими высказываниями и проводить их оценку.

14. Ставить при необходимости уточняющие вопросы.

15. Подытожить свое понимание выслушанным и принять необходимые меры, чтобы помочь собеседнику.

 

Не желательные действия во время общения с родственниками больного и другими посетителями:

 

1. Проявлять нетерпимость.

2. Притворно слушать.

3. Терять покой.

4. Раздражаться.

5. Доминировать над собеседником.

6. Спорить или критиковать посетителя.

7. Выносить поспешное решение.

8. Прерывать собеседника.

9. Заранее считать, что ваш собеседник ошибается.

10. Преследовать личную пользу.

 

Учиться придерживаться этих норм нужно не только во время своей непосредственной проф. деятельности, но и в процессе общения с родственниками и близкими.

 

2. Определение болезни. Методы обследования больных, цели и задачи общего ухода за больными.

 

Болезнь с медицинской точки зрения - это результат действия повреждающего чего фактора на организм. Она возникает в результате повреждения структуры, функции и обмена веществ различных органов и систем. В процессе болезни обязательно включаются защитно-приспособительные реакции, направленные на уничтожение патогенного фактора и устранения вызванного им повреждения.

 

Разнообразные повреждения и приспособительные реакции в своей совокупности оказываются различными отклонениями жизнедеятельности от нормы. Эти проявления болезни - симптомы. Совокупность симптомов - синдром.

Причина болезни - это патогенный фактор, вызывающий определенное заболевание и определяющие его специфические особенности. Каждая болезнь имеет, как правило свою конкретную причину. Болезнетворные условия - факторы, которые сами не вызывают определенное заболевание, но побуждают к его появлению.

Причины болезни могут быть внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными).

Экзогенные причины - это многочисленные внешние физические, химические, биологические и психогенные патологические воздействия.

Эндогенные причины - существующие в организме человека сапрофиты, нарушения обмена веществ, изменение регуляций функций различных систем организма.

 

Периоды болезни:

1. Латентный (скрытый).

2. Продромальный.

3. Разгар болезни.

4. Завершения. Возможные варианты завершения болезни - выздоровление (полное и неполное), переход в хроническую форму, смерть.

Выздоровление - процесс восстановления нарушенной жизнедеятельности и формирования комфортного состояния организма в окружающей среде. При полном выздоровлении следов болезни не остается, а при неполном - тот или иной дефект остается (порок сердца), но он может длительное время быть компенсированным. Возможно развитие рецидивов - возврат болезни (за счет того, что например микроорганизм уничтожен полностью, остался серьезный дефект органа). При ослабленных защитных возможностях организма болезнь может затянуться, ее острые проявления исчезают, но выздоровление не наступает, болезнь переходит в хроническую, вялотекущую форму, которая характеризуется периодами обострения и ремиссий. Обследование больного — совокупность различных методов, применяемых для оценки состояния больного, установления диагноза, определения прогноза, назначения обоснованного лечения и проведения профилактических мероприятий.

Полноценно проведенное обследование больного позволяет установить не только природу и локализацию патологического процесса, т. е. поставить диагноз, но и судить об индивидуальных особенностях развития заболевания. На основании результатов обследования больного выбирают наиболее целесообразную тактику и методику лечения, определив показания и противопоказания к тем или иным лечебным мероприятиям.

 

Методы обследования больного делят на общие, применяемые при исследовании любого больного, и специальные, применяемые при соответствующих показаниях. Общие методы обследования больного делят на основные и дополнительные.

Основные методы обследования больного — расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация больного. Эти методы появились раньше других в медицинской практике, их применение не требует никакой сложной аппаратуры и возможно в любой обстановке.

1. Расспрос больного начинают с выявления «паспортных» данных, помогающих заподозрить либо исключить заболевания, свойственные тому или иному возрасту, полу, профессии, местности, в которой проживает больной. Затем выясняют жалобы больного, которые до известной степени могут ориентировать обследующего в отношении заболевания того или иного органа. Далее приступают к собиранию анамнеза.

2. Осмотр часто предшествует расспросу, так как патологические признаки, отмеченные при первом общении с больным, оказывают существенную помощь в постановке вопросов при собирании анамнеза и иногда позволяют ставить правильный диагноз «с первого взгляда».

Осмотром можно выявить ряд характерных признаков, указывающих на расстройства различных функций организма (например, одышка, отеки) и анатомические изменения в органах. Известные сочетания этих признаков составляют определенный клинический синдром (см.), свойственный тем или иным заболеваниям. 3. Пальпация основана на осязательном ощущении, возникающем при движении и давлении пальцев или ладони ощупывающей руки. С помощью пальпации определяют свойства тканей и органов: их положение, величину, форму, консистенцию, подвижность, топографические соотношения, а также болезненность исследуемого органа. Пальпация дает возможность судить о болезненности, плотности, изменении положения и формы пальпируемых органов.

4. Перкуссия (от лат. percussio — "постукивание") — выстукивание больного (пальцем или молоточком) для определения по характеру звука состояния внутренних органов. Перкуссия позволяет определять размеры, границы и форму органов, а также диагностировать патологические изменения в них (уплотнение, наличие жидкости в полостях и др.) по изменению характера перкуторного звука.

5. Аускультация позволяет установить изменение физиологических звуков, возникающих в результате деятельности различных органов (сердце, легкие, кишечник). Уход за больными начинается с оказания первой помощи и транспортировки.

Под уходом следует понимать:

1) создание и поддержание санитарно-гигиени­ческой обстановки в палате;

2) устройство удобной постели и содержание ее в чистоте;

3) гигиеническое содержание больного, оказание ему помощи во время приема пищи, физиологических отправлений и др.;

4) выполнение врачебных назначений;

5) организацию досуга больного;

6) поддержание в больном бодрого настроения ласковым словом и чутким отношением.

К уходу относится также круглосуточное наблюде­ние за сознанием и общим видом больного. Ясное сознание, бодрое выражение лица и самостоятельное изменение положения тела свидетельствуют об удов­летворительном состоянии. Затемненное сознание, безучастное выражение лица и неподвижное положе­ние в постели указывают на тяжелое общее состояние. Если больной по характеру и степени своего заболе­вания в состоянии встать с постели, сидеть, ходить, то положение его в постели принято называть активным.

Пассивным называется такое положение боль­ного в постели, когда он не может сам двигаться, повернуться, а сохраняет то положение, которое ему придали.

Вынужденным называется положение больно­го в постели, которое он сам занимает, стараясь об­легчить свои страдания.

Уход за больными делится на общий и специаль­ный.

Общий уход включает в себя мероприятия, ко­торые производятся независимо от характера болезни. Специальный уход предусматривает дополнительные мероприятия, проводимые только при определенных заболеваниях: хирургических, урологических, стомато­логических, гинекологических и т. п.

Уход за больными строится на принципе охрани­тельного режима, подразумевающего устранение раз­личных раздражений, отрицательных эмоций, обеспе­чение тишины, покоя, создание уютной обстановки.

Большое внимание должно уделяться санитарному режиму.

В соответствии с гигиеническими требованиями на каждого взрослого больного должно приходиться 25 м3 воздуха, что достигается площадью на 1 койку 7 м2 при высоте помещения 3,5 м. Оптимальная тем­пература воздуха в палате 18—20° С. Палаты необ­ходимо проветривать регулярно, даже в зимнее время, не реже 2—3 раз в день.

3. Представление о первой доврачебной помощи.

Первая квалифицированная (доврачебная) помощь предусматривает три группы мер:

 

1. Немедленное прекращение воздействия внешних поражающих факторов (электрический ток, высокая или низкая температура,) и удаление пострадавшего из опасных ситуаций, в которые он попал (спасение из воды, пламени, при помещения, где накопились ядовитые газы и т.д.).

2. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему в зависимости от характера и вида травмы, несчастного случая или внезапного заболевания (остановка кровотечения, наложения повязки на рану, выполнения искусственного дыхания, непрямого массажа сердца, введение противоядий т.п.).

3. Организация скорейшей транспортировки пострадавшего или заболевшего в лечебное учреждение. 4. Виды первой доврачебной помощи.

 

• первая (неквалифицированная) медицинская помощь;

• первая квалифицированную (доврачебная) медицинская помощь;

• первая врачебная медицинская помощь;

• квалифицированная врачебная медицинская помощь;

• специализированная медицинская помощь.

Первая (неквалифицированная) медицинская помощь предусматривает немедленное прекращение действия повреждающего факторов: изъятие потер певшеого из-под завала, из горящего здания, или воды; прекращение действия электрического тока или ядовитых газов.

 

Такую помощь оказывают нередко в порядке само-и взаимопомощи сандружинники и специально обученные лица (медицинский персонал, военнослужащие, рабочие милиции).

Первую квалифицированную (доврачебную) помощь оказывают медицинские работники на месте происшествия, при транспортировке и в лечебных учреждениях до прибытия врача.

Медицинские работники (фельдшеры-лаборанты, санитарные фельдшера, провизоры и др.). квалифицированных выполняют реанимационные мероприятия, применяют стандартные средства для временной остановки кровотечения, накладывают стандартные транспортные шины, повязки на раны и тому подобное. Большое значение в комплексе мероприятий первой доврачебной медицинской помощи имеет правильная и быстрая транспортировка заболевших и пострадавших.

Первая врачебная медицинская помощь - выполняет врач – мероприятия направлены на устранение последствий повреждения, которые непосредственно составляют угрозу жизни пострадавшего, а также на профилактику осложнений и подготовке его к дальнейшей транспортировки.

Квалифицированную врачебную медицинскую помощь осуществляют врачи-специалисты широкого профиля в мобильных и стационарных медицинских учреждениях с целью сохранения жизни пострадавшего, предупреждение осложнений и подготовки к дальнейшей транспортировки.

Специализированная медицинская помощь - это система исчерпывающие лечебно-профилактических мероприятий, которую оказывают врачи-специалисты различного профиля в специализированных лечебных учреждениях, оборудованных специальной аппаратурой. 5. Основные принципы оказания первой доврачебной помощи. Транспортировка пострадавших: виды, способы.

 

При оказании первой медицинской помощи необходимо придерживается следующих принципов:

 

• учитывая невозможность выявления всех людей, инфицированных возбудителями, передающимися с кровью, защита ме ских работников от ВИЧ и вирусов гепатита основывается на понятии: со всеми пациентами необходимо вести себя так, будто они заражены инфекциями, передающимися с кровью. Следует рассматривать любой контакт с кровью и другими биологическими жидкостями как опасный.

Необходимо применять индивидуальные средства защиты. (Вы тяг из Приказа МЗ Украины "Об усовершенствовании лечения больных на ВИЧ-инфекцию и СПИД "№ 580 от 12.12.03 г.);

• все действия того, кто оказывает помощь, должны быть целеустремлёнными, обдуманными, решительными, быстрыми, спокойными.

 

 

Этапы оказания первой медицинской помощи:

 

а) оценить ситуацию и принять меры по прекращению воздействия повреждающего фактора (удалить из воды, пламени, из помещения, где накопились ядовитые газы, погасить горящую одежду, отключить от линии электрического тока при электротравме и т.п.);

б) быстро и правильно оценить состояние пострадавшего. Это достаточно трудно, если пострадавший без сознания. При осмотре пострадавшего устанавливают, жив ли пострадавший, вид, тяжесть травмы, определяют наличие кровотечения, и способ его остановки;

в) на основании осмотра пострадавшего определить способ и по последовательность оказания первой медицинской помощи;

г) выяснить, какие средства необходимы для предоставления ПМП, в конкретных условиях, обстоятельства и возможности, и обеспечения;

д) предоставить ПМП и подготовить пострадавшего к транспортировке;

е) организовать транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение;

ж) осуществлять уход за пострадавшим или внезапно заболевшим к транспортировке в лечебное учреждение;

з) первую помощь в максимально возможном объеме нужно предоставлять не только на месте происшествия, но и на пути транспортировки в лечебное учреждение.

Выбор способа транспортировки пострадавшего зависит от состояния болезни или травмы, а также от условий местности. При некоторых травмах (вывихи, растяжения, переломы костей рук и ног) пострадавшего на небольшое расстояние необходимо переносить на руках одному или двум помощникам. При более тяжелых травмах пострадавшего лучше переносить, носилках т.д.

 

Положение пострадавшего при транспортировке. В положении лежа на, спине, транспортируют пострадавших, находящихся в сознании, с травмами головы, ранениями позвоночника и повреждениями конечностей. Положение, лежа на спине с согнутыми в коленях ногами рекомендуется при открытых ранах брюшной полостей и, переломе костей таза. В положении лежа на спине с приподнятыми ногами и опущенной головой транспортируют пострадавших при повреждениях со значительной потерей крови и в состоянии шока.

 

В положении лежа на, животе, транспортируют потерпевших бедствий с повреждениями позвоночника, когда пострадавший без сознания.

Положение, полусидя с вытянутыми, ногами рекомендуется при травмах шеи и при значительных повреждениях верхних конечностей.

В положении полусидя с согнутыми в коленных суставах ногами (под коленные суставы подкладывают валик) транспортируют пострадавших с повреждениями мочевых и половых органов, при кишечной непроходимости и других внезапных заболеваниях органов брюшной полости, травмах брюшной полости, а также при ранениях грудной клетки. В положении лежа на боку, в обязательном порядке транспортируют бессознательных пострадавших.

В положении сидя или пешком с помощью сопровождения доставляют в больницу пострадавших с относительно легкими повреждениями лица и верхних конечностей.

Транспортировка. Переносить пострадавшего следует крайне осторожно. Если больной может самостоятельно передвигаться, его руку забрасывают к себе на шею и поддерживают больного корпусом.

Человека, лишенного возможности передвигаться самостоятельно, переносят на спине, держа за бедра, удерживается пострадавший руками за шею того, кто ее несет.

Однако удобнее переносить пострадавшего вдвоем. Если носилок нет, а быстро сделать их из подручных средств нет возможности, применяют такой прием. Скрещивают руки и сажают больного на "стул", чтобы он мог держаться за плечи или за шею тех, кто его несёт.

По ровному месту, а также сверху или с лестницы носилки несут так, чтобы ноги больного были впереди. При подъеме вверх или по лестнице впереди должна быть голова больного. Вопреки распространенному мнению, идти в ногу при переносе больного не нужно, ведь таким образом носилки меньше раскачиваются. Кроме того, не следует высоко поднимать ноги: надо, чтобы они были немного согнуты в коленях - это предотвратит резким толчкам. Если больного приходится нести на большое расстояние, для удобства надо привязать к концам носилочного палок лямки и перебросить их через шею. Тогда перенос значительно облегчается.

При невозможности вызвать специализированный санитарный транспорт для перевозки пострадавшего используют обычную грузовую или легковую машину. Больного осторожно укладывают или сажают в кузов (или на заднем сидении), подстелив матрас, подушки и т.д., а сверху прикрывают одеялом. То же делают и при перевозке пострадавшего в санях или на коляске.

Если больной лежит на носилках, то заносить его в машину или класть на телегу лучше, на них.

Ощущение укачивания и появления тошноты на корабле или в самолете можно избежать (или хотя бы резко ослабить их), если глубоко дышать, когда судно или самолет опускаются и задерживать вдох до начала движения вверх. Несмотря на необычность такого ритма, дыхания организм к нему быстро привыкает. Домашнее задание: Перша медична допомога. Петриченко Т.В. — К.: Медицина, 2007. с. 6-10

Самостоятельная работа: Синдром тривалого здавлювання, особливості надання долікарської допомоги на місці пригоди та при транспортуванні до стаціонару.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономические проблемы слияния предприятий в Украине | Возможности и ограничения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.