КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия фармацевтической деятельности XXI века
Основные биоэтические проблемы в системах фармацевтической помощи и фармацевтического маркетинга. I. Биоэтические проблемы в системе «пациент - фармацевтический персонал». II. Философия фармацевтической деятельности. III. Этические проблемы концепции классического маркетинга в фармации. В системе «пациент-медицинский персонал-фармацевтический персонал-лекарство» главным должно быть обеспечение прав гражданина на получение квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи. В настоящее время решение этого вопроса интенсивно обсуждается различными слоями гражданского общества, специалистами, работающими в сфере здравоохранения, политиками и властными структурами. Особенно острая дискуссия началась в конце 2004 г. при монетизации льгот, предоставляемых отдельным группам населения. Проблема дополнительного лекарственного обеспечения буквально всколыхнула гражданское общество России. Сложившаяся ситуация показала, насколько важна для человека и общества проблема лекарственного обеспечения и в целом фармацевтической помощи, включая все ее биоэтические аспекты. Таким образом, ныне можно считать, что завершился процесс дифференциации современной биоэтики. Следует выделять: теоретико-философский ее аспект, который оформился в раздел, развиваемый профессиональными философами в контакте с различными специалистами, работающими в области здравоохранения: врачами, провизорами, биологами и др.; раздел биомедицинской этики, разрабатываемый главным образом врачами-клиницистами и биологами; раздел фармацевтической биоэтики, который формируют специалисты в области обращения лекарственных средств — провизоры, управленцы, экономисты, психологи, врачи и др.; раздел биоэтики создания и клинических испытаний лекарств, требующий усилий больших коллективов специалистов различных специальностей, работающих в области создания и клинических испытаний лекарственных средств. Среди биоэтических проблем медицины, которые мы здесь только обозначим, в настоящее время активно обсуждается этика в психиатрии, эпидемиологии, лечении больных СПИДом, этические проблемы аборта, контрацепции и стерилизации, новых технологий зачатия и искусственного оплодотворения, криоконсервации половых клеток и человеческих эмбрионов, сексологии и сексопатологии, эвтаназии, переливания крови, трансплантологии, смерти, в т.ч. смерти мозга, генных технологий, генной информатики, геномики, протеиномики. Особое место среди обсуждаемых биоэтических вопросов занимают проблемы справедливости в здравоохранении, в том числе доступности медицинской и фармацевтической помощи, уровня квалификации и ответственности медицинского и фармацевтического персонала, информированного согласия пациента при медицинских вмешательствах и др. По этим темам в России уже имеется достаточно публикаций. Активно выражают свои биоэтические позиции иностранные специалисты и международные организации: Всемирная медицинская ассоциация, Всемирная Ассамблея здравоохранения, Всемирная Организация Здравоохранения и др. Вместе с тем проблемы фармацевтической биоэтики нуждаются в дальнейшей разработке. Центральной биоэтической проблемой фармации является цель фармацевтической деятельности. В настоящее время она определяется постулатами классического маркетинга. Цель системы классического маркетинга — получение прибыли за счет удовлетворения специально сформированных запросов покупателей с использованием манипулирования их восприятием, сознанием, психикой и потребительским поведением. Такое манипулирование часто осуществляется с использовании неэтичной рекламы, созданием ажиотажного спроса и других приемов. Например, несколько лет назад была инициирована компания в СМИ, целью которой было внушить населению, надвигается эпидемия гриппа и ОРВИ, хотя компетентные органы такой информацией не располагали. Население поверило этой агитации и активно стало запасаться лекарствами. В итоге спрос резко увеличился, цены возросли, и, в конце концов, люди выбросили свои запасы на помойку, обогатив дистрибьюторов и производителей лекарств от гриппа и ОРВИ. Ярким примером беззастенчивого давления на потребителя для собственной наживы было использование дельцами от фармации биотеррористического акта осенью 2001 г. в США, упоминавшегося выше. В офисы некоторых государственных деятелей пришли письма, содержащие споры сибирской язвы. Америка была в шоке. Но кое-кто воспользовался ситуацией и стал рассылать в разные страны конверты с каким-то белым порошком. Население было испугано и бросилось закупать антибиотики. Дельцы от фармации получили значительные барыши. Таких примеров, к сожалению, много. Ряд примечательных фактов о деятельности транснациональных фармацевтических корпораций, лоббирующих продвижение на рынок недостаточно изученных или недостаточно безопасных лекарственных средств, уже приведены на страницах ряда изданий. Так, газета «Медицинский вестник» (2001 г. № 16 (179)) опубликовала признание директора Центра лекарственных препаратов США Джанет Вудлок, которая признала, что «нельзя отрицать факта экономического давления фирм на экспертов с целью скорейшего одобрения лекарства и выпуска его на рынок». Фармацевтические компании теперь только официально доплачивают администрации по контролю за пищей и лекарствами США (РВА) потребительскую премию по 309 тысяч 647 долларов за каждое новое утвержденное лекарство. Деньги компаний покрывают около 50% затрат РВА. Экономическое давление усиливается политическим лоббированием — как на уровне руководства страной (президент и Конгресс США), так и в низших эшелонах власти. Согласно журналистскому расследованию лауреата Пулитцеровской премии Дэвида Уилмана, в течение последнего десятилетия фармацевтические компании делали многомиллионные вклады в предвыборные кампании главных политических партий и кандидатов в Белый дом, а также в обе палаты Конгресса. Создается впечатление, что, используя, казалось бы, прогрессивный лозунг ускорения создания лекарств для лечения серьезных или угрожающих состояний, некоторые фармацевтические фирмы, стремясь как можно быстрее обеспечить максимальную прибыль, лоббируют свои интересы во всех звеньях, где это только возможно, применяют порой и недозволенные приемы, оставляя на втором плане интересы и законные права пациентов, а также ставя под удар медицинских работников. В числе приемов «выжимания» прибыли с риском для здоровья пациентов можно привести немало примеров, связанных с умолчанием о возможных побочных эффектах лекарственных препаратов, запаздыванием объективной реакции на такие случаи, необъективной агрессивной рекламы и т.п. Так, передозировка парацетамола, наводнившего под сотнями фирменных названий весь мир (панадол и т.п.), вызывает тяжелые поражения печени и может привести к летальному исходу. Известно, что в США одно время широко назначался детям при нарушении пищеварения и отрыжке препарат -------. Лишь после 24 смертельных случаев среди детей в возрасте до 6 лет РВА сняла его с продаж. Но эксперты считают, что число летальных исходов фактически превышает 300! По сообщению американских СМИ, в том числе «Лос-Анджелес Тайме», использование недостаточно изученных лекарственных средств за период 1993 г. явилось причиной смерти более 1000 человек. Препарат, снижающий кровяное давление, ------, был введен в практику в 1977 г., несмотря на то, что специалистам РВА было известно: он может вызвать нарушения ритма сердца с летальным исходом. Подобные примеры можно приводить бесконечно. Очень важно, что прибыль используется не столько в реинвестировании развития фармацевтического бизнеса, но и в финансировании чего угодно, вплоть до игорного бизнеса. При переходе России к рыночным механизмам хозяйствования не рассматривались негативные последствия реализации классического маркетинга в сфере фармации. Умалчивалось или, во всяком случае, не акцентировалось внимание на том, что маркетингу свойственно манипулирование восприятием, сознанием, психикой людей и их потребительским поведением для формирования искусственного спроса и вздувания цен. Как утверждают некоторые исследователи, только в отношении 15-20% обращающихся на фармацевтическом рынке лекарств доказана их безопасность, эффективность и экономическая целесообразность? Все остальные препараты вызывают сомнения. Возникает вопрос: насколько же этично в области фармации во имя прибыли, когда не только потребитель, но и специалист не всегда может определить, действительно ли то или иное лекарство (или пищевая добавка) эффективно и безопасно и его использование экономически выгодно, упорно навязывать эти товары? Тем более манипулируя восприятием, сознанием, психикой человека и его потребительским поведением? Этот вопрос ныне озадачивает многих специалистов. Они поняли, что классический маркетинг в области фармации, медицины, здравоохранении в целом не этичен. По их мнению, он должен быть заменен на другую философию, иную доктрину. Была выдвинута концепция социального маркетинга. Однако, по сути, приоритетом и там является прибыль. Ныне даже американские маркетологи считают необходимой смену парадигмы классического маркетинга. Ускорение научно-технического прогресса и развитие процессов, связанных с концепцией «золотого миллиарда», а также внедрение в общественное сознание различных новых идей, связанных с пониманием целей жизни и деятельности человека и общества, обусловили активизацию деятельности международных и национальных органов, занимающихся проблемами биоэтики. Современный этап характеризуется переходом от обсуждения частных морально-нравственных проблем к формулированию системообразующих документов (конвенций, деклараций). 4 апреля 1997 г. в городе Овьедо (Испания) была принята Конвенция о защите прав человека и достоинства человеческого существа в связи с использованием достижений биологии и медицины — «Конвенция о правах человека и биомедицине». Имеются разные версии перевода этого документа на русский язык. Россия присоединилась к Конвенции. Стороны данной Конвенции обязуются при использовании достижений биологии и медицины защищать достоинство и индивидуальность каждого человеческого существа и гарантируют каждому, без дискриминации, уважение целостности и неприкосновенности его личности, соблюдение других прав и основных свобод В Конвенции постулируется, что интересы и благо человеческого существа должны иметь преимущества перед интересами общества или науки. Вторым важным системообразующим документом явился Предварительный проект Декларации о всеобщих нормах в области биоэтики, принятый на Внеочередной сессии Международного комитета по биоэтике. Международные организации, работающие в этой области, согласовали его 28 января 2005 г. Рекомендуемое название этого документа — «Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека» (Всеобщая декларация 2005 г. (см. приложение). Россия, присоединившись к документам ЮНЕСКО, ВМА и других международных ассоциаций, а также актам Европейского сообщества по биоэтике, интенсифицирует переход страны к правовому государству.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |