КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторный эксперимент
І Виды эксперимента и типы методик Выделяют три основных вида эксперимента: лабораторный,, естественный и формирующий. Они различаются по организации процедуры опыта, задачам, степени соответствия ситуации естественному поведению испытуемого и другим особенностям. В каждом виде эксперимента существует ряд методических приемов, методик и их модификаций. Мы охарактеризуем только основные типы методик. Лабораторный эксперимент проводится в условиях специально оборудованного помещения и предполагает строгий контроль всех условий и поведения испытуемого. Результаты лабораторного эксперимента обычно отличаются высокой степенью достоверности. Однако ситуация лабораторного эксперимента далека от соответствия естественным условиям, что ограничивает ценность получаемых данных и требует проведения дополнительных исследований для уточнения получаемых результатов. Лабораторный эксперимент в психологии имеет давнюю историю. Именно в рамках этого вида экспериментальных исследований еще в XIX—начале XX в. были предложены основные методики и методические приемы, которые впоследствии широко модифицировались. Охарактеризуем основные типы методик. 1. Лабиринтные методики. Лабиринт — это специальным образом ограниченное пространство, в котором есть вход (начало движения животного или объекта, который необходимо достать из лабиринта), более одного возможных путей движения, из которых только один правильный (или часть путей при выборе стратегий следования). Изучение процессов научения, памяти, мотивации и ориентировочно-исследовательской деятельности животных с помощью лабиринтных методик проводилось в рамках бихевиористических исследований. Первоначально лабиринты использовались для изучения поведения крыс, но впоследствии стали широко применяться в экспериментах с самыми разными животными. Суть лабиринтных методик состоит в том, что животное не может непосредственно получить подкрепление (обнаружить приманку или выход из замкнутого пространства и т.п.), а должно самостоятельно найти правильный путь к нему. Есть такие лабиринты, в которых животное не воспринимает непосредственно подкрепление, и такие, где подкрепление воспринимается, но путь его получения заранее неизвестен. Сейчас существует много модификаций лабиринтных методик, которые можно классифицировать по двум основаниям: 1) по сложности. Есть лабиринты простые, в которых возможна только одна альтернатива: всего два пути, один из которых правильный. Форма таких лабиринтов может быть Т-образная или Y-образная. Сложные лабиринты имеют несколько путей и тупиков, из которых один или несколько являются правильными. Такие лабиринты могут иметь разнонаправленные ходы, расположенные по две стороны относительно общей прямой оси, веерные и т.п.; 2) по способу действия животного в лабиринте. Лабиринты могут быть локомоторные, в которых животному надо передвигаться. В этом случае они могут быть наземные — из приподнятых над поверхностью мостиков или подвесные, водные, воздушные и т. п. и комбинированные. Лабиринты могут быть манипулятивные, в которых необходимо передвигать приманку с помощью собственных или дополнительных средств. Такие лабиринты используются только для тех представителей животного мира, которые обладают способностью к манипуляции и орудийной деятельности (высших обезьян, человека, а также слонов и некоторых ластоногих и китообразных). Лабиринты могут быть перцептивные (зрительные), когда надо найти правильный путь без применения двигательных реакций. Вариантом такой методики является эксперимент, в котором обезьяне предлагается зрительно выбрать из нескольких перекрещенных веревочек ту, которая соединена с приманкой. 2. Проблемная клетка и проблемный ящик. Впервые с помощью проблемной клетки изучал поведение животных (кошек, собак, низших обезьян) американский психолог Э.Л.Торндайк. Принцип этих методик состоит в том, что есть замкнутое пространство, в котором заключено само животное (проблемная клетка) или приманка (проблемный ящик). Животное должно найти выход из клетки или достать приманку из ящика, последовательно открывая запоры или преодолевая препятствия. С помощью этих методик изучаются направленность действий животных, способность к анализу условий и их изменений вследствие собственных действий, научение, память, мотивация и т.п. 3. Обходной путь. Эксперимент с использованием обходного пути был предложен В. Кёлером при изучении интеллекта высших животных. Животное воспринимает приманку, которую невозможно достать, так как она отделена преградой. Чтобы достать ее, необходимо обойти преграду, т. е. сначала удалиться от воспринимаемого «целевого объекта», это затем даст возможность приблизиться к нему. Исследования животных различных уровней эволюционного развития показали, что только высшие животные могут находить обходной путь сразу, а остальные не способны удалиться от воспринимаемой приманки и осваивают обходной путь только путем научения. В.Кёлер считал, что способность к обходному пути является одним из существенных критериев наличия интеллекта у животных. К модификации этого методического приема можно отнести задачи на экстраполяцию (предвидение траектории движения объекта за преградой), предложенные Л. В. Крушин-ским. Существуют три основных типа методик обходного пути: локомоторные (животное передвигается относительно преграды), ма-нипулятивные (животное передвигает приманку относительно преграды) и комбинированные (например, эксперимент В.Кёлера, в котором шимпанзе сначала надо было отодвинуть приманку от себя — от узкой к широкой щели ящика, затем обойти ящик и достать приманку с другой стороны).
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |