КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура Древнего Египта
В. Иные основания прекращения брака Помимо признания брака недействительным и развода, брак прекращается смертью или объявлением умершим одного из супругов. В этих случаях брак прекращается автоматически с момента смерти супруга или с момента вступления в законную силу решения суда об объявлении супруга умершим. В случае прекращения брака путем развода с супругом, признанным безвестно отсутствующим, или при автоматическом прекращении брака с супругом, объявленным умершим, при явке такого супруга брак может быть восстановлен. Восстановление брака производится органами загса по совместному заявлению обоих супругов. Восстановление брака невозможно, если один из супругов вступил в новый брак. Таким образом, по новому семейному законодательству для восстановления брака необходимо повторное волеизъявление супругов на продолжение брака.
Древнеегипетская цивилизация возникла в северо-восточной Африке, в долине Нила, на востоке Аравийского нагорья и на части Ливийского плоскогорья. Египтом эту страну назвали греки, сами же египтяне называли ее – «Черная земля». Создание единого государства по традиции датируется в 3000 г. до н. э., когда царь Верхнего Египта Мену покорил Нижний Египет и учредил первую династию объединенной страны. Развитие земледелия в долине Нила способствовало росту материальной культуры и техники. Здесь были созданы сложные ирригационные системы, совершенствовалась техника обработки камня, изготовления ювелирных украшений, накапливались научные знания, появилась письменность. Культура древних египтян обогащалась под воздействием соседей. В частности, у азиатских народов были заимствованы колесница, серпообразный меч, элементы фортификации и т. п. Самая древняя письменность египтян возникла из простых рисунков и узоров первобытных времен. Картинная система письменности была очень неудобной, хотя и наглядной. Только в 1822 г. французский ученый Ж. Шампольон нашел ключ к чтению египетских иероглифов. В этом ему помогла двуязычная (греко-египетская) надпись на Розеттском камне, который был найден во время похода Наполеона Бонапарта в Египет в 1799 г. В эпоху Древнего царства был создан алфавит, который служил для обозначения 24 основных звуков. Однако полный переход на новую систему письма не произошел. В этот период появляется скоропись. Усовершенствованная скоропись – демотика – напоминает современную стенографию, возникла в VIII в. до н.э. и получила распространение в эпоху упадка Египетского государства. Сложность египетской иероглифической письменности и медленное ее развитие можно объяснить тем, что она была привилегией жрецов и писцов, которые окружали ее ореолом религиозной таинственности, считали даром бога мудрости Тота. Корня египетской художественной литературы достигают глубокой древности. По большей части имена авторов неизвестны. Традиция окружала ореолом святости имена мудрецов, которым приписывалось авторство той или иной сказки, повести или поучения. Наивысшего развития египетская литература достигает в период Среднего царства. В египетской литературе отразились мотивы народного творчества. Повести часто имели сказочный сюжет. Сохранилось много народных песен, любовных и придворных стихотворений. Очень популярными были миф об Озирисе, мифы космического и солнечного циклов, в которых рассказывалось о сотворении мира, истреблении людей богами и др. Появляется новый литературный жанр – описания путешествий, предшественник приключенческого романа. Связь литературы с религией была очень крепкой. Влияние религиозного мировоззрения на жизнь народа усиливался тем, что произведения религиозной литературы приобретали художественную форму. Особенно активно развивалась религиозная поэзия: гимны, магические заклинания и т.п. Была распространена и драматичная поэзия. До наших времен дошел отрывок из религиозной драмы, или мистерии, в которой изображались страдание, смерть и воскресенье бога Озириса. Особенно египтяне уважали гимны, в которых боготворили царей. Однако известны и такие поэтические произведения, в которых опровергаются основные религиозные постулаты, звучит неверие в загробную жизнь, предлагается получать наслаждение от радостей жизни земной. Искусство древних египтян также было тесно связано с религиозной мифологией. Характерными его чертами были: величественная монументальность формы, суровый и четкий, почти геометрический конструктивизм и типичная фронтальность. Следует отметить и реалистичные тенденции, которые особенно сказались в портретных изображениях. Высокого развития и технического совершенства достигла архитектура, которая характеризовалась величественной монументальностью. Грандиозные строения должны были выражать идею могущества царской власти, которую охраняла религия. Это мастабы и пирамиды. Самые величественные храмы начали возводить в период Нового царства, например грандиозные фиванские храмы Луксорский и Карнакский. Для скульптуры Древнего Египта характерно условность, фронтальность и статичность. Особенно это касается изображений фараонов, вельмож. Одновременно скульптуры, которые изображали простых смертных, часто тяготели к реализму. Стремление к реализму в скульптуре, так же как и в изобразительном искусстве, становится все более заметным во времена Среднего царства. А от времен Нового царства уже имеем много образцов высокохудожественного реализма. Египетское искусство имело значительное влияние на развитие финикийского и греко-римского искусства. В египетской религии сохранялось много пережитков первобытной религии. Этим можно объясните значительное распространение культа животных. Египтяне боготворили почти каждого представителя фауны. Это были крокодилы, кошки, птицы, насекомые и особенно жуки-скарабеи. Своеобразием египетской религии было исключительное значение, которое предоставлялось заупокойному культу. В отличие от Шумера и Вавилона, потусторонний мир был безотрадным и мрачным, египтяне считали, что земное жилье – это гостиницы, которые не нужно строить крепкими. Лучше позаботиться о гробницах и мумификации. Египтяне верили, что сохранение трупов обеспечивает существование души. Очень большое значение отводилось знанию магических заклинаний. Их писали зеленой краской (цвет жизни) на стенах усыпальниц. Впоследствии молитвы и заклинания писали на свитках папируса – «Книга мертвых». Большое значение приобрел также культ Солнца – Ра. Постепенно,в связи с централизацией страны, он превращается в государственный культ верховного бога. В период Среднего царства, когда центром стали Фивы, местный фиванский бог Амон был провозглашен верховным государственным богом всего Египта. Своего наивысшего развития культ Солнца достиг при фараоне Эхнатоне, когда бог солнечного диска Атон был провозглашен единственным верховным государственным богом. Правда, вскоре после смерти Эхнатона его религиозная реформа была упразднена жрецами. Был возобновлен культ Амона, и Египет вернулся к традиционному многобожию. На основные формы египетской религии значительно повлияло развитие культа фараона. Как и в других деспотических государствах, религия использовалась для укрепления власти царя и авторитета государственной власти. Постоянно проповедовалось учение, что царь – это бог, что он наделен властью непосредственно богами. Следовательно, религия играла значительную роль в жизни народа Египта. Однако религиозная идеология не имела возможности подавить стремление к объективному познанию окружающей природы. Особенное развитие получила математика, которая была тесно связана с практической жизнью. Большим достижением было применение десятичной системы вычисления. Правда, числовая система была очень громоздкой. Некоторые самые простые знания имели египтяне и в области алгебры – умели, в частности, решать уравнение с одним неизвестным. Большое практическое значение получила геометрия. Египетские математики умели вычислять площадь прямоугольника, треугольника, трапеции и круга. Значительных успехов достигла астрономия. Были созданы карты звездного неба, которыми пользовались и в греко-римские времена. Календарный год разделялся на 12 месяцев по 30 суток каждый. К каждому году добавлялось 5 праздничных дней. Таким образом, египетский календарь отставал от тропического на четверть суток. Эта ошибка на протяжении 1460 лет равнялась одному году. Развивались медицина и ветеринария. До нас дошли рецепты лекарств того периода, лечение с помощью которых часто совмещалось с магическими заклинаниями и обрядами. Появились первые знания по анатомии, в области диагностики. Были сделаны некоторые теоретические обобщения, в частности о законе кровообращения. Вообще достижения египетской медицины широко использовались авторами медицинских трактатов античного мира. Культура Древнего Египта и до сих пор остается одним из самых ярких явлений в культурном достоянии человечества. Она имела огромное влияние не только на культурное развитие древних народов, в частности греков, но и повлияла на творчество многих художников значительно более поздних времен, до XIX в. включительно.
3. Хеттская культура. Культура Восточного Средиземноморья и Ассирии Хеттское царство сформировалось в XVIII-XVII вв. до н. э. в Малой Азии и просуществовало до XII в. до н. э. Это было непрочное государственное образование. Хеттская культура еще недостаточно исследована. С помощью имеющегося археологического материала можно лишь в общих чертах проследить развитие материальной культуры и искусства древних хеттов. На раннем этапе хеттской истории еще сохранились остатки родового строя, которые накладывали отпечаток на мифологию и литературу. В искусстве и религиозных легендах значительное место отводилось культу богини-матери. В историко-политической литературе (летописи, царские манифесты и другие акты государственного значения) нашел отображение процесс образования Хеттской государства. Хетты использовали клинопись, которую они позаимствовали в Месопотамии, приспособив к своеобразным формам хеттского языка. От вавилонян они позаимствовали также денежную, весовую системы. Вообще хеттская литература находилась под значительным влиянием вавилонской. Хеттские писцы переделывали и переписывали вавилонские поэмы (например, эпос Гильгамеша). Вавилонское влияние ощутимо на религиозно-магической литературе, медицинской. Возможно, под египетским влиянием возникла идеология обожествления царя и царской власти. Хетты создали яркие образцы изобразительного искусства. Особенно поражают рельефы сцен боев, царей, священных животных. Своеобразием отмечалась архитектура. Циклопические сооружения, система оборонных сооружений, планировка дворцов, применение колонн со своеобразными декоративными скульптурами роднят хеттскую архитектуру со строительным творчеством народов эгейского и микенского мира. Территория Восточного Средиземноморья в древности называлась Ханаан. В нее входили Сирия с приморской полосой, которую греки называли Финикией, Палестина и Сирийская степь. Страны этой части Передней Азии были тесно связаны между собой географически и исторически. Финикия, Сирия и Палестина жестоко страдали от военных походов крупных рабовладельческих государств, поскольку были расположены между Хеттским государством, Месопотамией и Египтом. В то же время они быстро воспринимали культурные достижения своих соседей. В III тыс. до н.э. на территории Финикии проживали семитские племена – ханааней. Со временем здесь возникают рабовладельческие государства. На протяжении веков ни один из финикийских городов-государств не имел силы объединить всю Финикию в рамках единого государства. Политическая раздробленность Финикии привела к тому, что здесь не было создано мифологических систем, подобных вавилонским или египетским. Финикийцы не знали «царя богов». В финикийских городах жрецами был создан богатый, пышный культ, в котором длительное время сохранялись человеческие жертвоприношения. Это было характерно также для Палестины и Сирии. Финикийская культура испытала египетское и в меньшей мере вавилонское влияние, вместе с тем сохранив свою самобытность. Наибольшим достижением финикийской культуры было изобретение алфавитного письма. От финикийского алфавита происходит греческий, а от него – большинство современных алфавитов. В первой половине XIII в. до н.э. в Палестине появилось объединение родственных племен – царство Израиль, затем возникло царство Иудея. В культуре Израиля и Иудеи чувствовалось сильное влияние Египта, Вавилона и Финикии. Религиозные верования Израиля и Иудеи не имели определенной системы и не отличались от верований других народов Передней Азии. Однако исторические условия развития Израиля и Иудеи способствовали сильному росту значения племенного бога Яхве. В связи с переселением иудеев вавилонским царем Навуходоносором II среди них возникает религиозно-политическое движение, связанное с планами возвращения на родину. Самым выдающимся деятелем этого движения в середине VI в. до н.э. был Иезекииль. Центром государства должен был стать Иерусалим с храмом Яхве. В конце V – начале IV в. до н.э. было завершено восстановление Иерусалима и организация иерусалимской общины. В это время был установлен текст закона (тора), который приписывался Моисею. В Тору вошли мифы и легенды, которые были признаны жречеством Яхве правоверными, а также правовые и обрядовые предписания, обязательные для общины. Постепенно сложилась Библия, в которую вошли пять книг (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), написанных Моисеем; исторические книги, в которых излагалась история благочестия (книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, Ездры и другие); поучительные, в которых содержалось учение о благочестии (книга Иова, Псалтырь и книги Соломона); пророческие (Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила и др.) и т. п. В Библии встречаем остатки древнееврейской литературы, например «Песнь песней». Библейская литература имела значительное влияние на древнехристианскую литературу. Весомый вклад в развитие мировой культуры осуществили народы Ассирии. Культура Ассирии во многом основывалась на культурном наследии древнего Шумера и Вавилона. Речь идет о клинописи, литературных произведениях, характерных элементах искусства, типичных чертах религии, ряда научных знаний. О значительном уровне развития ассирийской культуры свидетельствуют библиотека Ашшурбанипала, остатки дворцов, построенных для него и царя Саргона II. В архитектуре дворцов большое место отводилось монументальной скульптуре, художественным рельефам, декоративным орнаментам. В ассирийском искусстве преобладали военные сюжеты и сцены охоты. Больше двух веков (до 330 г. до н. э.) просуществовало государство Ахеменидов. В нем решающую роль играли персы. В состав этого государства входили многочисленные народы, культурное достояние которых использовали персы. Была, в частности, усовершенствована клинопись. Здесь зародилась и развилась религия зороастризма. Основателем ее был Заратуштра. Историчность Заратуштры достоверно не установлена, хотя большинство ученых признают его реальным лицом. Жил он в VII-VI вв. до н.э. Главным в проповедях Заратуштры было учение о зависимости миропорядка и торжества справедливости в мировой борьбе добра от свободного выбора человека, его активного участия в этой борьбе на стороне добра. Заратуштру считали посредником между богом и людьми.
4. Своеобразие культуры Древней Индии и Древнего Китая Культура Древней Индии.
Самая древняя индийская цивилизация известна под названием Индская (или Хараппская) создана древнейшим населением Северной Индии. С начала IV тыс. до н.э. здесь возникают поселения сельского типа, а с середины III тыс. до н. э. появляются города. Считают, что государство имело две столицы – Хараппу и Мохенджодаро. Его культура имела замкнутый, однородный и на удивление самобытный характер. Города Древней Индии – это четко организованные геометрические построения. Центр города был расположен на холме вместе с храмами, а вокруг – кварталы жилых домов с широкими (до 10 м) улицами, которые пересекались под прямым углом. Города были оборудованы водоснабжающей системой и канализацией. Для Хараппской цивилизации было характерно высокое развитие ремесел, в частности, гончарного, металлургического, ювелирного, судостроительного и т. п. Искусство Хараппы и Мохенджодаро поражает изысканностью и утонченностью. В Хараппский цивилизации существовала и своя письменность – свыше 400 знаков, которые писались справа налево. Эта письменность до сих пор не расшифрована. Доныне точно не выяснено, какими были форма власти (монархическая, теократическая или другая) и государственный строй Индской цивилизации: по размерам она могла быть империей, но ученые допускают, что главу государства мог здесь избирать народ. В целом, Хараппская цивилизация по развитию во многом приближается, а иногда и превышает современные ей цивилизации Древнего Египта и Двуречья. Однако Хараппское государство не обнаруживало склонности заимствовать их технические достижения. Около 1800-1700 гг. до н.э. Хараппская цивилизация начинает приходить в упадок. Но в то же время она стала основой индийской культуры, а ее роль в истории культуры Древнего мира была достаточно заметной. Настоящего расцвета древнеиндийская цивилизация достигла в эпоху культуры «Ригведы» – крупного собрания религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных предписаний, созданного жрецами арийских племен, которые появились в Индии во II тыс. до н.э. Тогда, в конце II – начале I тыс. до н.э. и сложился брахманизм как своеобразный синтез верований индоариев. «Ригведа» стал теоретическим фундаментом формирования духовно-мировоззренческой системы брахманизма, а через него впоследствии перешла в наследство к индуизму – идейной основе индийской культуры. По натуре арийцы считались чрезвычайно эмоциональными, склонными к употреблению хмельных напитков, азартных игр, любили музыку (игру на флейте, лютне и арфе в сопровождении цимбал и барабанов), пение, танцы. Особого художественного совершенства достигло поэтическое творчество. В эпоху «Ригведы» начал складываться и такой сугубо индийский феномен, как сословно-кастовая система. В «Ригведе» впервые теоретически обоснованы морально-правовые мотивы деления индийского общества на четыре основных сословия: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев) и шудр (слуг). Своеобразной реакцией небрахманских слоев населения древнеиндийского общества, которое выступало против неравенства каст, был буддизм (учение Будды – Сиддхартхи Раутами который, по легенде, проповедовал в VI в. до н.э.). Согласно учению буддизма, настоящей целью жизни человека является достижение нирваны (успокоение, угасание), т.е. состояния полного преодоления земных желаний и чувств, окончательного освобождения от земных забот и достижение абсолютного покоя и блаженства, состояния действительной свободы и погруженности в космическое сознание. Людям, которые постоянно страдали от неудовлетворенных желаний и неосуществленных мечтаний, от болезней и старости, от страха перед смертью, тяжелого труда очень импонировала, предоставленная буддизмом, возможность для каждого путем праведного поведения, доброты и милосердия к другим и отказа от злых намерений, насилия, стремления к наслаждению и власти достичь настоящей истины, а, следовательно, и высшего блаженства – нирваны. Отсюда становится понятным то влияние, которое оказала на формирование уникального характера древнеиндийской культуры следующая после древнейшей цивилизации Хараппы и арийской эпохи «Ригведы» система духовно-этических ценностей, базирующаяся основе вероучения буддизма во второй половине I тыс. до н.э. в империи Маурьев. Особого развития общественно-политическая жизнь, основанная на этических принципах буддизма, достигла при правлении Ашоки (середина III в. до н.э.). Многочисленные эдикты этого царя – официальные указы и обращения к подданным, свидетельствуют, что он стремился с помощью этого вероучения духовно объединить разделенное на касты индийское общество. Весомую роль в буддизме сыграло учение об ахимсе, которое основывается на запрещении наносить вред живым существам, делать насилие над ними, убивать. Его, в частности, включил в состав своих важнейших принципов джайнизм – религиозно-философское учение, которое сформировалось в VI-V вв. до н.э. и со временем превратилось в одну из самых известных религий Индии. Он, как и буддизм, был своеобразной антитезой брахманизму, получив вид философско-этической системы, которая не признавала кастового неравенства, отказалась от почитания божеств и сосредоточилась на социально-моральных аспектах поведения людей. Наиболее полным определением понятия «индуизм» можно считать весь традиционный индийский образ жизни, включая всю сумму жизненных принципов, социальных норм и эстетичных ценностей, верований и обрядов, мифов и легенд индейцев. Со своеобразной разветвленной религиозной системой в культуре древней Индии была тесно связана и оригинальность многочисленных направлений ее философской мысли. Философские учения играли важную роль не только в истории культуры Индии, но и мировой философии и науки. С ними, в частности, непосредственно связаны достижения разных областей древнеиндийской науки – математики, химии, астрономии, медицины и природоведения. Древняя индийская космология определяла возраст Солнечной системы в миллиардах лет, как и современная наука, диаметр Земли и расстояние до Луны определены с погрешностью не больше 1%. Древнейшая индийская наука разделяет день на 60 отрезков времени – «кала» (24 минут). Последующее деление завершает «кашта», которая равняется одной трехсотмиллионной части секунды. В древних индийских эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна» содержится детальное описание летательных механизмов – виманов и агнихотров. В «Махабхарате» идет речь и об оружии страшной разрушительной силы, которое напоминает ядерное. В V в. до н.э. знаменитый врач Дживаки имел чудный камень: при поднесении его к телу больного он освещал все внутренние органы (возможно, древние индийские медики знали эффект рентгеновского излучения). Художественная культура древнеиндийского общества неразрывно связана с традиционными для него религиозными и философскими системами. В классической древней литературе Индии это касается мифологического эпоса, религиозной драмы и лирики. Древнейшим памятником литературы является древнейший индийский эпос «Махабхарата», автором которого, согласно с традицией, считается легендарный мудрец и поэт Вьяса. В ее состав вошло множество мифов, легенд, сказок и поучительных рассказов из устного народного художественного творчества. Основная часть «Махабхараты» завершена в IV-V вв. н. е. Не менее известной эпической поэмой древней индийской литературы является более поздняя «Рамаяна», авторство которой приписывается поэту Валмики. Составленный приблизительно между VI-II вв. до н.э., этот грандиозный эпос рассказывает не только о войнах и подвигах легендарного героя Рамы, но и ярко изображает духовную жизнь и быт Древней Индии. Идеи, характерные для религиозных верований древних индийцев, вдохновляли их на творчество в архитектуре, скульптуре, живописи. Особенно глубокое влияние на архитектурное и изобразительное искусство имели индуизм, буддизм и джайнизм, которые оставили для потомков высокохудожественные, созданные из металла или камня громадные статуи Будды, Брахмы, Вишну, Шивы, которые до сих пор удивляют колоссальными размерами. Яркий пример художественно-образного восприятия мира через духовную призму вероучений этих религий – фрески пещерных храмов Аджанты и барельефные композиции вырубленных в скалах храмов Эллоры. Они поражают мастерством, утонченностью изображений божеств, людей и животных, богатством и совершенством архитектурных и скульптурных форм, в которых переплетаясь между собой. В отдельных деталях этих достопримечательностей прослеживается влияние искусства других древних цивилизаций – Месопотамии, Египта, Персии и Китая. Культура Древнего Китая Самым давним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования государства Шан (Инь), которое сложилось в XV-XIV вв. до н.э. в долине реки Хуанхэ. Его столицей стал большой город Шан. Впоследствии китайские племена из долины реки Вей в XII в. до н.э. завоевали это государство и дали своему царству название – Чжоу. Оно просуществовало с XII до VIII в. до н.э. Затем распалось на пять независимых княжеств. Этот период распада первого централизованного государства Китая длился с VIII до III вв. до н.э. Уже в Иньскую эпоху было изобретено примитивное идеографическое письмо. Оно в результате усовершенствования впоследствии превратилось в завершенную по своей форме иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь. Особого расцвета китайская культура достигла со времени превращения Китая в конце III в. до н.э. в единую могучую империю: сначала Династии Цинь, а затем – династии Хань. На протяжении ранней истории императорской эпохи Древний Китай обогатил мировую культуру такими важными изобретениями, как компас и спидометр (III в. до н.э.), сейсмограф (II в. н.э.), фарфор (III-V вв.). Впоследствии были изобретены книгопечатание (VI-VIII вв.) и порох (X в.). Именно в Китае впервые в мире изобрели такие мореходные устройства, как румпель и многоярусные паруса, в области письменности и книгопечатания – бумагу и подвижной шрифт, в военной технике – пушки и стремена, которые помогали держаться в седле. При династии Тан (VII-X в.) были изобретены механические часы, а развитие шелкоткацтва вызвало такие технические изобретения, как приводной ремень и цепная передача. В области математики известными древнекитайскими достижениями стало использование десятичных дробей, вычисления отношения длины круга к его диаметру (число «Пи»), открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Давние китайцы были опытными астрономами, умели вычислять затемнение солнца, наблюдали за пятнами на нем, составили один из первых в мире каталогов звезд. Устройство, известное сегодня как маятник Кардано (XVI в.), в действительности должно называться маятником Дин Хуаня (II в.). При создании воздуходувных машин для металлургии китайцы первыми применили стандартный метод превращения вращательного движения в поступательное, главной сферой применения которого в Европе стали паровые машины. Уже в III в. н.э. древним китайцам были хорошо известные такие металлы, как магний и алюминий. Китайцы знали о явлении электролиза, или им был известен другой способ получения алюминия (в Европе алюминий впервые получили в результате электролиза в 1808 г.). В Китае зародилась древняя традиция биологической защиты растений – к IV в. ученые относят описания методов использования одних насекомых для борьбы с другими. Древнее китайское общество было аграрным, оно в первую очередь должно было решать сложные технические задачи, связанные с ирригацией и охраной водных ресурсов. Потому высокого статуса в Древнем Китае достигли астрономия, знания календарных вычислений и астрологических предвидений, а также математика, физика и гидротехника в их инженерном применении. Важным делом оставалось и фортификационное строительство, направленное, в первую очередь, на охрану внешних границ империи от вторжений кочевников с Севера. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями – Великой китайской стеной и Великим каналом, который соединил Пекин с Ханчжоу. Великая китайская стена протянулся на 4 тыс. км. Строительство наибольшего в мире канала началось еще в VI в. до н. э., а завершилось лишь в XIII в. н.э. Это сложное гидротехническое сооружение длиной свыше 1800 км и шириной от 15 до 350 м с многочисленными устройствами, интересными способами перекачивания и очистки воды стало настоящим шедевром мирового ирригационного искусства. Китайская медицина достигла многих прекрасных результатов. В древнем Китае впервые была написана «Фармакология» (Бень Цао), впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических средств, впервые применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем. Метод лечения с помощью «корня бессмертия» женьшеня чрезвычайно популярен в мире и доныне. Еще в III в. до н.э. больных просвечивали лучами наподобие рентгеновских. Древнекитайские мыслители и врачи разработали оригинальное учение о «жизненной энергии» («энергии Вселенной») – «ци», которая, циркулируя в организме, составляет интегральную функцию всей его деятельности, жизненного тонуса. Учение о деятельности «ци» получило название «ци гун». Оно – универсальный метод психофизического тренинга. В Древнем Китае считалось, что без овладения «ци» невозможно заниматься ни одним делом. На основе этого учения была создана сложная философско-оздоровительная система «ушу», что дала начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусству самообороны «кун-фу». В религиозных верованиях Древнего Китая сложились культовые образы – Неба, Поднебесья, Дао, аналогов которых нет в других древних культурах. Китайское Небо – высшая безлично-натуралистическая всеобщность, абсолютно безразличная к человеку. Великий Дао, всемогущий творец мира, это всеобъемлющий и всеобщий, бесформенный и безымянный Закон и Абсолют жизни, недоступный органам чувств человека, невиданный и неслыханный. Познать Дао как высшую истину, понять его своим умом, соединившись с ним, – вот ключевые мировоззренческие принципы и конечная жизненная цель древнего китайца. Наиболее полно эта концепция воплощена в философско-религиозной системе даосизма (вероучение полулегендарного мудреца Лао-Цзы, который жил приблизительно в VI-V вв. до н.э.). Особенно важно место в китайской духовной культуре занимает конфуцианство – этико-политическое учение философа-идеалиста Конфуция (около 551 – 479 гг. до н.э.). Его идеал – высоконравственный человек, который придерживается традиций мудрых и добропорядочных предков, заботится об общественных интересах. Учение также отстаивало деление общества на более «высоких» и более «низких», требовало от каждого неуклонного выполнения возложенных на него обязанностей. Со временем конфуцианство стало государственной идеологией Китайской империи. Это учение оставило глубокий след во всех аспектах жизни китайского общества, заметно повлияло на развитие семейных отношений. Под воздействием характерных для древнего китайского общества религиозных, этико-философских и социально-политических взглядов развивалась вся его классическая литература. Уже в наиболее раннем поэтическом сборнике Древнего Китая, знаменитой «Книге песен», которая складывалась на протяжении XII-III вв. до н.э., на основе народных песен, священных напевов и старинных гимнов, воспеваются подвиги боготворящих предков. Известна «Книга исторических переводов», куда входят речи и установки, которые принадлежали древним царям и их советникам, и в результате конфуцианской переработки превратилась в сборник наставлений и советов, пропитанных морально-воспитательной тенденцией. Даже для «Исторических записок» одного из самых известных древних китайских историков Сима Цяня (II-І вв. до н.э.) эти мотивы главные в освещении политической и культурной истории Древнего Китая. В древнейшей китайской литературе были выработаны также понятия «Тайнин» («Великое равновесие» или «Великий покой») и «Датун» («Великие единение», или «Великая гармония»), порожденные утопической мечтой об идеальном обществе. Ярким проявлением представлений о счастливой стране, где нет ни насилия, ни войн, где все поровну пользуются земными благами, является «Персиковый источник» Тао Юаньмина. В II-III вв. в Китае распространился буддизм, который заметно повлиял на традиционную китайскую культуру. Это, в частности, сказалось в литературе, изобразительном искусстве, а особенно – в архитектуре (скальные комплексы вроде храмов Эллори, утончены пагоды в индийском духе, пещерные храмы Дуньхуана). Наряду с тем буддизм, просуществовав в Китае почти два тысячелетия, и заметно изменился в процессе приспособления к специфической китайской цивилизации. В Китае VI в. возникло одно из наиболее интересных интеллектуальных течений мировой религиозной мысли – чань-буддизм, который, распространившись впоследствии также в Японии, приобрела завершенный вид в дзен-буддизме, который до сих пор пользуется популярностью во многих странах. Главное своеобразие китайского искусства заключается в особенном месте, которое в нем занимают каллиграфия, поэзия и живопись, создавая неразрывную триединую систему. Именно эта иероглифическая кодовая система с ее лингвистическими и живописными возможностями дает возможность, по мнению китайской эстетики, с помощью одного инструмента – кисти – объединить три разных вида искусства и в совокупности достичь самой полной и точной передачи их художественными средствами окружающей жизненной гармонии – «искусства жизни».
Культура Древнего Востока отразилась и на развитии мировой цивилизации. Именно на Древнем Востоке сложились основные отрасли науки, жанры литературы и виды искусства. Не только античность, но и Средневековье, и Новое время унаследовали от древневосточных цивилизаций много открытий в астрономии, математике, механике, географии, блестящие достижений в медицине и архитектуре. Особенно значительный вклад Древнего Египта, культурное наследие которого непосредственно продлено античным миром, а через него – и последующей европейской цивилизацией. Особенно сильным было культурное влияние Древнего Востока именно на античную цивилизацию Греции и Рима. Созданные древнейшими восточными цивилизациями культурные ценности были в значительной мере заимствованы греко-римской цивилизацией и эллинистической культурой Востока, и благодаря античному наследию, в свою очередь, плодотворно использованы в формировании современной европейской и мировой культуры. Литература.
Основанная.
1. Абрамова С.Д., Чікарькова М.Ю. Світова та українська культура: Навчальний посібник. – Львів: Світ, 2004. – 344 с. 2. Бокань В.А., Польовий Л.П. Історія культури України. Навчальний посібник. – К.: МАУП, 2001. 3. Історія української та зарубіжної культури: Навчальний посібник. – К.: Вища школа: Т-во «Знання», 2000. 4. Клапчук С.М., Остафійчук В.Ф. Історія української та зарубіжної культури. – К.: Вища школа, Знання, 2000. 5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под редакцией проф. А.Н. Макаровой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 600 с. 6. Культурология: Ученое пособие / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. 7. Полікарпов В.С. Лекції з історії світової культури. – К.: Знання, 2000. 8. Українська та зарубіжна культура: Навчальний посібник. – К.: Т-во «Знання», 2000.
Дополнительная.
1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993. 2. Вайтруб И.В. Священные лики цивилизаций. – К., 2001. 3. Васильев А.С. История религий Востока. – М., 1988. 4. Григорьева Г.П. Дао и Логос. – М., 1992. 5. Древние цивилизации. – М., 1990. 6. Китай. / Под ред. В.М. Алексеева. – Л., 1990. 7. Матье М. Искусство Древнего Египта. – Л., 1991. 8. Мифы народов мира: В 2 т. – М., 1992. 9. На ріках вавілонських. З найдавніших літератур Шумеру, Вавилону, Палестини. – К., 1991. 10. Чмихов М.И. Давня культура: Начальний посібник. – К., 1994.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |