Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая психология: конспект лекций




Человек и педагогическая деятельность: проблема соответствия

Рассмотренные в подразделах 5.1 и 5.2 качества субъекта педагогической деятельности являются неотъемлемыми компонентами общей структуры его личности. В личности каждого человека, а не только педагога присутствуют качества, в той или иной мере соответствующие психологическим особенностям педагогической деятельности. Это значит, что при наличии оптимальных условий для развития педагогических способностей практически из каждого человека, психическое развитие которого соответствует норме и у которого нет препятствий для развития качеств, являющихся основными постоянными психологическими требованиями к педагогической деятельности, может получиться вполне квалифицированный педагог.

Качества личности, которые для этого необходимы, представлены в структуре личности, разработанной К. К. Платоновым.[37] Согласно его схеме структура личности состоит из четырех иерархически расположенных слоев (подструктур). Четвертая, низшая, в основном биологически обусловленная подструктура включает темперамент, возрастные, половые свойства, на которые невозможно повлиять социальными средствами. Третья подструктура состоит из индивидуальных особенностей психических процессов, сформированных путем упражнения на основе биологических задатков. Вторая подструктура представляет собой опыт, в который входят знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения. Первая, высшая подструктура обусловлена исключительно социально и включает направленность, мотивационную сферу, нравственные качества и другие особенности, формирующиеся путем воспитания.

Такое представление личностной структуры показывает, что от слоя к слою уменьшается роль биологически обусловленных характеристик личности и возрастает роль характеристик социальных. Каждый из этих уровней, по К. К. Платонову, вносит свой вклад в формирование способностей вообще и способностей, проявляемых в конкретной деятельности, в частности.

Исходя из такого представления структуры личности в целом и своеобразия связи каждой подструктуры с формированием способностей И. А. Зимняя выделяет три плана соответствия психологических характеристик человека деятельности педагога: 1) пригодность; 2) готовность; 3) включаемость.[38] Пригодность подразумевает то, может ли у данного индивида в принципе быть сформировано психологическое соответствие требованиям той или иной профессиональной деятельности. Она определяется двумя низшими подструктурами личности – третьей и четвертой, т. е. биологическими, анатомо-физиологическими и когнитивными особенностями человека. Пригодность применительно к педагогической деятельности предполагает норму интеллектуального развития человека, способность к эмпатии (эмоциональному сопереживанию другому), преобладание стенических эмоций (т. е. эмоций, побуждающих к активной деятельности), нормальный уровень развития познавательной и коммуникативной активности и, естественно, отсутствие противопоказаний к профессиям типа «человек – человек» (см. 5.1).

"Педагогическая психология: конспект лекций"

Готовность к педагогической деятельности является личностной характеристикой и включает качества, приобретаемые с опытом и с воспитанием: широкую и системную профессионально-предметную компетентность, мировоззренческую зрелость. Готовность предполагает осознанную направленность личности на деятельность типа «человек – человек», высокий уровень потребности в общении, в том числе с детьми, потребность передавать им свой опыт, знания и умения (дидактическую потребность). Основываясь на нормальном функционировании четвертой и третьей подструктур личности, сама готовность к деятельности включает вторую и первую подструктуры.

Включаемость во взаимодействие с другими людьми, в педагогическое общение выявляет третий аспект соответствия человека деятельности педагога. Она предполагает легкость установления контакта с собеседником, адекватность реагирования на его высказывания и действия, умение следить за его реакцией, получение удовольствия от общения. С педагогом, умеющим воспринимать и правильно интерпретировать реакцию учеников, ученики чувствуют себя комфортнее и оказываются более мотивированы к учебной деятельности, чем при общении с учителем, не обладающим этими качествами.

Пригодность, готовность и включаемость человека в педагогическую деятельность составляют три стороны его характеристики как потенциального субъекта данной деятельности. Полное развитие каждая из них получает лишь по мере вхождения субъекта в деятельность. У педагогов с разным опытом, у будущих педагогов, у тех, кто твердо и сознательно решает стать им, и тех, у кого это намерение неопределенно, эти планы соответствия при большей или меньшей выраженности каждого из них сочетаются по-разному. Возможные их сочетания приводятся в табл. 4 и поясняются ниже.

Таблица 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.