КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Адаптационная
Психотерапевтическая; Инновационная (творческая); Диагностическая; Функции педагогического конфликта. Конструктивными функциями педагогических конфликтов являются: 1. социально-психологическая; Конфликт может привести к улучшению психологического климата, разряжению напряжённости между конфликтующими сторонами. Завершение конфликта через достижение договоренности, совмещение интересов или удовлетворение потребностей устраняет причину конфликта и способствует улучшению взаимоотношений, установлению комфортной психологической атмосферы в коллективе, росту взаимопонимания, уважению к другим и самоуважению, эмоциональной разрядке, накоплению опыта позитивного взаимодействия и разрешения конфликтов. Конфликт может быть использован педагогом для формирования детского коллектива, для оздоровления отношений Конфликт расширяет знание всех участников друг о друге, предоставляет новую информацию, позволяет сторонам лучше узнать друг друга. Конфликт может помочь педагогу заглянуть во внутренний мир человека, понять его переживания, желания,стремления, оценить его индивидуально-психологические особенности,тестировать ценностные ориентации человека. 3. познавательная; Конфликт обучает, позволяет приобрести опыт поведения в конфликте, опыт разрешения конфликта. Конфликт объективизирует источник разногласия и тем самым позволяет его устранить. Тонкая личностно-ориентированная упреждающая закалка в результате конфликтных переживаний в сфере образования обеспечивает в последствии стойкость людей при столкновении с проблемами социального и профессионального самоопределения, возникающими в течение всей жизни человека. Конфликты, которые проживает человек в ситуации образования, становятся тренировочными и способствуют росту конфликтологической компетентности всех субъектов конфликта. Являясь формой противоречия, конфликт может стать источником развития. Наиболее яркое выражение эта функция конфликта нашла в концепции Э. Эриксона. Б.Ф Ломов считает, что в совместной деятельности «соперничество (сотрудничество) играет роль своеобразного «катализатора» развития способностей»1. Конфликт стимулирует изменения как внутриличностные, так и в межличностных отношениях, именно конфликт является источником развития. В этом собственно и заключается главный смысл педагогического конфликта и отличие педагогического конфликта от других типов конфликта. Во многих работах по психологии конфликт называется не просто конструктивным, а даже продуктивным. Конфликт обнажает противоречие, и это является стимулом к инновационным действиям, пробуждает креативность, служит источником развития личности и межличностных отношений. Конфликтное взаимодействие снимает эмоциональное напряжение, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Конфликт может привести к самоутверждению личности и формированию его активной позиции во взаимодействии с окружающими. В определенных условиях конфликт может выполнять функцию защиты и поддержки человека (ребенка, учащегося Конфликт способствует приспособлению индивида или группы к новым условиям, в которых они оказались. Образование всегда сопряжено с освоением нового, поэтому субъект образования (ученик, ребенок, стажер), попадая в новые условия, часто попадает в конфликтную ситуацию, разворачивающуюся при определенных условиях в конфликт. Разрешение этого конфликта и обеспечивает адаптацию. Среди деструктивных последствий педагогических конфликтов обычно выделяют: 1. разрыв или регресс отношений между участниками взаимодействия; 2. нарушение психологического климата, эскалацию напряжённости между конфликтующими сторонами; 3. получение негативного опыта от конфликтного взаимодействия; (насильственные способы решения проблем). 4. выраженное негативное воздействие на психическое состояние участников, например, в сфере образования распространены дидактогении и депрессии учащихся; результатом дидактогении является детские неврозы то, что большинство школьников неохотно учатся, всячески избегают любой деятельности в классе под руководством учителя, прогуливают уроки. Вероятно, поэтому большинство участников образовательного процесса относятся к конфликтам отрицательно. Факторами негативного восприятия конфликтов преподавателями и учащимися являются: личный жизненный опыт, влияние семьи, школы, окружения, средств массовой информации. 5. депрессии и эмоциональное выгорание преподавателей; Все перечисленные негативные последствия возникают при определенных вариантах разрешения конфликта. Поэтому педагогам важно владеть именно конструктивными вариантами завершения конфликтов 6. психическое и физическое насилие; 7. формирование негативного образа другого; «Образа врага» способствует созданию негативной установки по отношению к оппоненту, готовность действовать в ущерб ему. 8. обретение личностью негативных новообразований; Конфликт может способствовать формированию у человека неверия в справедливость, убежденности, что сильный (взрослый, педагог) всегда прав, что в его ситуации ничего изменить нельзя. В группе может формироваться установка на преемственность насильственных действий. Подобные функции педагогического конфликта не способствуют преодолению противоречий, лежащих в субъектно-субъектных отношениях образовательного социума. Вот почему целесообразно, зная о таких возможностях протекания конфликта, стремиться сузить рамки проявления деструктивных функций конфликта. Конструктивное протекание конфликта, предполагающее совместную концентрацию усилий сторон на преодоление возникших противоречий, в своих главных чертах сходно с процессом творческого мышления.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |