КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура Древнего Рима
В развитии культуры Древнего Рима можно выделить такие основные периода: 1) этрусский (VIII-II вв. до н. э.); 2) «царский» (VIII-VI вв. до н. э.); 3) Римской республики (510 – 31 гг. до н. э.); 4) Римской империи (31 г. до н. э. – 476 г. н. э.).
Этрусский период (VIII-II вв. до н. э.)
В VIII в. до н. э. высокого культурного уровня достигла Этрурия, расположенная в Средней Италии. Здесь образовалась самая древняя цивилизация на Апенинском полуострове, созданная этрусками. Оживленные торговые связи Южной Италии, с греческими колониями и Карфагеном способствовали распространению греческих и малоазийских влияний, но в целом культура этрусков имела своеобразный характер. Главными божествами этрусков были верховные боги Вертумн и Тин, а также богини Уни та Минерва. Этруски поклонялись также пантеону добрых и злых демонов, душам умерших предков. В искусстве этрусков доминировало стремление к реализму, особенно заметное в росписях гробниц и скульптурах животных. Этрусская архитектура характеризовалась четко распланированными городами, многочисленными гробницами, которые напоминали дома с четырехскатной крышей. Внутри их украшали богатой росписью с изображением пиров, охоты, спортивных игр, боев гладиаторов, сцен из греческих мифов. Мастера овладевали техникой изображения движений, выразительных жестов, построением сложных композиций. Этрусская скульптура создавалась из терракоты, бронзы, известняка. Прекрасными ее образцами стали большие саркофаги, на которых изображены мужчины и женщины на пире, статуи Аполлона, головы Силена и, конечно, всемирно известная Капитолийская волчица. Постепенно в искусстве усиливались трагические, скорбные мотивы. На картинах пиров все собравшиеся охвачены скорбью и меланхолией, изображения спортивных игр, веселья сменяют хороводы ужасных демонов, мрачные картины загробного мира. В искусстве как будто бы отражается упадок этрусского общества. В III в. до н.э. Этрурия была завоевана Римом и прекратила существование.
«Царский» период (VIII-VI вв. до н. э.)
Религия, искусство, быт, традиции этрусков повлияли на культуру Рима. К римлянам перешли отдельные культы, религиозные обряды, типы жилых домов с внутренними дворами, художественные приемы, в частности отливка бронзовой скульптуры, искусство портрета. Основу самых древних римских религиозных верований составлял анимизм. Мир был наполнен добрыми и злыми духами, богами и богинями, которые опекали каждый шаг человека. Дом охраняли Пенаты, двери – двуликий Янус, очаг – Веста. Каждый человек имел своего гения – духа-охранителя, который был воплощением жизненной силы человека. Наивысшее положение в иерархии богов занимали: Юпитер – бог неба и Марс – бог войны. Богов римляне представляли в безликой форме, не устанавливали им идолов или скульптур, устраивали лишь алтари для приношения жертв. Важнейшим считалось тщательное выполнение всех культовых предписаний, а также порядка приношения жертв и произнесения священных формул. У римлян сформировалась прослойка жрецов – понтификов, которые обстоятельно знали тонкости культа, следили за его соблюдением. К антропоморфизму – поклонению богам в человеческом образе римляне перешли в VI в. до н. э.
Период Римской республики (510 – 31 гг. до н. э.)
В конце VI в. до н. э. в Риме была уничтожена царская власть и установлена аристократическая республика. В отличие от греческих полисов она имела военный характер, что дало возможность ей захватить все государства Средиземноморья. Вследствие этого римская культура обогатились греческими элементами. Примитивная римская религия с поклонением безликим духам, без развитой мифологии, уже не отвечала интересам государства и духовным запросам его граждан. Потому постепенно образовался пантеон 12 главных божеств: Юпитера – бога неба, дождя, грома, молнии; Юноны – богини неба и брака; Нептуна – бога морей; Минервы – богини мудрости и ремесла; Марса – бога войны; Венеры – богини плодов и любви; Аполлона – бога солнца и искусств; Дианы – богини луны, покровительницы животных; Вулкана – покровителя ремесла; Весты – богини домашнего очага; Меркурия – бога путей и торговли; Цереры – богини земледелия. На форуме были установлены их позолоченные скульптуры, в их честь строились храмы. Вместе с богами римляне позаимствовали и греческие мифы, несколько латинизировав их. Наряду с собственными историческими легендами эти мифы стали неисчерпаемым источником вдохновения всей римской литературы и искусства. Со II в. до н. э. в Риме стали распространяться культы восточных божеств. В 204 г. до н. э. был внедрен культ малоазийской богини Кибелы – Великой Матери богов, египетский культ Озириса – божества умирающей и воскресающей природы, культ иранского бога света Митры. Ведущими жанрами римской литературы в III в. до н. э. были эпос и драма. Из эпических произведений до наших времен сохранились лишь отрывки, лучше сохранились произведения выдающихся римских комедиографов Плавта и Теренция. Плавт (250-184 гг. до н.э.) – автор 120 комедий, из которых до нас дошли лишь 17. Среди них «Хвастливый воин», «Ослы», «Сокровище». Он прославлял старые римские обычаи, тружеников, которые живут бедно, но честно, высмеивал скаредность, напыщенность, легкомыслие и т.п. Музыка и пение сопровождали комедии Плавта, делали их похожими на современную оперетту. Теренций (195-159 гг. до н. э.), автор 6 комедий, стремился показать высокие, благородные черты человека, его размышления над выбором жизненного пути. Острая политическая и социальная борьба, которая развернулась в Риме со второй половины II в. до н. э., содействовала развитию ряда прозаичных жанров: публицистики, памфлетов, речей, мемуаров, исторических комментариев. Это трактаты государственного деятеля и писателя Марка Порция Катона Старшего (234-149 гг. до н.э.), в которых он призывал римлян к мужеству, подражанию доблести предков, а также давал полезные советы относительно ведения хозяйства. Квинт Энной (239-169 гг. до н. э.) составил первый национальный эпос «Анналы», посвященный истории Рима до второй Пунической войне. Он прославлял римскую доблесть, воспевал гуманность, культуру, образованность. Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) вошел в историю как выдающийся оратор, философ и писатель. Он оставил образцы теории риторики, а также философские трактаты, речи. Наибольшую славу принесли ему речи в защиту республики, в частности речи против Катилины та Марка Антония. Цицерон стал основателем европейского ораторского искусства. Лирическая поэзия была представлена в Риме произведениями Гая Валерия Катулла (84-54 гг. до н. э.). Он писал небольшие поэмы на мифологические сюжеты, самые известные из которых «Аттис» и «Свадьба Пелея и Фетиди», писал лирические стихотворения, и впервые в античной лирике прославил любовь как могучее чувство, которое возвеличивает человека. Искусство Рима периода республики формировалось под влиянием этрусского и греческого искусства времени эллинизма. Это влияние ярко сказалось в архитектуре, портретной скульптуре и живописи. В этот период римляне строят в основном сооружения практического назначения – городские стены, дороги, мосты, акведуки, базилики, складские помещения, цирки. Доныне функционирует Аппиева дорога, построенная в 312 г. до н. э., водовод Аква Аппиа длиной 16 км. 617 м – крытый канал, местами прорубленный в скале или построенный из каменных плит и поднятый на подпорки. Значительными общественными сооружениями в Риме были базилики – крупные прямоугольные строения с большим залом, разделенным рядами колонн на несколько помещений. Сохранились остатки базилики Эмилиев. Центром торговой и общественной жизни Рима стал форум Романум – площадь, вокруг которой располагались культовые и общественные сооружения: Табулярий (государственный архив), храм Сатурна, храм богини Конкордии, базилика Юлия. Для римской культовой архитектуры был типичным храм Вести округлой формы с колоннами. Известны также своеобразные погребальные сооружения – мавзолеи, колумбарии, которые имели разнообразные архитектурные формы. Достаточно распространенной была портретная скульптура. В соответствии с культом предков, римляне заказывали изображение умерших. Для них характерны точность передачи черт лица, невозмутимый покой. В начале I в. до н. э. под воздействием греческого искусства портреты приобретают большее одухотворение и выразительность. Наряду с бюстом создавались статуи, которые изображали выдающихся полководцев и политических деятелей во весь рост. Живописью римляне украшали стены храмов. Триумфальные процессии римских полководцев сопровождали картины с изображением битв, которые потом выставляли в базиликах и храмах. После завоевания Греции распространилась декоративная роспись домов, которая имитировала цветной мрамор, а в 80 г. до н. э. появился новый стиль росписи. На стенах изображали пейзажи, сцены из мифов. Прекрасный памятник живописи I в. до н. э. – роспись вилл, расположенных неподалеку от Помпей и позже засыпанных пеплом во время извержения вулкана Везувия.
Период Римской империи (31 г. до н. э. – 476 г. н. э.)
Гражданские войны I в. до н. э. завершились установлением императорской власти. Постепенно Римское государство становится империей рабовладельческой знати Средиземноморья, углубляются и крепнут хозяйственные связи ее разных частей, усиливаются культурные влияния стран Южного Средиземноморья. Восточные религиозные культы, которые существовали в Риме II в. до н. э., в период империи получили широкое распространение. Культ императоров имел официальный характер, в их честь возводили храмы, ставили скульптуры, приносили жертвы так же, как и богам. Завоевания периода империи, а также оживление торговли содействовали развитию наук, в частности, географии. В VI в. географ и историк Страбон (около 63 г. до н. э. – около 19 г. н. э.) в обширном труде описал ряд стран, обратив особенное внимание на Европу, Азию и Северную Африку. В том же веке римляне впервые достигли Цейлона, оживился интерес к изучению морского и сухопутного пути в Китай. Значительные открытия были сделаны во время походов римлян в Африку: описаны флора и фауна ее северо-западной части, изучен Нил до района Нильских болот. Достижение античной медицины свел в единую систему Клавдий Гален (131 – около 201 гг.) – врач, автор около 400 трудов по анатомии и физиологии человека, терапии, фармакологии, гигиены. Его исследования имели большое влияние на развитие европейской медицины периода Возрождения и Нового времени. Для римской науки времен империи в целом характерно стремление к энциклопедичности, обобщению и систематизации приобретенных знаний. Примером этого может служить «Естественная история» государственного деятеля и писателя Плиния Старшего (около 62 – около 113 гг.), в которой речь идет об астрономии, физике, географии, антропологии, зоологии, ботанике, медицине, фармакологии, минералогии, искусству и т. п. «Золотым веком» римской литературы называют I в. до н. э. – начало I в. н. э. Он представлен именами таких титанов, как Вергилий, Гораций, Овидий. Самым выдающимся произведением величайшего поэта Публия Марона Вергилия (70-19 гг. до н. э.) считается поэма «Энеида» – классический образец римской эпопеи. Она посвящена странствиям и деяниям троянского героя Энея – основателя в Италии нового царства, которое положило начало Риму. «Энеида» создана под большим влиянием гомеровских поэм, но является оригинальным, сугубо римским произведением с собственным взглядом на мир. Вергилий впервые в античной литературе раскрывает весь трагизм судьбы человека, который вынужден подчиняться обязанности, пренебрегая собственными чувствами. Поэма имела большое влияние на первые европейские эпические поэмы, поэзию Ренессанса и Нового времени. Поэт Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н. э.) известен как автор стихов на злободневные и бытовые темы («Эподы»), од и лирических стихов. Он создал две книги «Посланий», где изложил свои взгляды на искусство, литературу, место и роль поэта в общественной жизни. Самым славным представителем жанра любовной элегии, которая возникла в «золотой веке», был Публий Овидий Назон (в 43 г. до н. э. – 18 г. н. э.). Его произведения выделяет легкость, остроумие и совершенство. Овидий создает две больших поэмы, а также «Метаморфозы» («Превращение») и «Фасты». «Метаморфозы» – эпическая поэма о превращении людей в цветы, деревья, животных. Сочетание фантастики с реальностью, выразительность описаний, утонченность поэтического языка характерные и для других поэм Овидия. Из прозаичных жанров этого периода наиболее привлекательными были исторические труды и романы. Выдающимся римским историком был Тит Ливий (в 59 г. до н. э. – 17 г. н. э.), автор монументального труда «Римская история» из 142 книг. Начиная от прибытия Энея в Италию, он ярко и захватывающе изложил историю Римского государства, изобразил величественные фигуры героев древности, полководцев республики, создал образы идеальных римлян – трудолюбивых, суровых, мужественных. Историк и политический деятель Публий Корнелий Тацит (58-117 гг. н. э.) известен в первую очередь трудами «История» и «Анналы» о событиях периода ранней империи от смерти Августа. Главным объектом его изображения были отношения сената с императорской властью, характеры и поступки императоров. Перу Гая Петрония (г. р. неизвестен – 66 г. н. э.) принадлежит роман «Сатирикон» из 20 книг. Главный герой роману – Энколпий проводил жизнь в странствиях по Италии. Рассказывая о его приключениях, автор нарисовал сатирическую картину быту римских рабовладельцев, высмеивал грубость, невежество «новых богачей». Развлекательный характер имел роман писателя Луция Апулея (около 125-180 гг.) «Золотой осел», где с юмором, в сказочном стиле автор рассказывает о приключениях юноши, которого любимая ошибочно превратила в осла. Скульптура времен империи представлена по большей части портретными идеализирующими изображениями императоров и членов их семей, нередко в виде богов и богинь. Ярким образцом искусства I в. н. э. стал алтарь Мира с декорированным скульптурным фризом, рельефами с изображениями богов, императора с семьей, сенаторов. Длинная лента рельефа с изображением эпизодов похода римских войск на Дунай обвивает доныне колонну Траяна в Риме. Для настенных росписей этого времени были присущи уравновешенные композиции. Часто использовались египетские, восточные мотивы, изображение гирлянд из плодов, цветов. Сцены из мифов выделяются холодной красотой, статичностью. Искусство Рима поражает аристократическим великолепием и восточным монументализмом. В архитектурном искусстве суровую простоту времен республики сменило великолепие и роскошь императорского Рима. Создавались огромные храмы, торжественные архитектурные ансамбли форумов. Знаменитыми сооружениями были форум Августа – площадь, обнесенная стеной, с храмом Марса на высоком подиуме, форум Веспасиана и форум Нервы. Новым словом в архитектуре стал Пантеон – храм всех богов, перекрытый высоким куполом диаметром 43,2 м. Этот храм и до сих пор поражает идеальными, совершенными пропорциями. Самым грандиозным сооружением императорского Рима считается Колизей – амфитеатр на 50 тыс. зрителей. Внешне он имел три яруса с арками, колоннами тосканского, ионического и коринфского ордеров, скульптурами, расположенными в арках. На его арене происходили любимые римлянами гладиаторские бои. Кровавые зрелища захватывали римлян сочетанием военного мастерства и презрения к смерти. И если каждый греческий город имел театр, то римский – амфитеатр для гладиаторских боев, что отражало характер этого храброго и жестокого народа. 5. Мировое значение античной культуры
Достижения античной культуры, в частности греческой, не перестают удивлять мир. Афинское государство, свободные граждане которого составляли около 200 тыс. человек, лишь за V в. до н. э. дало человечеству таких «вечных спутников» его культуры, как Сократ, Платон, Аристотель, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Фидий, Фукидид, Перикл и Геродот. Исследователи объясняют «греческое чудо» то распространением железа, то национальным характером, то социальными условиями, то демократическим строем. Национальный характер древних греков проникнут атональным (полемичным, состязательным) духом, в частности желанием славы. Этот дух пронизывал все стороны жизни: политику, спорт, искусство, экономические отношения. Культ славы, неугомонное желание сохранить свое имя в памяти потомков (даже как Герострат) были для грека высшим, духовным образом жизни, неподвластным закону смерти. Духовные, моральные и интеллектуальные интересы преобладали над материальными. Это показывает возникновение философии – теоретического знания, которому греки отдавали много времени и сил. Они ценили истину ради истины, знание ради знания, а не ради практической пользы. Время показало, что именно бескорыстная любовь к истине и стремление к мудрости составляет одну из психологических предпосылок фундаментальных открытий и творческих достижений вообще. Дух соревнования и желание славы, которые требовали большого напряжения духовных сил, способствовали достижению многочисленных значительных результатов в разных областях жизни и культуры греков. Однако это и мешало им объединиться, создать крепкое государство. В отличие от древних римлян, древние греки – народ гражданской общины, а не государственный. Они так и не объединились в федерацию или конфедерацию, и удивляет то, как этот талантливый народ истреблял сам себя на основе соперничества партий и обществ – полисов. По мнению историков, Элладу уничтожила «любовь к несогласию». Дух соперничества породил «соревнование в языке» – диалектику, которая является оригинальным продуктом греческой национальной культуры. Фундаментом тезиса о том, что «в споре рождается истина», была высокая оценка греками свободы как наивысшего дара и уверенность в том, что свободный человек может сам добиться счастья собственными усилиями. Свобода выделяла греков среди других людей. Внешним выражением внутренней свободы греков стала их демократия. Античная демократия как политический уклад греков – уникальное явление в древнем мире. Поверив в свободу как высшую ценность, греки избрали социально-политический уклад, назвав его демократией. На таком пути развития они достигли успехов в разных сферах жизни и деятельности, которых нет нигде в истории. Демократическая парадигма греков вдохновляла людей в периоды Возрождения и западноевропейских буржуазных революций. Она и сейчас вселяет надежду в человеческие возможности. Генетической предпосылкой чрезвычайной одаренности древних греков, в частности афинян, ученые считают тот факт, что в них было чрезвычайно развитое логическое мышление – свойство левого полушария мозга и образно-художественное – правого. Однако в такой «универсальной одаренности» греков исследователи видят источник не только успехов, но и поражений и несчастий. Например, спортивные игры греков преимущественно имели целью достижение славы, а не утилитарно-военные цели. Римляне, которые создали могучую армию и завоевали полмира, считали недостойным воина и гражданина занятия спортом или атлетическими соревнованиями. Если для грека «созерцание», философские размышления во имя истины и знания как такового без корыстной цели были наилучшей формой жизни, то для римлянина это считалось потерей времени. Сократ, забросив хозяйство, искал истину как этическую ценность, а Катон Старший старательно занимался хозяйством, хвалил крестьянский труд, хотя был известным государственным деятелем. Поэтому именно римляне имели успехи в политике и юриспруденции. Можно утверждать, что греки были в известной мере абстрактными мечтателями и теоретиками, а римляне – строгими реалистами и прагматиками. Греки, преобладая над римлянами в одном направлении, уступали им в другом. Эллины, которые дали миру крупных философов и ученых, поэтов и художников, были высокоодаренным народом. Но это не обеспечило им никаких преимуществ в исторической судьбе. Наоборот, римляне, которые казались менее одаренными интеллектуально, покорили эллинов, доведя своеобразное преимущество здравого смысла, ориентированного на практику, над теоретическим умом. Но это преимущество во внешней общественно-политической жизни, а не во внутренней сфере, то есть в собственно культурной области. Если древние греки не сумели ответить на вызов истории, преодолев свой партикуляризм, полисную систему, и поэтому, в конце концов, потерпели поражение, то римляне – народ государственный, имперский. Завоевав все Средиземноморье и создав на основе беспощадной эксплуатации провинций своеобразное общество массового потребления, римляне стали народом-паразитом, который требовал «хлеба и зрелищ». Именно поэтому деградированные и развращенные в гедонизме римляне не могли выстоять перед натиском «варваров» – германских племен. История культуры античного мира убеждает в истинности слов Гераклита о том, что характер народа определяет его судьбу. В этом заключается поучительный урок для всего мира, преподанный народами античности.
Литература
Основанная
1. Абрамова С.Д., Чікарькова М.Ю. Світова та українська культура: Навчальний посібник. – Львів: Світ, 2004. – 344 с. 2. Бокань В.А., Польовий Л.П. Історія культури України. Навчальний посібник. – К.: МАУП, 2001. – 256 с. 3. Історія української та зарубіжної культури: Навчальний посібник. – К.: Вища школа: Т-во «Знання», 2000. – 326 с. 4. Клапчук С.М., Остафійчук В.Ф. Історія української та зарубіжної культури. – К.: Вища школа, Знання, 2000. 5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под редакцией проф. А.Н. Макаровой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 600 с. 6. Культурология: Ученое пособие / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 304 с. 7. Полікарпов В.С. Лекції з історії світової культури. – К.: Знання, 2000. – 223 с. 8. Українська та зарубіжна культура: Навчальний посібник. – К.: Т-во «Знання», 2000. – 622 с.
Дополнительная
1. Античность как тип культуры. – М, 1988. 2. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. – М., 1992. 3. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1988. 4. Гнащенко В.І., Гнащенко В.Н. Антична література. – К., 2001. 5. Кун М.А. Мифы давней Греции. – М., 1993. 6. Кнобе Г.С. Древний Рим — история и современность. – М., 1986. 7. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады. – М, 1988. 8. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990. 9. Лісовський І.А. Античний світ у термінах, іменах і казках. – Львів, 1989. 10. Левек П. Эллинистический мир. – М.,1989. 11. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М., 1991. 12. Парандовський Я. Міфологія. Вірування та легенди стародавніх греків і римлян. – К., 1977.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |