КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ф.Бэкона и Р.Декарта
Проблема метода научного познания в философии Лекция на тему: Новое время: союз философии и науки
XVII век открывает новый период в развитии философии, который принято называть философией нового времени. В это время расширяется и углубляется процесс разложения феодального общества, начавшийся в эпоху Возрождения. В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, а с середины XVII века буржуазная революция развертывается в Англии. Эти революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но и в общественном сознании. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, главенствующее место в которой занимает механика. Социальные преобразования и развитие науки Нового времени вызвали к жизни новую ориентацию философии, которая стала опираться главным образом на науку. На первый план в философии этого периода выходят проблемы теории познания – гносеологии, и в первую очередь – проблема метода научного познания. Английский ученый Ф.Бэкон (1561-1626) был родоначальником английского эмпиризма – учения об опыте. Эмпиризм (от греч. еmperia – опыт) – философское направление, признающее чувственный опыт главным или даже единственным источником знаний. На пути к достижению истинного объективного знания стоят субъективные помехи – «идолы» - «призраки» - предрассудки в сознании человека. «Идолы пещеры» - связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом. «Идолы театра» - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения исследовать природу. «Идолы площади» - общение людей, предполагающее использование языка. «Идолы рода» - самые опасные, т.к. они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и, особенно в разуме, и освободиться от них всегда труднее. В своем труде «Новый органон»(1620) он разработал индуктивный метод, в котором мысль двигается от частного к общему. (До него со времен Аристотеля господствовал дедуктивный метод – «от общего – к частному»). Истинная индукция позволяет на основе исследования отдельных случаев переходить к общим заключениям. Другим путем в разработке проблем методологии научного исследования пошел французский философ Р.Декарт (1598-1650). Он считается основоположником рационализма. Его труд – «Рассуждения о методе». Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, независимость разума от чувственных восприятий. Его тезис: «Я мыслю, следовательно, я существую». В процессе познания исключительную роль Декарт отвел дедукции. Основная черта философского мировоззрения Р.Декарта – дуализм души и тела. Декарт допускает два независимых друг от друга первоначала: 1) Нематериальное (мышление) 2) Материальное (протяжение). Эмпиризм Ф.Бэкона продолжил Т.Гоббс(1588-1679): источником всякого знания является опыт. Спиноза (1632-1677) – нидерландский философ, как и Декарт, был убежденным рационалистом. Но, в отличие от Декарта, он создает монистическую философскую систему. В его системе существует только одна субстанция, которую Спиноза называет: «Бог, или природа, или субстанция» (пантеизм). Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя (causa sui), это значит, что причину существования субстанции нужно искать не вне субстанции, а в ней самой. Тем самым Спиноза отвергает то, что в средние века получило название «космологического доказательства бытия божьего». Лейбниц (1646-1716). Учению Спинозы о единой субстанции немецкий философ Лейбниц противопоставил учение о множественности субстанций (плюрализм). Самостоятельно существующие субстанции Лейбниц называл монадами (в переводе с греч. – «единое», «единица»). Плюралистическая по форме, философская система Лейбница была идеалистической по существу. Свою концепцию наиболее полно Лейбниц изложил в «Монадологии». Каждая монада – самостоятельная духовная сущность, обладающая активностью, самодвижением. Их бесконечное множество и связывает их между собой предустановленная гармония, исходящая от Бога.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |