Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности социально-психологической зависимости в новых религиозных движениях

 

Многие исследователи, объединяя широкий круг особенностей поведения последователей новых религиозных движений (НРД) определяют и одним понятием - манипулирование сознанием.

Причем, в современном мире имеет место манипулирование большими массами людей. Не поддается учету то количество денежных средств и недвижимости, которые на добровольных началах были отданы за липовые услуги по «приобщению к посвященным», сближению с «космической иерархией», приобретению «сверхвозможностей», «духовному развитию», «излечению» от недугов, быстрому обогащению и проч. Но материальные потери не могут идти в сравнение с поломанными судьбами людей и потерянным временем, отданным на служение мистификаторам, направленным на борьбу с культурным наследием, цивилизационными и культурными достижениями во имя, якобы, спасения человечества или духовных достижений.

В связи с тем, что увлеченность новыми религиозными идеями часто сопровождается такими проявлениями как самоистязание, самоубийство, массовая истерия, оно часто рассматривается как психическое расстройство. Однако русский психиатр И.М.Балинский, проводя «психиатро-психологический анализ» скопчества, еще в 19 веке отметил, что «подобные массовые явления принадлежат к почти не затронутым вопросам психологии, не подходя под формы душевных болезней… У фанатиков развитие нелепых убеждений сводится к неправильному пониманию не собственных (как у помешанных), но чужих идей, а усилия их распространять связаны с известной целью, установление которой требует особых исследований» (цит. по А.М.Шерешевскому, с.143).

Внешнее поведение лиц, вовлеченных в массовую культовую деятельность, не всегда имеет форму клинической психопатологии. Современные исследователи чаще отмечают у последователей НРД признаки социально зависимого поведения: потребность находиться в контакте с членами своей организации, посещать все его мероприятия, следовать его предписаниям и определенным стереотипам поведения, выполнять рекомендации своего «духовного» наставника и т.п. В связи с этим современные исследователи чаще используют определения «зомбирование», «манипулирование сознанием», «промывание мозгов», «контроль сознания», «зависимые расстройства личности».

Однако необходимо отметить, что проявления психосоциальной зависимости в НРД имеют свою природу, динамику и по отдельным признакам не соответствуют критериям зависимого расстройства личности, описанного в Международной классификации болезней 10-го пересмотра.

Можно выделить следующие проявления психосоциальной зависимости в НРД.

1. Важной и специфической особенностью личности человека с зависимостью от культа и отличающей его от лиц с другой формой психосоциальной зависимостью является формирование у него в период инициации в культ высшей жизненной ценности или «сверхидеи». Она задается культом, достаточно быстро интериоризируется индивидом и определяет его потребность связывать свою жизнь с данным культом, как носителем этой ценности.

2. Явные признаки зависимого поведения у последователя КНВ наблюдаются в большинстве случаев только на стадии инициации, когда он является неофитом. В его поведении обнаруживается азарт или ощущение близости и доступности «Бога», «истины», «космической иерархии» «сверхвозможностей» и т.п. В этот период формируется также и зависимость от группы и в поведении неофита можно также наблюдать все эффекты, обусловленные групповой динамикой и групповым давлением [10]. Таким образом, в этот период психосоциальная зависимость индивида от КНВ обусловлена и его ценностными ориентациями и групповыми факторами.

3. У большинства членов культа на разных стадиях членства появляется критичность по отношению к своему культу. Однако, защищая свои высшие ценности, индивид может связать наблюдаемые недостатки с отдельными людьми, отдельными руководителями, объясняя их с тем, что те неправильно следуют предписаниям культа. Одни последователи затем могут остаться в культе и далее занимать в нем ревизионистские позиции, но при этом их поведение только с определенным допущением можно назвать зависимым. Многие другие последователи покидают инициирующий культ. Однако в последующем их можно видеть в качестве активно вовлеченных членов или в качестве лица с нефиксированным членством в других организациях КНВ, где они пытаются найти окружение соответствующее их высшей жизненной ценности. Таким образом, в поведение большинства последователей КНВ имеет место, скорее всего, зависимость от сформированной культом «сверхидеи» или высшей ценности.

4. Выраженная психосоциальная зависимость от КНВ наблюдается у лиц со склонностью к зависимому поведению. Для них культ и культовая организация являются внешними регуляторами его поведения и жизни в целом. В данном случае речь может идти о классической психосоциальной зависимости.

Быстрое и стойкое формирование высшей жизненной ценности у последователей НРД обусловлено, во-первых, культовым вероучением, в котором заявлены претензии на истинность, и, во-вторых, психологическими причинами, побуждающими индивидов следовать идеям культа.

Последнее замечание достаточно важно, т.к. психологические приемы манипулирования и влияния эффективны в том случае, если они направлены, по определению Е.Н.Волкова, на «личную уязвимость», т.е. взаимодействуют с потребностной сферой человека и с личностными особенностями. На это указывают также многочисленные работы, анализирующие приемы манипулирования и влияния. Е.Н.Волков называет следующие личностные особенности, определяющие предрасположенность к зависимости от НРД: застенчивость, доверчивость, низкий уровень терпимости к двусмысленности, разочарование в культуре, наивный идеализм, неразборчивое стремление к духовному смыслу, восприимчивость или тяготение к состояниям транса и незнание способов, которыми группы могут манипулировать индивидами и др.

Были выделены психологические причины, побуждающие индивидов следовать идеям НРД и способствующие резкому изменению у него установок и поведения. К ним отнесены: тенденция группирования, стремление к превосходству, стремление к таинственному», сложные жизненные обстоятельства,ориентация на героя (идеал), стремление к приданию своей жизни смысла, импринтинг.

Наиболее широко используемая психологическая технология всовременных НРДопирается на тенденцию к группированию, явившуюся в свое время базой для создания специфических методических приемов вовлечения человека в групповое взаимодействие и объединение отдельных лиц в организацию Групповые процессы достаточно основательно изучены и подробно изложены во всех учебниках по социальной психологии а также в литературе по групповой психотерапии.

В неокультах основная деятельность вовлеченного обычно происходит в небольших группах. Согласно рекомендациям психологии, а также специфической ориентации неокультовой организации групповое сплочение в ней осуществляется через: а) усиление неформальных межличностных контактов; б) ориентацию на общую цель; в) взаимную деятельность вначале по изучению предложенных знаний, а затем на укрепление данной организации; г) возникновение мнимой или реальной угрозы извне или «преследования», благодаря которым возникает еще и состояние «великомученичества»; д) деятельность харизматического лидера.

Такая естественная тенденция как стремление к превосходству подкрепляется в НРД следующими иллюзорными свидетельствами: а) подчеркивается исключительность и «богоизбранность» лидера организации, что питает и еще такую личностную потребность как ориентация на героя (идеал); б) утверждается, что предлагаемое учение самое уникальные и открывается только избранным; в) утверждается, что данные знания переданы самим Богом или иными высшими силами; г) утверждается, что данное учение станет в будущем единственной мировой религией и ее последователи в настоящее время выполняют роль первопроходцев; д) утверждается, что только последователи данного знания или верования спасутся после Апокалипсиса, тогда как все остальные люди погибнут.

Манипулятивные технологии в НРДопираются также стремление к таинственному и на наличие у инициируемых сложных жизненных обстоятельств. Надежда мгновенно исцелиться, овладеть мистическими силами, быть приобщенным к клану управляющих «планетной эволюцией» или хотя бы просто увидеть чудо движет многими. Чаще всего «чудеса», демонстрируемые в НРД являются результатом: группового взаимодействия, специальной психотехники обычно медитативного и трансового характера, действия убеждения, прямого или косвенного внушения, прямого личностного воздействия манипулятивного характера, гипноза. Необходимо также отметить, что еще З.Фрейд отметил интересную закономерность: невротические симптомы исчезают и лиц, вовлеченных в массовую деятельность [13]. Также, для разрешения личностных проблем, связанных со сложными жизненными всовременных НРД используется, пожалуй, весь арсенал всех современных психотерапевтических приемов.

Среди базисных потребностей человека психологическая наука называет стремление к приданию своей жизни смысла. Идеологи современных НРД всегда указывает, что они ориентируют людей на высшие человеческие ценности, необходимость духовной реализации человека и т.п. Таким образом, последователь НРД может заполнить свой экзистенциальный вакуум и придать смысл своему существованию в культе.

При вовлечении человека в неокульт можно наблюдать также своеобразный духовный импринтинг. Большинство неофитов являются стерильными в отношении мистического и религиозного образования. В связи с этим, многие достаточно зрелые, интеллектуально развитые люди, впервые столкнувшись с сильной харизматической личностью, предлагающей мировоззрение, якобы исходящую от самого Бога, могут легко запечатлить ее в качестве единственно возможной сверхидеи.

Таким образом, в личностном аспекте НРД прослеживается специфический феномен человека, проявляющийся в том, что отдельные его вполне нормальные черты и мотивы могут стать основой для манипулирования и которые могут привести к радикальному изменению жизненных установок и поведения вплоть до патологических.

Проведенные нами исследования позволили выделить следующие личностные черты, формируемые в НРД.

1. Для всех последователей определенного НРД характерно наличие общего носителя эталонных психологических и моральных качеств (кумира, идеала, героя), что является основой для деиндивидуализации по механизму формирования их общего личностного стереотипа. Те же закономерности обнаружены З.Фрейдом при анализе толпы, в которой каждый индивид на место своего Я-идеала поставит личность общего для нее вождя и при этом сам регрессирует до состояния «примитивной душевной деятельности» [13, с.173].

2. Последователи НРК искренне убеждены, что только их организация дает правильные жизненные ориентиры, что только в нее входят лучшие люди, что вне организации находятся люди, идущие по «неправильному» пути, что социальный мир, культура, наука и цивилизация также устроены неверно.

3. Негативное отношение к окружающему социальному миру формирует страх перед ним, боязнь оказаться под его влиянием.

4. Они искренне убеждены, что призваны построить идеальное общество на Земле.

5. Они считают, что в настоящее время они являются первопроходцами и первыми проповедниками и «апостолами» будущей мировой религии, поэтому они считают себя образцом для подражания.

6. Стремление к проповеднической деятельности часто определяет выбор профессий: сфера управления, общественной деятельности, образования, воспитания, медицины, психологии.

7. В организации тоталитарной направленности формируется фанатично преданный ей последователь, направляющий свою жизнь и все свои финансы на служение ей, смиренно переносящий все лишения, готовый безоговорочно подчиниться приказам лидера и пойти на жертвы и даже смерть во имя ее идей и процветания [12].

Таким образом, можно сделать вывод, что их учения, психологические технологии и работают непосредственно с человеком в направлении его деиндивидуализации, подчинения его культу с ориентацией на общую идею. Такой индивид при определенных особенностях легко может превратиться в элемент человеческой массы или толпы, зараженной общей идеей и ведомой очередной харизматической личностью.

 

Литература

1. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления).–Журнал практического психолога. --1996. - №5. – С. 86-95

2. Волков, Е.Н. Экспертно-справочная информация о феномене скрытого психологического насилия, выражающегося в целенаправленном установлении отдельным лицом или группой лиц незаконного контроля над сознанием и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия. /Е.Н.Волков. //Беларусь: религиозное сектантство и молодежь. – Минск: Государственный комитет по делам молодежи Республики Беларусь, 1996. – С. 29-60.

3. Хассен С. Освобождение от психологического насилия: деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи. –СПб.: Прайм-Еврознак, 20021.– 400 с.

4. Шерешевский, А.М. Социально-психологическая оценка психиатрами России некоторых эпидемических душевных расстройств /А.М.Шерешевский //Социально-психологические исследования в психоневрологии. – Л.:Ленинградский научно-исслед.психоневрологический инст.им.В.М.Бехтерева, 1980. –С.142-148.

5. Скугаревская, Е.И., Скугаревский, О.А. Психические последствия воздействия деструктивных культов, феномен зависимости, насилие и агрессия / Е.И. Скугаревская, О.А. Скугаревский. //Неокульты: «новые религии» века / Под ред. А.С.Майхровича – Мн.: Четыре четверти, 2000. – С.101-108.;

6. Кондратьев, Ф.В. Виды социально-значимого поведения, связанного с религиозностью человека (судебно-психиатрический аспект): Пособие для врачей. /Ф.В.Кондратьев– М.: ГНЦ ССП им.В.П.Сербского, 2006. – 79 с.

7. Агеенкова К.К. Особенности проявления психосоциальной зависимости в неокультах //Терапiя та профiлактика психологiчних i соцiальних залежностей. Збрник статей за матерiалами мiжнародноĩ конференцiĩ 27-28 верасня 2006 року. /Ред. Колегiя: Вiнник М.I., Петухов В.Е. и iнш.. – Киĩв: Украĩнський навуково-дослiдний iнститут соцiальноĩ, судовоĩ психiатрiĩ та наркологiĩ МОЗ Украĩни, 2006. – С.139-146

Контрольные вопросы

1. Какие признаки социально зависимого поведения: отмечаются у последователей новых религиозных движений?

2. В чем отличие зависимого поведения, наблюдаемого в новых религиозных движениях, от форм зависимых расстройств личности?

3. Каковы психологические причины, побуждающие индивидов следовать идеям новых религиозных движений?

4. Каковы психологические технологии, используемые в новых религиозных движениях?

5. Каковы личностные черты формируются в новых религиозных движениях?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оккультное направление новых религиозных движений | I.I. Оценочные показатели тормозных свойств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.