Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура личности по А. В. Петровскому




Структура личности по А. В. Петровского (род. в 1924)(Концепция персонализации).

«Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности».

в структуру личности человека, по А.В. Петровскому, входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях. Личность должна быть характеризуема в единстве всех трех сторон ее существования как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений (табл.).

Структура личности Петровского А.В.:

  1. Интраиндивидная подсистема: личность - как социальное свойство рассматривается как индивидуальность.
  2. Интериндивидная подсистема: личность является субъектом деятельности и отношений с другими людьми.
  3. Метаиндивидная подсистема: личность оказывает воздействие на других людей

 

  1. Понятие «Я-образ».», «Я-концепция». Структура. Функции.

 

Не существует универсального определения.

Т. Бауэр – "Я-концепция" понимается как представление о себе или «Образ Я». Следовательно, появляется в младенчестве, когда ребенок осознает свое тело.

 

Э. Бернс – "Я-концепция" – это система устойчивых, непротиворечивых представлений о себе. Появляется поздно. Этому предшествует: представление о телесном Я, узнавание себя в зеркале, феномен «Я сам» и «Я хороший», завышенная самооценка дошкольника, самооценка младшего школьного возраста, неустойчивая самооценка подростка. И только потом происходит стабилизация Личности.

Я-концепция - целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т.д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе (включает компоненты).

Мы запишем определение «Я-концепции», продложенное ВВ. Столиным.

«Я-концепция» – это важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельности, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми.

Образ «Я»устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Образ «Я» и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я-образов», попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. «Я – образ» - не статистическое, а динамическое образование личности индивида.

«Я-образ» или «Я-концепцию» принято считать продуктом самосознания

«Я-образ», по В.В. Столину, включает два аспекта: Знание о себе и самоотношение

Структура (общая) «Я-концепции»:

 

  1. Я- реальное: представление индивида о том, каков он есть на самом деле.
  2. Я- зеркальное (социальное): представление индивида о том, как его видят другие люди.
  3. Я- идеальное: представление индивида о том, каким бы он хотел быть.

Между Я-реальным и Я-идеальным должен быть оптимальный разрыв, как стимул к самосовершенствованию.

 

Я-реальное имеет три компонента: 1) когнитивный (кто я на самом деле); 2 ) оценочный (что я в себе ценю?); 3) поведенческий (определяет стиль поведения в зависимости).

 

Так Р.Бернс описывает «Я-концепцию» как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Он предлагает рассматривать «Я-концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя. В «Я-концепции» он выделяет три составляющие:

1. Образ «Я» - представление индивида о самом себе;

2. Самооценка – адекватная оценка этого представления, обладающая различной степени интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик;

3. Поведенческая реакция – те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой.

Каждый из этих компонентов, с точки зрения Р.Бернса, может быть представлен по крайней мере в трех модальностях:

реальное «Я», отражающее установки, которые связаны с актуальными способностями, ролями, статусами («Я»-на-самом-деле»);

социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мнением человека о том, как его видят другие «Я»-глазами-других»;

идеальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с представлением человека о желаемом «Я» («Я»-каким бы-я-хотел-быть»).

Таким образом, Я-концепция используется Р.Бернсом как собирательный термин для обозначения всей совокупности представлений человека о себе. Итоговая структура «Я-концепции» по Р.Бернсу может быть представлена в схеме (см.схему 1).

 

 

Глобальная «Я-концепция», по Р. Бернсу, включает: Я-сознающее и Я-как объект.

«Я-сознающее», по Р. Бернсу, является – процессом.

 

Схема 2

Факторы, влияющие на Я-концепцию ребенка

 

 

К факторам, влияющим на «Я-концепцию» ребенка относятся:

  • Самоанализ
  • Опыт социального поведения
  • Внешние данные, ощущение сил
  • Восприятие ребенка другими

 

Функции «Я-образа» или «Я концепции»:

  • Играет важную роль в формировании целостной личности;
  • Функция самообвинения и самопоощерения;
  • Понятия самого себя, самооценка формируется, помогает достигать реалистичных целей и т.д.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 20755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.