Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема внимания в психофизиологии




Интерес к проблеме внимания и его психофизиологическим механизмам возродился в середине 60-х годов нашего столетия. Характерная для начала XX в. потеря интереса к процессам внима­ния связана с сильным влиянием на психологию бихевиоризма, который отвергал роль психики в поведении и деятельности чело­века. С точки зрения бихевиоризма предмет психологии — осво­божденное от психики поведение, понятое как совокупность ре­акций организма на стимулы, подчиняющихся законам случая. Метод “проб и ошибок” был возведен им в ранг основного закона обучения и становления новых форм поведения. Бихевиористы от­рицали роль активности субъекта в поведении и по этой причине

исключали возможность использования таких понятий, как “вни­мание” и “сознание”. Хотя со временем, когда выяснилась полная несостоятельность отказа от всех опосредующих факторов между стимулом и реакцией, в более поздних концепциях бихевиоризма были введены разного рода “промежуточные переменные” (мо­тив, значение и др.).

Другая причина игнорирования проблемы внимания психоло­гами связана с сильным влиянием гештальтпсихологии на фор­мирование научного мышления. В качестве главной характеристи­ки психологических процессов гештальтпсихология рассматрива­ет предметность, которая ярко представлена в феномене выделения фигуры или предмета из фона. Понятие структуры (гештальта), отражающей предметную целостность объекта и имеющей пре­имущество над ее элементами, составляет основное ядро концеп­ции. Формирование гештальта подчиняется своим собственным законам, таким, как группировка частей в направлении макси­мальной простоты, близости, равновесия, тенденция любого пси­хического феномена принимать более определенную, отчет­ливую, завершенную форму и др., которые не требуют участия процессов внимания.

Появление нового направления в прикладной психологии: ис­следование деятельности человека-оператора, следящего за сиг­налами на экране, цифровыми шкалами, пультом управления в период второй мировой войны и сразу после ее окончания, — стимулировало пробуждение интереса к вниманию. Результаты изу­чения восприятия и эффективности действий человека-оператора вскрыли неустойчивость, широкую вариабельность их показате­лей. Для описания особенностей деятельности оператора были вве­дены две новые переменные: чувствительность ((Г) и критерий принятия решения, меняющийся в зависимости от установки, на­правленности и концентрации внимания субъекта. У операторов, авиадиспетчеров было обнаружено явление перцептуальной пере­грузки, характеризующееся снижением эффективности анализа од­новременно поступающих многих сообщений, которое было увя­зано с определенными свойствами процессов внимания. Эти дан­ные стимулировали проведение многих экспериментов с так называемым дихотическим прослушиванием.

Форма опыта с дихотическим прослушиванием впервые была предложена в 1953 г. инженером-акустиком Коллином Черри (К. Cherry) из Массачусетского технологического института для изучения феномена “вечеринки с коктейлем”, когда человек по­лучает речевую информацию из нескольких источников одновре­менно. В опытах с дихотическим прослушиванием различные по-

токи сообщений подавались параллельно на правое и левое ухо. Испытуемый должен был прислушиваться только к одному из со­общений — релевантному, поступающему только через опреде­ленный наушник и обладающему признаками, которые задава­лись инструкцией. Релевантными сигналами могли быть списки слов, цифр, отдельные звуковые сигналы и т.п. О степени селек­тивности внимания испытуемого судили либо по числу правиль­но обнаруженных целевых сигналов, либо по их последующему воспроизведению по памяти. В некоторых случаях испытуемый должен был отвечать на вопросы, касающиеся содержания текста. Кроме того, была разработана методика вторения, состоявшая в том, что по ходу предъявления релевантных стимулов требовалось непрерывно повторять их вслух, что дополнительно затрудняло восприятие сигналов, поступающих через игнорируемый канал. Впоследствии методика К. Черри с дихотическим прослушива­нием получила самое широкое распространение при изучении селективного внимания.

Результаты опытов К. Черри показали, что селекция стимулов может проводиться как по их разным физическим характеристикам (направлению, интенсивности, высоте звука), так и по граммати­ческим и синтаксическим особенностям сообщения. Используя про­цедуру вторения при дихотическом прослушивании, К. Черри уста­новил, что нерелевантная информация полностью не отвергается. Хотя испытуемые ничего не могли сообщить о содержании нере­левантного текста, тем не менее они реагировали на грубые изме­нения физических характеристик текста и замечали появление нового звукового тона или смену голоса. Применение эксперимен­тальной парадигмы с дихотическим прослушиванием привело к раскрытию многих психологических закономерностей внимания.

Интерес к вниманию усилился с возникновением новых направ­лений в науке: когнитивной психологии и психофизиологии. В нас­тоящее время внимание — одно из самых популярных понятий в психофизиологии. Дихотическое прослушивание наряду с мето­дом установки нашло широкое примение и в психофизиологичес­ких исследованиях внимания с регистрацией ЭЭГ, ПСС, вегета­тивных показателей, а также в томографических исследованиях ме­таболической активности мозга методами ПЭТ, функциональной МРТ и с помощью измерения локального мозгового кровотока.

Проблема внимания стала центральной при изучении психо­физиологических механизмов познавательных процессов — вос­приятия, памяти, мышления, принятия решения. Внимание ин­тенсивно изучается в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая его обучение. Оно

включено в контекст изучения механизмов регуляции уровня бодр­ствования, функций модулирующей системы мозга, а также про­блемы сознания.

Во многом современное представление о внимании и его фун­кциях интуитивно было описано более 100 лет назад Уильямом Джеймсом (W. James), который дал следующую характеристику вниманию. Внимание — “это овладение умом в четкой и яркой форме одним из нескольких наличествующих объектов. Суть этого процесса — фокусирование, концентрирование сознания. Внима­ние приводит к отвлечению от некоторых вещей для того, чтобы можно было эффективно заняться другими. Состояние внимания противоположно рассеянному, затемненному состоянию”. Сегод­ня внимание определяют как “сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или иде­альном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)” (Пси­хология. Словарь, 1990. С. 54), что по существу мало чем отличается от его описания, сделанного У. Джеймсом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.