Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 3 Типология управленческих решений

Классификация решений необходима в следующих ситуациях.

1. Для определения методов решения различных задач, которые возникают в управленческой практике. Выбор того или иного инструментария при этом базируется на закономерностях развития объектов того или иного класса. Например, решение проблемы в ситуации неопределенности требует более широкого инструментария, нежели при решении детерминированной задачи.

2. Для обозначения типов ситуаций, или иначе, параметров входа в систему принятия решений.

3. Для определения того, что можно ожидать на выходе системы принятия решения при решении различных проблем.

Особенности процесса принятия управленческих решений на муниципальном уровне. Специфика муниципального управления и процесса принятия решений предполагает осуществление управляющих воздействий субъектом (население, органы местного самоуправления) на объект управления (муниципальное образование). В муниципальном управлении сами субъекты являются источниками и причинами неопределенности и субъективности принимаемых решений. Особенности процесса муниципального управления вытекают из особенностей самого муниципального образования как объекта управления, а также из особенностей муниципального управления как вида управленческой деятельности.

Специфические особенности принятия и реализации управленческих решений, характерные для системы муниципального управления, таковы:

o необходимость анализа мнений различных групп населения в процессе подготовки управленческих решений;

o наиболее важные решения принимаются коллегиально, что соответствует федеральному законодательству и уставу муниципального образования;

o необходимость разработки механизма взаимоотношений между отдельными органами местного самоуправления (глава муниципального образования — представительный орган — администрация) в процессе принятия управленческих решений;

o наличие, помимо обычных видов контроля реализуемых управленческих решений, дополнительной формы контроля — общественного.

 

Для типологии и классификации управленческих решений выбираются различные основания (признаки, критерии).

1. По своей сущности – т.е. целенаправленности, социальной значимости, масштабу управляющего воздействия на общество, его различных сфер, решения можно охарактеризовать какполитические (политико-управленческие) и административные (административно-управленческие).

· Политические решения -общезначимы, касаются судеб, интересов многих людей; в процессе их подготовки участвуют не всегда единомышленники, но и оппоненты, имеющие несхожие цели, исповедующие различные ценности, обладающие разной силой влияния; они всегда коллективны; направлены на сближение ценностей, задач, целей и средств; основываются на обсуждении различных альтернатив.

Правом и обязанностью принимать политико-управленческие решения наделены представительные органы в рамках своей компетенции, а также правительство и министерства как политико-административные органы исполнительной власти. Однако эти решения различаются по их юридической силе, субъектам принятия, срокам действия, степени обязательности исполнения и т.д.

Виды политико-управленческих решений:

- общеполитические правовые решения (Конституция и законы, принимаемые законодательным органом государственной власти и имеющие первичное и общеобязательное значение для всех иных решений и действий; программные документы Президента, Правительства, решения высших органов государственной власти);

- административно-политические решения (акты федеральных и региональных отраслевых и функциональных органов управления);

- решения представительных органов местного самоуправления. С их помощью регулируется жизнедеятельность местного сообщества, решаются вопросы экономического, социального и культурного развития муниципального образования, обеспечивается выполнение актов государственных органов власти.

Классификация политических решений по методу принятия решения:

- демократические, когда выбор осуществляется согласно мнению большинства, при этом в процесс подготовки решения вовлекаются различные социально-политические силы;

- консенсусные, когда выбор делается на основе достигнутого согласия;

- компромиссные, когда выбор осуществляется с учетом определенного сочетания интересов отдельных социальных слоев.

· Административно-управленческие решения – основаны на полномочиях, праве руководителя, авторитете власти субъекта управления, на принципе обязательного и точного их выполнения подчиненными. Они имеют свое функциональное значение, не противоречат политическим решениям, а, скорее, дополняют их.

Административно-управленческие решения целесообразно разделить на две группы:

- внутриорганизационные решения – связаны только с организацией работы непосредственно в аппаратах органов государственного управления. Они могут быть направлены на улучшение планирования, контроля, профессиональной подготовки кадров и т.д.

- публичные решения – обеспечивают взаимодействие с внешней средой, определяют основные направления госуправленческой деятельности.

По основаниям принятия административно-управленческие решения также подразделяются на две группы:

- исполнительные решения – решения, принимаемые во исполнение установлений вышестоящих субъектов управления;

- решения, принимаемые по собственной инициативе субъекта управления на основе выявленных им проблем и самостоятельной постановки задач по их преодолению.

2. По масштабности управленческие решения подразделяются на стратегические (ориентирующие, установочные), тактические (частные, оперативные) и ситуационные.

- Стратегическое решение соответствует значимым социальным потребностям и регламентирует деятельность социальных субъектов в течение длительного периода. Их подготовка и принятие – дело высшего руководства. Это, в частности, нормативные директивы, перспективные планы работы государственных органов и т.д.

Например, стратегической долгосрочной целью управления социально-экономическим развитием муниципального образования является повышение качества жизни населения.

- Тактические решения направлены на выполнение неотложных задач повседневного управления силами и средствами управляющей системы. НАПРИМЕР, В целях минимизации издержек (в соответствии с разработанной руководством предприятия стратегией) менеджеры среднего звена принимают решение приобрести новые технологии, внедрение которых обеспечит снижение издержек.

- Ситуационное решение ( оперативное решение) способ управления непрограммируемой, неструктурированной, непредсказуемой средой, когда требуется быстрое реагирование. НАПРИМЕР, Руководители подразделений принимают решение нанять штат высококлассных специалистов, обучать персонал, уже задействованный на производстве, без отрыва от работы для обеспечения полного использования возможностей нового оборудования.

3. По степени уникальности управленческие решения можно разделить на: творческие, незапрограммированные, новаторские; стандартные, запрограммированные; простые, бинарные (да или нет), повседневно-рутинные.

· Решение незапрограммированное связано с ситуацией, когда у лица, принимающего решение (ЛПР) нет приемлемых альтернатив, когда приходится предпринимать действия в новой или неопределенной проблемной ситуации или в проблемной ситуации с неизвестными факторами воздействия и нет возможности положиться на готовое решение.

· Решение запрограммированное – то, что неоднократно принималось ЛПР в подобных проблемных ситуациях, когда можно сказать, что есть программа решения проблемы.

4. По способу принятия управленческие решения различаются как коллективные (коллегиальные) и индивидуальные.

Индивидуальные принимаются лично руководителями, коллективные – коллективами предприятий и организаций, коллегиальные – коллегиальными органами (советами, правлением и т.д.).

Коллективные решения имеют несомненные достоинства, ибо увеличивают управленческий потенциал. Впрочем, они могут иметь и недостатки. Нужно предусмотреть следующее: группа затрачивает на принятие решения больше времени, чем одно лицо; отдельные члены коллектива в силу занятости иного рода, по другим причинам недостаточно активны; группа может принять решение, которое не сообразуется с целями организации, ибо люди зачастую руководствуются личными интересами или интересами представляемых ими партий, которые приходят в столкновение с комплексными целями организации, группа может недостаточно знать стратегические цели организации [7].

5. По методам выбора различаются рациональные решения и интуитивные.

· Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса, на основе как знаний, так и опыта ЛПР, выводится из анализа совокупности аксиом, результирующих его утверждений и предпочтений ЛПР.

· Интуитивное решение предполагает определенную профессиональную подготовку, умение охватить все стороны вопроса, быстро анализировать материал большой сложности, систематизировать его, выделить существенное. Здесь нужен широкий кругозор и интеллект ЛПР.

6. Оценочный фактор как основание для классификации позволяет различать допустимые, эффективные и оптимальные решения.

· Допустимое – если оно удовлетворяет поставленным целям и ограничениям: ресурсным, правовым, временным, этическим и т.д.

· Эффективное – характеризуется степенью достижения цели, соотнесенной с затратами на ее достижение.

7. Классификация решений по индивидуальным качествам ЛПР:

· Волевые – демонстрируют способность ЛПР к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления, т.е. волю. Волевые решения неизбежны в управленческой практике в ситуациях, когда необходимо сделать быстрый выбор и взять на себя ответственность, при конфликтности интересов, в условиях повышенного риска и неопределенности.

· Эмоциональные решения свидетельствуют о том, что ЛПР при акте выбора отдает предпочтение волнующим его чувствам, симпатиям, переживаниям.

· Эмпирические решения основываются на опыте, наблюдении (в отличие от эксперимента, логического анализа и т.п.).

· Аналитические – не противопоставляются указанным типам решений. Акт выбора ЛПР может быть связан с волей, эмоциями, уважением к эмпирическому опыту и т.д., но акцент при этом делается на аналитике, доказательности. Аналитика в государственном управлении – это самостоятельное направление деятельности, функция, необходимая составляющая профессионализма государственных служащих.

8. С учетом времени действия решений различают:

· Решения, рассчитанные на определенный период (установочный приказ, план на год, полгода, квартал).

· Решения, срок действия которых заранее не устанавливается, и они действуют до тех пор, пока не отменяются или изменяются (например, инструкции).

· Решения, прекращающие свое действие по мере их исполнения, они обычно принимаются в случаях когда предусмотреть заранее конкретный срок действия не представляется возможным.

9. По юридическим свойствам различают:

· Нормативные решения

- императивные, т.е. содержащие строго обязательные предписания;

- диспозитивные, т.е. определяющие лишь общие правила поведения.

· Ненормативные решения (для индивидуального адресата или случая) [1], [23].

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профилактика первичная | Методы принятия управленческих решений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.