КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эвристический метод в психологии менеджмента
В творческих коллективах огромную роль играют воображение, оригинальные и неожиданные суждения, идеи. Однако исследования показывают, что в учебных заведениях проблеме развития интуиции, способности к генерированию новых идей уделяют недостаточное внимание. Усилия педагогов направлены главным образом на развитие логического мышления учащихся. Если все способы решения творческих задач разделить по признаку доминирования логических или эвристических (интуитивных) процедур и соответствующих им правил деятельности, то можно выделить два метода: логический и эвристический. Для того чтобы разобраться, что такое эвристический метод, представим его в виде некоторой системы правил, где описываются виды и способы действия при решении задач определенного класса. Из совокупности правил деятельности выделяют два больших класса предписаний: алгоритмы (алгоритмические предписания) и эвристики (эвристические предписания). Алгоритмы жестко детерминируют действия и гарантируют в случае их точного выполнения успех в решении соответствующего типа задач, эвристики лишь задают стратегии и тактики, указывают наиболее вероятное направление поиска решения, но не гарантируют успех. Таким образом, это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности, стимулируют интуитивное мышление, генерирование новых идей и тем самым существенно повышают эффективность решения определенного класса творческих задач. Продуктивность эвристик и эвристических правил известна изобретателям и рационализаторам. Но и они часто используют их стихийно. Сложившаяся ситуация во многом объясняется тем, что обучение решению творческих задач и в школе и в вузе в основном ведется методом проб и ошибок. В зарубежной и отечественной литературе имеются серьезные попытки описать методические рекомендации, например «мозговой штурм». Применяя его, запрещается критиковать предложенные участниками идеи, поощряются разные реплики, шутки. Число участников группы обычно составляет от 4 до 15 человек, наиболее оптимальной считается группа от 7 до 13 человек. При этом необходимо, чтобы участники были разного уровня образования, разных специальностей, характера и темперамента. Этот и другие приемы и методы отображены на рис. 2 с. 8а. Прямая «мозговая атака» (1). Время «мозговой атаки» — от 15 минут до одного часа. Отбор идей ведут специалисты-эксперты, оценивающие их в два этапа. Вначале отбираются наиболее оригинальные и рациональные идеи, а потом определяется самая оптимальная из них. Массовая «мозговая атака» (2). Она предложена Дж. Дональдом Филипсом, и дает возможность значительно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории (число участников составляет от 20 до 60 человек). Присутствующих делят на малые группы численностью по 5—6 человек. Малые группы проводят самостоятельный процесс прямой «мозговой атаки». «Мозговой штурм» (3). Сущность в активизации творческого потенциала изобретателей при коллективном генерировании идей с последующим формулированием контридей. В настоящее время «мозговые атаки» широко применяются при проведении ролевых и других деловых игр. Осуществляется поиск оригинальных идей при равенстве всех членов группы. Прием позволяет преодолеть рутинное мышление, рационализм, эмоциональную вялость. Доброжелательный психологический климат способствует интеллектуальной раскованности, усиливает интуицию и воображение. При применении «мозговой атаки» менеджеру следует помнить, что она не гарантирует тщательной разработки идеи, расчетов, вычислений. К сожалению, в процессе «мозговой атаки» не всегда удается преодолеть инерцию мышления. Более того, возможно возникновение иллюзии, что найден удачный подход к решению творческой задачи. Мышление группы может как бы зациклиться именно на этом подходе, игнорируя другие. Метод эвристических «ключевых» вопросов (4). Его целесообразно применять для накопления дополнительной информации в проблемной ситуации, для систематизации уже имеющейся информации в самом ходе решения творческой задачи. Эвристические вопросы стимулируют процесс выработки новых стратегий и тактик решения творческой задачи. Метод эвристических вопросов предусматривает: расчленение задачи на подзадачи путем искусно поставленных вопросов (проблемность снижается до оптимального уровня); разбиение задачи на подзадачи; каждый новый вопрос формулирует новую цель деятельности на уровне решения подзадачи. Как отмечает В.В. Шпалинский в книге «Психология менеджмента», метод эвристических вопросов прост в применении, продуктивен для решения любых задач, развивает интуитивное мышление, однако он не способствует рождению действительно оригинальных идей, не обеспечивает абсолютного успеха в решении творческих задач. Метод многомерных матриц (5). Исследователи и изобретатели называют его еще «морфологическим ящиком» или «морфологическим анализом». Он нацелен на решение проблем сравнительно небольшим числом уже известных элементов при поиске новых. Зачастую новое — это непривычная (нестандартная) комбинация известных элементов (устройств, процессов, идей) или комбинация известного с неизвестным. Многомерные матрицы позволяют на основе системного анализа исследовать новые связи и отношения, которые проявляются в ходе решения проблемы. При этом порождается много новых оригинальных идей. Недостатки и ограничения метода многомерных матриц сводятся к тому, что при решении задач средней трудности в матрице оказываются сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального весьма затруднителен, отсутствует гарантия, что будут учтены все параметры исследуемой системы. Метод свободных ассоциаций (6). Хороших результатов творческой деятельности, особенно на этапе генерирования идей, можно добиться в ходе поиска все новых и новых ассоциаций, которые в итоге могут натолкнуть на продуктивное решение задачи. Замечено, что в процессе зарождения ассоциаций выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира. Важно, чтобы каждый член группы участвовал в обсуждении и предлагал свою ассоциацию, понятие. Метод инверсии (7). Он ориентирован на поиск идей в новых неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу нестандартно, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла. Изобретатели ности и в художественном творчестве. Создание фантастических образов разрушает барьеры «здравого смысла» и может натолкнуть на оригинальные идеи. Метод синектики (9). Термин «синектика» обозначает объединение разнородных элементов. Вначале участников коллективного поиска решения знакомят с «механизмом» творчества, его операционными приемами. К ним причисляют прямую, личную и символическую аналогии, интуицию, абстрагирование, ассоциативное мышление, применение оригинальных метафор и элементов игры. Применяя метод синектики, следует избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это «нейтрализует» дальнейший поиск решения. Обсуждение следует начинать не с собственно задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, что проясняет проблему, четче обрисовывает ее суть. Если решение проблемы не отыскивается, следует предпринять повторный анализ ситуации. Можно представить проблему как совокупность задач. Исследования показали, что выдвижение идей, их отбор во многом зависят от руководителя творческой группы, его личностных качеств и профессиональных умений. Он должен «изобретать» вопросы, к месту вставлять реплики, уточнения, разъяснения. Одним словом, его задача создать обстановку, побуждающую к активизации мыслительной деятельности. Метод организационных стратегий (10). Известно, что зачастую решению творческих задач препятствует инерция мышления, неспособность отказаться от наиболее очевидного пути и увидеть новый подход. В этой ситуации хорошие результаты дает применение организационных стратегий, а также использование принципа отстранения. Отстранение означает взгляд на процесс (объект) с неожиданной стороны. Решая задачу методом организованных стратегий, следует записывать все возникающие идеи, использовать не только предлагаемые организованные стратегии, но и спонтанно возникающие идеи. Выводы: 1. Психологические приемы и методы в менеджменте учитывают личностные и социально-психологические особенности человека. 2. При осуществлении управления и мотивировании сотрудников большой эффект дает гармоничное сочетание убеждения, внушения, принуждения. 3. Скрытым резервом эффективного менеджмента является использование эвристических методов принятия решений.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |