КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационно-психологические предпосылки качества решений
Причины, влияющие на качество принимаемых решений: 1.значительный объем принимаемых решений. Если в год руководитель подписывает от 300 до 1000 и более приказов, то трудно обеспечить высокую степень их обоснованности; 2.вновь принимаемые решения не увязываются с предыдущими, дублируют существующий организационный порядок; 3.трансформация цели решения в процессе его движения по иерархическим уровням. При прохождении по "вертикали" решение не должно встречать расхождения интересов отдельных иерархических уровней. В совокупности количество заданий на каждом из них должна равняться целому - первоначальному замыслу решения; 4.принятие псевдорешений, то есть решений, не носящих конкретного содержания: расплывчатых, непроверяемых, отражающих общую установку, пожелания (типа "обратить внимание", "повысить", "принять необходимые меры", "усилить требования» и т.п.). По результатам обследования таких решений может быть до 10% в общем количестве принимаемых. Они получили название "бюрократических алиби". Имитируя реальные управляющие воздействия псевдорешения приводят к псевдоуправлению; 5.недостаточная технологизация процессов подготовки и принятия решений. Несмотря на то, что основная доля решений в деятельности руководителей - это типовые (повторяющиеся), программируемые (около 58%), однако технология, своего рода стандарты, подготовки и принятия подобных решений не разрабатываются; 6.несбалансированность управляющего воздействия на различные подсистемы фирмы различных проблем. Нередко непропорционально большая доля объема внимания руководителя уделяется узкому кругу проблем текущего функционирования предприятия, тем или иным подсистемам. Чаще всего такое положение складывается в результате недостаточного делегирования полномочий; 7.отсутствие процедуры согласования решений с исполнителями. Некоторые руководители считают такую процедуру излишней, поскольку она требует времени. Но, как правило, впоследствии временные затраты компенсируются, так как работники охотнее выполняют решения, в разработке которых принимают участие; 8.установление нереальных сроков для исполнения работы ("мобилизующие" сроки). Иногда руководитель использует данный прием с целью повышения активности работников. Однако это может быть лишь исключением и не должно превращаться в систему; 9.низкий уровень инновационных (стратегических) решений. Их доля обычно не превышает 10% и касается чаще реорганизаций небольшого масштаба; 10. решения недостаточно конкретизируются элементами "исполнительского замысла" (кто, что, какими средствами, в какие сроки выполняет и т.д.); 11. при подготовке решений не соблюдаются стандарты делопроизводства, могут отсутствовать параметры, без которых их выполнение затруднено, либо вообще невозможно; 12. недостаточно информационное обеспечение для принятия решений; 13. несовершенство используемого механизма оценки эффективности реализованных решений. Иногда она ограничивается констатацией соблюдения сроков выполнения, а не достигнутым результатом и произведенными затратами на его получение; 14. принятие решений под влиянием эмоций; 15. игнорирование системного и комплексного подходов (учета действия многообразных факторов); 16. выбор стереотипного решения из множества альтернатив; 17. принятие решения без учета возможности риска и предупреждения его последствий; 18. поспешность, недостаточно глубокая экономическая проработка принятого варианта действий; 19. использование ложных предпосылок, принятие желаемого за действительное; 20. принятие решения на основе компромисса, не по соображениям его истинного достоинства, а для примирения различных точек зрения и др. Психологические варианты решений: · запрещающие, · разрешающие, · конструктивные. Три уровня жесткости решения: · контурные решения – приблизительно намечают схему действий подчиненных и дают им свободу в выборе методов достижения цели (эффективны в случаях, когда подчиненные хорошо знают проблему, добросовестны и имеют опыт ее решения); · структурированные решения – в которых жестко закреплены основные параметры, но по второстепенным вопросам допускается проявление инициативы; · алгоритмические решения – практически исключают инициативу подчиненных, жестко регламентируя их деятельность (инструкции на случай аварий, пожаров и других стрессовых ситуаций). Виды руководителей (по психологическому типу): 1. с завышенной неадекватной самооценкой (переоценка сил и средств); 2. заниженной неадекватной самооценкой (недооценка, излишняя скромность); 3. адекватно высокой (знание своих больших возможностей); 4. адекватно низкой самооценкой (осознание ограниченности своих возможностей). Обеспечение высокого качества управленческих решений – проблема комплексная. Ее разрешение зависит от соблюдения множества условий и учета ряда факторов. Отечественными авторами было предложено в помощь руководителю создавать на предприятии «управленческие ОТК». По существу это экспертная группа, подчиняющаяся руководителю. В ее состав должны входить специалисты отделов научной организации и управления производством (НОТ и УП), совершенствования управления, социологи, делопроизводители, юристы, референты руководителя. Экспертная группа выполняет три вида процедур: 1. проверяет соответствие подготовленного решения правилам и требованиям по составлению распорядительных документов; 2. оценивает необходимость конкретного решения и отдельных заданий, включенных в его состав; 3. оценивает возможность реализации как всего решения целиком, так и отдельных его заданий. При этом применяются две пятибалльные оценочные шкалы: по необходимости и возможности решения. Для оценки используются мнения 3-5 экспертов. После оценки каждым экспертом проекта решения составляется таблица средних баллов по необходимости и возможности принятия решения.
Возможные варианты действий (ситуаций): 1. оптимальной считается ситуация, когда по обеим шкалам получается высокий балл (при средних оценках 4-5); 2. высокий балл оценок по шкале «необходимость» и низкий по «возможностям» - проект возвращается на доработку в отдел, где решения готовилось для разработки средств и способов, повышающих возможность его реализации; 3. решения, получившие низкий балл по шкале «необходимость», исключаются из числа тех, что передается руководителю предприятия на рассмотрение и подпись. Проект решения при благоприятной оценке экспертной группой передается руководителю вместе с листком экспертных оценок и с заключением экспертной группы. Полезность создания "управленческих ОТК" достаточно очевидна. Эффективность "экспертизы" проявляется по разным направлениям: · экономится рабочее время руководителей высших рангов · группа играет роль "управленческого фильтра", отсеивающего плохо подготовленные решения, не имеющие целевой или проблемной направленности; · оценивается роль и значение функциональных служб аппарата управления через качество основного продукта их деятельности - управленческие решения; оценка связывается с результативностью реализации решений; · оказывается помощь службам и отделам аппарата управления в концентрации внимания на ключевых проблемах функционирования и развития организации производства; · повышается ответственность руководителей функциональных служб за качество подготавливаемых документов.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |