Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ранжировать систему представленных факторов, обосновать их значимость

Особенности социально-педагогических технологий взаимодействия с семьей.

Алгоритм социально-педагогической работы с родителями и детьми.

Анализ современных проблем в семейном воспитании.

Характеристика семьи как социального феномена.

 

Литература:

1. Алешина Е.Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1993

2. Бочарова В.Г., Дружинин В.В. и др. Воспитательная работа со школьниками по месту жительства: учебное пособие. –М., 1983

3. Консультирование детей в психолого-педагогическом центре //под ред. Л.С. Алексеевой. –М., 1998

4. Помощь родителям в воспитании детей. –М., 1992

5. Социальная защита семьи: современная система, проблемы, пути решения. В 2-х тт. – Ставрополь, 1997

6. Социальная работа с семьей: настольная книга специалиста. –М., 1996

7. Торохтий В.С. Методика оценки психического здоровья семьи. – М., 1996

 

1. - Семья – система социального формирования человека

- основной институт социализации, т.к. его функция трансформация внутренних и внешних процессов инкультурации детей

¨ Основные функции семьи:

- демографическая (репродуктивная или генератическая);

- первичная социализация и воспитание детей (при отсутствии семьи – синдром госпитализма);

- хозяйственно-экономическая или социально-бытовая (организация быта, хозяйственно-бытовая общность – виды хоз.деятельности, «домашние дела);

- первичного социально контроля и социально-психологической поддержки;

- духовно-нравственного общения;

- компенсаторная, психологическая (создание условий для полноценного развития человека);

- коммуникационная;

- гедоностическая (эмоциональная, сексуально-эротическая – гармония интимных отношений);

- рекреативная (досуговая)

¨ Крепость семьи определяется следующими факторами семейных связей:

- эмоциональная близость,

- физическая близость,

- совместное проживание (ведение хоз-ва и воспитание детей),

- юридическая фиксация брака,

- позиция ребенка в семье (см. таблицу № 2 стр. 58 - 59)

 

 

¨ Основные типы современной семьи (класс-ция Торохтия В.С.):

1. по кол-ву детей (бездетная (инфертильная – не менее 10 лет – 16% в России), мало- и много-детная (в разл. регионах – 3 – 4 ребенка);

2. по составу (полная, неполная, простая (нуклеарная), сложная, большая, материнская, осколочная, повторного брака, внебрачная (конкубинат);

3. по структуре – 1 брачная пара, с 1 родителем, с парой родителей, с двумя парами родителей и т.д.);

4. по структуре лидерства (эгалитарная – демографическая, традиционная – авторитарная (сотрудничество м.б.: паритетным, соревновательным, конкурентным, антагонистическим; и по стилю взаимоотношений – либеральная, демократическая, авторитарная);

5. по семейному быту, укладу (отдушина, детоцентрического типа, спортивная команда, дискуссионный клуб, семья комфорта, здорового порядка и т.д.);

6. по однородности социального состава (социальная, национальная принадлежность, уровень образования, профессиональная сфера и т.д. – социально гомогенная (однородная) или социального гетерогенная (разнородная);

7. по семейному стажу (молодожены, молодые, зрелые, пожилые и т.д.);

8. по качеству отношений и атмосфере в семье, по воспитательному потенциалу (благополучная, устойчивая, недостаточно слабая, нестабильная, дезорганизованная);

9. по географическим признакам (городская, сельская, отдаленная);

10. по типу потребительского поведения (физиологическая, интеллектуальная, промежуточная);

11. по особым условиям жизни (студенческая, дистантная, внебрачная,, беженцы, военные, эмигранты, верующие, опекуны, дети или родители-инвалиды и др.);

12. по социальной мобильности (реактивные, средней активности, активные);

13. по характеру проведения досуга (открытые или закрытые);

14. по степени кооперации совместной деятельности (традиционные, коллективные, индивидуальные);

15. по состоянию здоровья (здоровые, невротические, виктимогенные)

 

2 Дайте характеристику собственной семьи по соответствующим параметрам и оцените степень социальной напряженности в семье, возможность возникновения социальных конфликтов.

 

2. В качестве наиболее релевантностых проблем современной семьи выступают:

- наличие семей с ребенком – инвалидом (кондуктивная педагогика – профессор Пето из Венгрии – работа кондукторов, сопровождающих ребенка, решающие его проблемы),

- снижение социального статуса семьи (ежегодно снижается воспроизводство семей на 15 – 20%),

- увеличение количества разводов,

- сокращение продолжительности совместной жизни семьи (каждый 3 брак – развод в течение 5 лет),

- обнищание семей,

- эффект депопуляции (повышение смертности),

- наличие беженцев, переселенцев, вынужденных эмигрантов,

- повышение безработицы и снижение в 2 раза реальной зар. платы,

- социальное расслоение населения,

- недостаточная социальная защищенность семьи,

- политическая нестабильность,

- снижение уровня здоровья,

- жилищные проблемы,

- демографическая депрессия (до 30% в год),

- внутрисемейные отношения (жестокость – Россия 1 место по кол-ву абортов).

 

В последнее время наиболее распространенным становится тип семьи «по договору на время», когда брачный союз заключается с целью эмоциональной поддержки с правом расторжения.

 

Разрушение семьи ведет к разрушению государства. Российская ассоциация планирования семьи (РАПС) проводит через Думу Закон о праве граждан России на деторождение (финансирование абортов, стерилизацию, распространение контрацептивов), т.е. то, что ведет к уменьшению рождаемости, вводит уроки полового воспитания (программа «Планирование семьи») и др.

 

Пример – США 1970 – программа «сексуального образования» в учебных заведениях – за 5 лет число абортов среди несовершеннолетних выросло на 45%, а к 1990 увеличилось в 2 раза.

Отечественная статистика: программа «Планирование семьи» - 1994 – 22800 млн. руб., программа «Сироты России» – 415 млн. руб., 70 – 80% детей страдают неврозами, каждый 3 ребенок воспитывается в неполноценной семье, растет кол-во детей рожденных вне брака, 80 тыс. детей ежегодно рождаются с патологией, 2% имеют тяжелые физические заболевания, умственно неполноценны, инвалиды детства и т.д.

 

Попытки восстановить статус семьи – в разных странах:

Мексика – 40-е гг. – крестьянам было роздано 25 млн. акров земли для строительства коттеджей и создания ферм, что привело к экономической независимости молодежи, развитию ранних браков, стабилизации и укреплению семьи.

Китай – 90-е гг. политика о восстановлении ответственности семьи, повышение производительности с/х за счет семьи, укрепление семьи и ее функций и др.

США – начало ХХ века – Генри Форд вводил 2-ную оплату женатым рабочим, «семейная зар. плата» вводилась в Австралии, США, некоторых европейских странах.

 

3. Для решения выявленных проблем – работа социального педагога, психолога, социального работника.

¨ Основные функции, которые выполняет социальный педагог:

¨ Диагностическая – изучение особенностей семьи и степени влияния микросреды на ребенка (психическое развитие, «определение «проблемного поля», социального статуса, выявление референтных лиц и групп – родители, сверстники, неформальное общение),

¨ Прогностическая – моделирование воспитательной ситуации с учетом диагностики семьи,

¨ Организационно-коммуникационная – психолого-педагогическое просвещение родителей, организация плодотворного общения,

¨ Правозащитная – поддержка семьи в защите прав, свободы, социальных гарантий,

¨ Предупредительно - профилактическая - (социально-бытовая, социально-психологическая, информационно-организационная)

¨ Основные этапы работы:

1 этап – составление социального паспорта семьи (составление «паспорта клиента»)

2 этап - проектирование (планирование) социально-коррекционной работы

3 этап – организация реальной деятельности, ее анализ и подведение результатов

 

¨ Основные формы работы с семьей:

- учреждения социального обслуживания (выплата пособий)

- центры смешанного типа (комплекс социальных служб: соц. реабилитация, молодежи, временные приюты, медико-социальные центры, центры социальной защиты, центры психолого-педагогической помощи, семейные клубы, семейные лектории, туристические клубы, гостиницы и убежища).

4. Технологии работы с семьей:

Существуют различные концепции создания и поддержания семьи (терапии семьи):

Ø психодинамическая ориентация (Н. Аккерман, М. Бовен, М. Фрамо)

Ø коммуникативный подход (П. Джексон, В. Сатир),

Ø поведенческий (бихевиористский) – практическое, прямое воздействие, стимульно - реактивное научение, поведение человека – сумма действий (Р. Либерман, Р. Стюарт)

Ø структурный (С. Минухин)

Ø системный (И., Х. Голденберг) – фундаментальные понятия:

гомеостаз семьи, т.е. стремление поддерживать свое постоянство и равновесие, восстанавливать его в случае нарушения, что обеспечивает ее стабильность, предсказуемость, чувство безопасности,

подсистема семьи – 3 основных подсистемы: муж – жена, родитель – ребенок, ребенок – ребенок, которые существуют относительно самостоятельно и имеют открытые каналы коммуникации,

границы семьи – степень допустимой проницаемости и открытости подсистем – психологическая дистанция между членами семьи и степень их автономности,

Ø стадиальный (жизненный цикл) – изменения в структуре, составе и взаимоотношениях в семье (Р. Хилл)

Семья как социальный институт проходит в своем развитии ряд этапов (стадий):

Ø 1 – вступление в брак, первоначальное образование семьи,

Ø 2 – рождение 1-го ребенка, семья состоит из 2-х поколений,

Ø 3 – окончание деторождения, взрослые дети заводят семьи, вступление в социальные отношения с новыми родственниками, 3-х поколенная семья,

Ø 4 – «пустое гнездо», выделение из семьи последнего ребенка, период заботы о старшем поколении, увеличение количества стрессов в семье, ведущие функции передаются младшим,

Ø 5 – прекращение семьи, смерть одного из супругов.

Ø трансактный анализ (Э.Берн) – изучение взаимодействия между членами семьи, которое м.б. как стабилизирующим, так и разрушающим.

Ø позитивная терапия (потенциальный подход) (Н. Пезешкиан) – ориентация на позитивные факты и изменения в семье, диагностику возможностей и потребностей каждого члена семьи: «Познай самого себя», «Помоги себе сам»

 

А.С. Перуанский к книге «О сложностях простоты. О простоте сложности» выдвигает идею о том, что «социальная педагогика» должна стать нервной системой общества, направлять его усилия на исцеление социальных ран и быть инструментом их исцеления».

¨ Различаются по объекту соц. воздействия:

- ребенок в семье,

- взрослые члены,

- семья как коллектив

 

¨ 3 основные составляющих социально-педагогической помощи:

¨ образовательная

¨ психологическая

¨ посредническая

 

Социально-педагогическая помощь
Образовательная: - обучающая - воспитательная Психологическая: - поддержка - коррекция Посредническая: - организация - координация - информирование

 

¨ образовательная: помощь в обучении и воспитании– предотвращение семейных проблем

¨ психологическая: объяснение членам семьи их функций и задач, психологическая поддержка членов семьи в зависимости от их проблем в развитии и самореализации, коррекция стилей взаимодействия;

¨ посредническая: повышение педагогической культуры родителей.

 

В исследованиях Ю.Я. Левкова рассматривается необходимость «глобальной педагогизации социальных явлений, воспитательном мастерстве личности и управлении формированием личности».

¨ Работа социального педагога с семьей осложняется целым рядом трудностей:

- непонимание родителями функциональных обязанностей социального педагога,

- нежелание идти на контакт со специалистом,

- пьянство родителей,

- занятость бытовыми проблемами,

- отсутствие интереса к собственным детям,

- низкий культурный уровень,

- отсутствие специальной литературы по воспитанию,

- недостаток правовых знаний.

 

1 этап:

¨ диагностика или алгоритм изучения семьи (социальный паспорт семьи) – (см. стр. 60 – 67)

¨ взаимоотношения в семье: беседа, анкетирование – (см. стр. 68 – 70)

¨ составление паспорта клиента - (см. стр. 100 – 101) на основе заполнения карты наблюдения за ребенком и тестов определения социальной направленности и социально-педагогического типа личности

2 этап:

¨ выявление причинно-следственных связей и постановка общего диагноза проблем семейного воспитания

¨ проектирование коррекционной работы

3 этап:

¨ реализация программы проведения социально-педагогической коррекционной работы

¨ Составление социального паспорта семьи позволяет определить основные виды отношений родителей и их соотношение со стилем семейного воспитания. Каждый стиль отношений (попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий) имеет свою специфику отношения к ребенку и последовательно формирует определенный социально - педагогическийтип личности ребенка (конформный, доминирующий, сензитивный, инфантильный, тревожный, интровертивный)см. табл. 1.

 

¨ Одновременно происходит формирование определенных форм отношений самих детей к людям, деятельности, самому себе и своим возможностям, критике, коллективу, проявлению собственных волевых усилийсм. табл. 2.

В зависимости от особенностей воспитательного воздействия ведется соответствующая коррекция поведения ребенка и его взаимоотношений с родителями. При этом основное внимание следует уделить изменению позиции по отношению к ребенку с точки зрения изменения взглядов на ребенка и окружающий его микросоциум (отношение родителей к):

§ деятельности ребенка,

§ использованию методов поощрения и наказания,

§ к самому ребенку,

§ нравственным ценностям ребенка,

§ мыслительной деятельности ребенка.

 

¨ Дети конформного социально-педагогического типа:

¨ отношение к деятельности:

- систематический контроль за действиями ребенка, обращать внимание на появление денег и вещей, интерес к получению детьми денег для реализации их потребностей; не водить детей в социально-негативные компании, уделять внимание формированию потребностей ребенка; исключить спекулятивные способы вымогательства ласки и денег; проявлять искренний интерес к образу жизни ребенка; не проявлять недоверия и подозрительности по отношению к ребенку;

¨ отношение к использованию методов наказания и поощрения:

- отказ от ситуативных наказаний, ровные отношения с ребенком, отказ от одновременного использования методов поощрения и наказания (прилюдно и наедине с детьми), корректность в использовании различных методов (не преувеличивая или преуменьшая их);

¨ отношение к ребенку:

- не изменять отношения к детям в зависимости от их поступков;

- исключить все способы вымогательства со стороны ребенка;

- исключить уступки и формирование установки на ожидание выгоды;

¨ отношение к окружающим людям:

- отказаться от демонстрации двуличного поведения, обратить внимание на последовательность собственного поведения;

¨ отношение к формированию нравственных ценностей:

- исключить методы поощрения и запугивания, беседовать с детьми на основе оценки собственных поступков и действий;

¨ отношение к мыслительной деятельности:

- предоставить свободу выбора занятий, не обучать детей посредством подкупа учителей, увлекать собственным примером за счет выполнения совместной деятельности.

 

¨ Дети доминирующего социально-педагогического типа:

¨ отношение к деятельности:

- прекратить необоснованное восхваление ребенка и его поведения, анализировать возможности самореализации ребенком своих возможностей, адекватно анализировать неудачи, не зацикливаясь на них и не преувеличивая возможности детей;

¨ отношение к использованию методов наказания и поощрения:

- не ломать или переделывать характер ребенка, не запрещать проявлять свою исключительность (социальную и физическую активность и потенциал), направляя его на полезную деятельность, при сильном возбуждении игнорировать, не замечать его, но не наказывать (это ведет к психическим осложнениям)

¨ отношение к ребенку:

- отказаться от сотворения кумира, исключить состязательные формы деятельности, во время конфликта адекватно оценивать его поведение, не вступать в конфликт и не унижать ребенка (неврастенические реакции);

¨ отношение к окружающим людям:

- не преувеличивать способности детей, не демонстрировать их прилюдно;

¨ отношение к формированию нравственных ценностей:

- изменить позицию на формирование только внешних форм этикета, пресекать попытки нарушения нравственных норм;

¨ отношение к мыслительной деятельности:

- обучать ребенка только на основе его собственного желания и предпочтений,

- организовывать совместную (познавательную или игровую) деятельность, размышлять и анализировать все поступки окружающих, отвечая на многочисленные «почему», давать ребенку право не безнаказанную ошибку и осмысление собственного поведения.

 

¨ Дети сензитивного социально-педагогического типа:

¨ отношение к деятельности:

- относиться с вниманием и уважением к деятельности ребенка, подыгрывая ему и внося элементы реальности, не выводить резко детей из игры, усложнять игры интеллектуальными и подвижными, корректировать последовательность игр детей, не требовать моментального проявления знаний,

¨ отношение к использованию методов наказания и поощрения:

- осторожно и бережно относиться к детям, не использовать наказаний, превышающих степень проступка (энурез, нарушение сна, косоглазие и др.), защищать детей от несправедливых обвинений, принимая справедливое решение, предупреждать конфликты;

¨ отношение к ребенку:

- беречь детей от внутрисемейных конфликтов, развитие дружбы с родителями, их совместной деятельности, не скрывать достоинства ребенка, вселять уверенность в собственные силы и способности;

¨ отношение к окружающим людям:

- проверять всю информацию о поведении ребенка, формировать позитивный образец отношения к окружающим, не допускать общения с асоциальными элементами;

¨ отношение к формированию нравственных ценностей:

- обращать внимание на развитие совестливости и адекватность восприятия поведения окружающих и самого себя, учить сопротивляться насилию со стороны сверстников, учить мирному разрешению конфликтов;

¨ отношение к мыслительной деятельности:

- не торопить естественный ход интеллектуального развития ребенка, не увеличивать интеллектуальную нагрузку на детей, снижать уровень внешних чувственных впечатлений (реже – театр и ТВ, контролировать чтение ребенка (нервно-психологическое истощение), переключать на другие виды занятий.

 

¨ Дети инфантильного социально-педагогического типа:

¨ отношение к деятельности:

- на основании личного выбора ребенка проводить и организовывать совместную деятельность, выбирая для себя функцию ведомого, исключать предупредительный контроль, развивать самостоятельность и творчество, помощь должна носить пассивный характер, помогать только организационно, занимать детей дополнительно (кружки, секции художественного или технического профиля),

- четко следить за интересами и увлечениями детей;

¨ отношение к использованию методов наказания и поощрения:

- отказ от стимулирования к деятельности через поощрения, не переходить резко от стимулов и поощрения к физическим наказаниям, опасно применение запретов, игнорировать капризы детей;

¨ отношение к ребенку:

- снять гиперопеку, отказ от роли ведущего проявлять объективизм, не гасить стремление к самостоятельности, совместно обсуждать его поведение, развивая критическое мышление, создавать ситуации длительной физической или психической нагрузки;

¨ отношение к окружающим людям:

- преодолеть собственный страх перед общением, обращать внимание на подозрительность детей, не ограничивать круг общения детей, объективно оценивать поведение детей в кругу сверстников;

¨ отношение к формированию нравственных ценностей:

- не использовать методы поощрения формального соблюдения нравственных норм, оценивать поведение ребенка совместно с ним, обсуждать книги, фильмы, спектакли;

¨ отношение к мыслительной деятельности:

- развивать внимание, контролировать количество развлечений и шума, отвлекающего ребенка, более глубокая оценка интеллектуального проявления, интерес к интеллектуальной деятельности развивать через ручной труд, чтение, деятельность с конкретным результатом.

 

¨ Дети тревожного социально-педагогического типа:

¨ отношение к деятельности:

- регулировать режим дня, организация физической нагрузки, адекватные формы деятельности, не стимулировать детей методами скепсиса и критики, обеспечить в домашних условиях возможность заниматься различными видами деятельности;

- возможен перевод на индивидуальное обучение;

¨ отношение к использованию методов наказания и поощрения:

- снять все конфликты, отказ от командно-распорядительного тона, конкретизировать обязанности ребенка, занять позицию ожидания выполнения заданий, использовать методы помощи и совместного решения проблем,

- просить ребенка о выполнении действии, не провоцировать конфликты, отказ от наказаний,

¨ отношение к ребенку:

- меньше раздражаться, проявлять нежность и любовь, уважать личность, считаясь с его потребностями и уникальностью, честно объяснять свое отношение в определенных ситуациях,

¨ отношение к окружающим людям:

- не быть посредниками в общении детей, не подавать примеры конфликтного поведения в присутствии детей, не пугать детей и не манипулировать ими,

¨ отношение к формированию нравственных ценностей:

- снять отслеживающий контроль за ребенком, не наказывать, а обсуждать проступки детей, не быть педантами в соблюдении нравственных норм,

¨ отношение к мыслительной деятельности:

- не запрещать изучение ребенком окружающего мира, позволять сосредотачиваться на любимом деле, устраивать длительные переходы от различных видов деятельности, готовить к ним, не начинать раннее обучение из-за неустойчивости нервной системы.

 

¨ Дети интровертивного социально-педагогического типа:

¨ отношение к деятельности:

- давать только посильную работу, работать совместно, выбирать игры, требующие инициативности, творчества, расширения кругозора,

¨ отношение к использованию методов наказания и поощрения:

- поощрять стремление ребенка к общению, создавая соответствующие прецеденты и ситуации, усложняя систему поручений,

¨ отношение к ребенку:

- защищать ребенка от несправедливых нападок, учить ребенка любить себя на собственном примере, проявлять откровенно любовь к ребенку, быть ему другом,

¨ отношение к окружающим людям:

- не вести затворнический образ жизни, не думать о хлопотах, которые доставляются другим людям, поощрять знакомства, учить защищаться и отстаивать собственные позиции;

¨ отношение к формированию нравственных ценностей:

- учить отстаивать нравственные нормы в коллективе, учить других детей, не вызывать чувство стыда за поступки (страх и застенчивость)

¨ отношение к мыслительной деятельности:

- вовлекать в обсуждение деятельности, поощрять интересы ребенка, преодолеть необременительность себя для общества, создавать условия для общения и совместной работы с группами детей.

¨ Существует целый ряд игр для психолого-педагогической коррекции социально-педагогических типов личности

 

конформный доминирующий сензитивный инфантильный тревожный интровертивный
¨ презентация мира ¨ открытая кафедра ¨ защита проекта ¨ социодрама ¨ философский стол ¨ человек везде ¨ эстафета смысла слов ¨ день добрых сюрпризов ¨ сократовская беседа ¨ в чем соль? ¨ Разброс мнений ¨ Магазин одной покупки ¨ Корзина грецких орехов ¨ Этический тренинг ¨ Смешинка ¨ Волшебный стул ¨ Театр-экспромт ¨ По секрету всему свету ¨ Турнир ораторов ¨ Публичная лекция

 

 

2 примеры программ: «Детский сад», «Дошколенок», «Семья», «Vita», телефон доверия, оздоровительные площадки, подростковые клубы – центр «Доверие» г. Клин Московской области

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кислородные соединения элементов подгруппы селена | Источники семейного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.