Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эвристический метод в психологии менеджмента




В творческих коллективах огромную роль играют вообра­жение, оригинальные и неожиданные суждения, идеи. Од­нако исследования показывают, что в учебных заведениях проблеме развития интуиции, способности к генерирова­нию новых идей уделяют недостаточное внимание. Усилия педагогов направлены главным образом на развитие логи­ческого мышления учащихся.

Если все способы решения творческих задач разделить по признаку доминирования логических или эвристичес­ких (интуитивных) процедур и соответствующих им пра­вил деятельности, то можно выделить два метода: логичес­кий и эвристический.

Для того чтобы разобраться, что такое эвристический метод, представим его в виде некоторой системы правил, где описываются виды и способы действия при решении задач определенного класса. Из совокупности правил дея­тельности выделяют два больших класса предписаний: ал­горитмы (алгоритмические предписания) и эвристики (эв­ристические предписания). Алгоритмы жестко детермини­руют действия и гарантируют в случае их точного выполнения успех в решении соответствующего типа за­дач, эвристики лишь задают стратегии и тактики, указыва­ют наиболее вероятное направление поиска решения, но не гарантируют успех. Таким образом, это система прин­ципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности, стимулируют интуитив­ное мышление, генерирование новых идей и тем самым существенно повышают эффективность решения опреде­ленного класса творческих задач.

Продуктивность эвристик и эвристических правил извест­на изобретателям и рационализаторам. Но и они часто ис­пользуют их стихийно. Сложившаяся ситуация во многом объясняется тем, что обучение решению творческих задач и в школе и в вузе в основном ведется методом проб и ошибок.

В зарубежной и отечественной литературе имеются серь­езные попытки описать методические рекомендации, на­пример «мозговой штурм». Применяя его, запрещается кри­тиковать предложенные участниками идеи, поощряются разные реплики, шутки. Число участников группы обычно составляет от 4 до 15 человек, наиболее оптимальной счи­тается группа от 7 до 13 человек. При этом необходимо, чтобы участники были разного уровня образования, раз­ных специальностей, характера и темперамента. Этот и дру­гие приемы и методы отображены на рис. 2 с. 8а.

Прямая «мозговая атака» (1). Время «мозговой атаки» — от 15 минут до одного часа. Отбор идей ведут специалисты-эксперты, оценивающие их в два этапа. Вначале отбираются наиболее оригинальные и рациональные идеи, а потом опре­деляется самая оптимальная из них.

Массовая «мозговая атака» (2). Она предложена Дж. До­нальдом Филипсом, и дает возможность значительно уве­личить эффективность генерирования новых идей в боль­шой аудитории (число участников составляет от 20 до 60 человек). Присутствующих делят на малые группы числен­ностью по 5—6 человек. Малые группы проводят самостоя­тельный процесс прямой «мозговой атаки».

«Мозговой штурм» (3). Сущность в активизации творчес­кого потенциала изобретателей при коллективном генериро­вании идей с последующим формулированием контридей.

В настоящее время «мозговые атаки» широко применя­ются при проведении ролевых и других деловых игр.

Осуществляется поиск оригинальных идей при равенстве всех членов группы. Прием позволяет преодолеть рутинное мышление, рационализм, эмоциональную вялость. Доброже­лательный психологический климат способствует интеллекту­альной раскованности, усиливает интуицию и воображение.

При применении «мозговой атаки» менеджеру следует помнить, что она не гарантирует тщательной разработки идеи, расчетов, вычислений. К сожалению, в процессе «моз­говой атаки» не всегда удается преодолеть инерцию мыш­ления. Более того, возможно возникновение иллюзии, что найден удачный подход к решению творческой задачи. Мышление группы может как бы зациклиться именно на этом подходе, игнорируя другие.

Метод эвристических «ключевых» вопросов (4). Его целесо­образно применять для накопления дополнительной инфор­мации в проблемной ситуации, для систематизации уже имеющейся информации в самом ходе решения творческой за­дачи. Эвристические вопросы стимулируют процесс выработ­ки новых стратегий и тактик решения творческой задачи.

Метод эвристических вопросов предусматривает: расчлене­ние задачи на подзадачи путем искусно поставленных вопросов (проблемность снижается до оптимального уровня); разбиение задачи на подзадачи; каждый новый вопрос формулирует но­вую цель деятельности на уровне решения подзадачи.

Как отмечает В.В. Шпалинский в книге «Психология менеджмента», метод эвристических вопросов прост в применении, продуктивен для решения любых задач, раз­вивает интуитивное мышление, однако он не способствует рождению действительно оригинальных идей, не обеспечивает абсолютного успеха в решении творческих задач.

Метод многомерных матриц (5). Исследователи и изоб­ретатели называют его еще «морфологическим ящиком» или «морфологическим анализом». Он нацелен на решение про­блем сравнительно небольшим числом уже известных эле­ментов при поиске новых.

Зачастую новое — это непривычная (нестандартная) комбинация известных элементов (устройств, процессов, идей) или комбинация известного с неизвестным. Много­мерные матрицы позволяют на основе системного анализа исследовать новые связи и отношения, которые проявляются в ходе решения проблемы. При этом порождается много новых оригинальных идей. Недостатки и ограничения ме­тода многомерных матриц сводятся к тому, что при реше­нии задач средней трудности в матрице оказываются сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального весь­ма затруднителен, отсутствует гарантия, что будут учтены все параметры исследуемой системы.

Метод свободных ассоциаций (6). Хороших результатов творческой деятельности, особенно на этапе генерирова­ния идей, можно добиться в ходе поиска все новых и но­вых ассоциаций, которые в итоге могут натолкнуть на про­дуктивное решение задачи. Замечено, что в процессе зарождения ассоциаций выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешне­го мира. Важно, чтобы каждый член группы участвовал в обсуждении и предлагал свою ассоциацию, понятие.

Метод инверсии (7). Он ориентирован на поиск идей в новых неожиданных направлениях. Новый ракурс позволя­ет взглянуть на задачу нестандартно, преодолеть стереоти­пы формальной логики и здравого смысла. Изобретатели ности и в художественном творчестве. Создание фантастиче­ских образов разрушает барьеры «здравого смысла» и может натолкнуть на оригинальные идеи.

Метод синектики (9). Термин «синектика» обозначает объединение разнородных элементов. Вначале участников коллективного поиска решения знакомят с «механизмом» творчества, его операционными приемами. К ним причис­ляют прямую, личную и символическую аналогии, интуи­цию, абстрагирование, ассоциативное мышление, приме­нение оригинальных метафор и элементов игры.

Применяя метод синектики, следует избегать преждев­ременной четкой формулировки проблемы (творческой за­дачи), так как это «нейтрализует» дальнейший поиск ре­шения. Обсуждение следует начинать не с собственно зада­чи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, что проясняет проблему, четче обрисовывает ее суть. Если решение проблемы не отыскивается, следует предпринять повторный анализ ситуации. Можно представить проблему как совокупность задач.

Исследования показали, что выдвижение идей, их отбор во многом зависят от руководителя творческой группы, его лич­ностных качеств и профессиональных умений. Он должен «изобретать» вопросы, к месту вставлять реплики, уточнения, разъяснения. Одним словом, его задача создать обстановку, побуждающую к активизации мыслительной деятельности.

Метод организационных стратегий (10). Известно, что за­частую решению творческих задач препятствует инерция мыш­ления, неспособность отказаться от наиболее очевидного пути и увидеть новый подход. В этой ситуации хорошие результаты дает применение организационных стратегий, а также исполь­зование принципа отстранения. Отстранение означает взгляд на процесс (объект) с неожиданной стороны. Решая задачу методом организованных стратегий, следует записывать все возникающие идеи, использовать не только предлагаемые орга­низованные стратегии, но и спонтанно возникающие идеи.

Выводы:

1. Психологические приемы и методы в менеджменте учитывают личностные и социально-психологические осо­бенности человека.

2. При осуществлении управления и мотивировании сотрудников большой эффект дает гармоничное сочетание убеждения, внушения, принуждения.

3. Скрытым резервом эффективного менеджмента являет­ся использование эвристических методов принятия решений.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.