КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ранжировать систему представленных факторов, обосновать их значимость
Особенности социально-педагогических технологий взаимодействия с семьей. Алгоритм социально-педагогической работы с родителями и детьми. Анализ современных проблем в семейном воспитании. Характеристика семьи как социального феномена.
Литература: 1. Алешина Е.Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1993 2. Бочарова В.Г., Дружинин В.В. и др. Воспитательная работа со школьниками по месту жительства: учебное пособие. –М., 1983 3. Консультирование детей в психолого-педагогическом центре //под ред. Л.С. Алексеевой. –М., 1998 4. Помощь родителям в воспитании детей. –М., 1992 5. Социальная защита семьи: современная система, проблемы, пути решения. В 2-х тт. – Ставрополь, 1997 6. Социальная работа с семьей: настольная книга специалиста. –М., 1996 7. Торохтий В.С. Методика оценки психического здоровья семьи. – М., 1996
1. - Семья – система социального формирования человека - основной институт социализации, т.к. его функция трансформация внутренних и внешних процессов инкультурации детей ¨ Основные функции семьи: - демографическая (репродуктивная или генератическая); - первичная социализация и воспитание детей (при отсутствии семьи – синдром госпитализма); - хозяйственно-экономическая или социально-бытовая (организация быта, хозяйственно-бытовая общность – виды хоз.деятельности, «домашние дела); - первичного социально контроля и социально-психологической поддержки; - духовно-нравственного общения; - компенсаторная, психологическая (создание условий для полноценного развития человека); - коммуникационная; - гедоностическая (эмоциональная, сексуально-эротическая – гармония интимных отношений); - рекреативная (досуговая) ¨ Крепость семьи определяется следующими факторами семейных связей: - эмоциональная близость, - физическая близость, - совместное проживание (ведение хоз-ва и воспитание детей), - юридическая фиксация брака, - позиция ребенка в семье (см. таблицу № 2 стр. 58 - 59)
¨ Основные типы современной семьи (класс-ция Торохтия В.С.): 1. по кол-ву детей (бездетная (инфертильная – не менее 10 лет – 16% в России), мало- и много-детная (в разл. регионах – 3 – 4 ребенка); 2. по составу (полная, неполная, простая (нуклеарная), сложная, большая, материнская, осколочная, повторного брака, внебрачная (конкубинат); 3. по структуре – 1 брачная пара, с 1 родителем, с парой родителей, с двумя парами родителей и т.д.); 4. по структуре лидерства (эгалитарная – демографическая, традиционная – авторитарная (сотрудничество м.б.: паритетным, соревновательным, конкурентным, антагонистическим; и по стилю взаимоотношений – либеральная, демократическая, авторитарная); 5. по семейному быту, укладу (отдушина, детоцентрического типа, спортивная команда, дискуссионный клуб, семья комфорта, здорового порядка и т.д.); 6. по однородности социального состава (социальная, национальная принадлежность, уровень образования, профессиональная сфера и т.д. – социально гомогенная (однородная) или социального гетерогенная (разнородная); 7. по семейному стажу (молодожены, молодые, зрелые, пожилые и т.д.); 8. по качеству отношений и атмосфере в семье, по воспитательному потенциалу (благополучная, устойчивая, недостаточно слабая, нестабильная, дезорганизованная); 9. по географическим признакам (городская, сельская, отдаленная); 10. по типу потребительского поведения (физиологическая, интеллектуальная, промежуточная); 11. по особым условиям жизни (студенческая, дистантная, внебрачная,, беженцы, военные, эмигранты, верующие, опекуны, дети или родители-инвалиды и др.); 12. по социальной мобильности (реактивные, средней активности, активные); 13. по характеру проведения досуга (открытые или закрытые); 14. по степени кооперации совместной деятельности (традиционные, коллективные, индивидуальные); 15. по состоянию здоровья (здоровые, невротические, виктимогенные)
2 Дайте характеристику собственной семьи по соответствующим параметрам и оцените степень социальной напряженности в семье, возможность возникновения социальных конфликтов.
2. В качестве наиболее релевантностых проблем современной семьи выступают: - наличие семей с ребенком – инвалидом (кондуктивная педагогика – профессор Пето из Венгрии – работа кондукторов, сопровождающих ребенка, решающие его проблемы), - снижение социального статуса семьи (ежегодно снижается воспроизводство семей на 15 – 20%), - увеличение количества разводов, - сокращение продолжительности совместной жизни семьи (каждый 3 брак – развод в течение 5 лет), - обнищание семей, - эффект депопуляции (повышение смертности), - наличие беженцев, переселенцев, вынужденных эмигрантов, - повышение безработицы и снижение в 2 раза реальной зар. платы, - социальное расслоение населения, - недостаточная социальная защищенность семьи, - политическая нестабильность, - снижение уровня здоровья, - жилищные проблемы, - демографическая депрессия (до 30% в год), - внутрисемейные отношения (жестокость – Россия 1 место по кол-ву абортов).
В последнее время наиболее распространенным становится тип семьи «по договору на время», когда брачный союз заключается с целью эмоциональной поддержки с правом расторжения.
Разрушение семьи ведет к разрушению государства. Российская ассоциация планирования семьи (РАПС) проводит через Думу Закон о праве граждан России на деторождение (финансирование абортов, стерилизацию, распространение контрацептивов), т.е. то, что ведет к уменьшению рождаемости, вводит уроки полового воспитания (программа «Планирование семьи») и др.
Пример – США 1970 – программа «сексуального образования» в учебных заведениях – за 5 лет число абортов среди несовершеннолетних выросло на 45%, а к 1990 увеличилось в 2 раза. Отечественная статистика: программа «Планирование семьи» - 1994 – 22800 млн. руб., программа «Сироты России» – 415 млн. руб., 70 – 80% детей страдают неврозами, каждый 3 ребенок воспитывается в неполноценной семье, растет кол-во детей рожденных вне брака, 80 тыс. детей ежегодно рождаются с патологией, 2% имеют тяжелые физические заболевания, умственно неполноценны, инвалиды детства и т.д.
Попытки восстановить статус семьи – в разных странах: Мексика – 40-е гг. – крестьянам было роздано 25 млн. акров земли для строительства коттеджей и создания ферм, что привело к экономической независимости молодежи, развитию ранних браков, стабилизации и укреплению семьи. Китай – 90-е гг. политика о восстановлении ответственности семьи, повышение производительности с/х за счет семьи, укрепление семьи и ее функций и др. США – начало ХХ века – Генри Форд вводил 2-ную оплату женатым рабочим, «семейная зар. плата» вводилась в Австралии, США, некоторых европейских странах.
3. Для решения выявленных проблем – работа социального педагога, психолога, социального работника. ¨ Основные функции, которые выполняет социальный педагог: ¨ Диагностическая – изучение особенностей семьи и степени влияния микросреды на ребенка (психическое развитие, «определение «проблемного поля», социального статуса, выявление референтных лиц и групп – родители, сверстники, неформальное общение), ¨ Прогностическая – моделирование воспитательной ситуации с учетом диагностики семьи, ¨ Организационно-коммуникационная – психолого-педагогическое просвещение родителей, организация плодотворного общения, ¨ Правозащитная – поддержка семьи в защите прав, свободы, социальных гарантий, ¨ Предупредительно - профилактическая - (социально-бытовая, социально-психологическая, информационно-организационная) ¨ Основные этапы работы: 1 этап – составление социального паспорта семьи (составление «паспорта клиента») 2 этап - проектирование (планирование) социально-коррекционной работы 3 этап – организация реальной деятельности, ее анализ и подведение результатов
¨ Основные формы работы с семьей: - учреждения социального обслуживания (выплата пособий) - центры смешанного типа (комплекс социальных служб: соц. реабилитация, молодежи, временные приюты, медико-социальные центры, центры социальной защиты, центры психолого-педагогической помощи, семейные клубы, семейные лектории, туристические клубы, гостиницы и убежища). 4. Технологии работы с семьей: Существуют различные концепции создания и поддержания семьи (терапии семьи): Ø психодинамическая ориентация (Н. Аккерман, М. Бовен, М. Фрамо) Ø коммуникативный подход (П. Джексон, В. Сатир), Ø поведенческий (бихевиористский) – практическое, прямое воздействие, стимульно - реактивное научение, поведение человека – сумма действий (Р. Либерман, Р. Стюарт) Ø структурный (С. Минухин) Ø системный (И., Х. Голденберг) – фундаментальные понятия: – гомеостаз семьи, т.е. стремление поддерживать свое постоянство и равновесие, восстанавливать его в случае нарушения, что обеспечивает ее стабильность, предсказуемость, чувство безопасности, – подсистема семьи – 3 основных подсистемы: муж – жена, родитель – ребенок, ребенок – ребенок, которые существуют относительно самостоятельно и имеют открытые каналы коммуникации, – границы семьи – степень допустимой проницаемости и открытости подсистем – психологическая дистанция между членами семьи и степень их автономности, Ø стадиальный (жизненный цикл) – изменения в структуре, составе и взаимоотношениях в семье (Р. Хилл) Семья как социальный институт проходит в своем развитии ряд этапов (стадий): Ø 1 – вступление в брак, первоначальное образование семьи, Ø 2 – рождение 1-го ребенка, семья состоит из 2-х поколений, Ø 3 – окончание деторождения, взрослые дети заводят семьи, вступление в социальные отношения с новыми родственниками, 3-х поколенная семья, Ø 4 – «пустое гнездо», выделение из семьи последнего ребенка, период заботы о старшем поколении, увеличение количества стрессов в семье, ведущие функции передаются младшим, Ø 5 – прекращение семьи, смерть одного из супругов. Ø трансактный анализ (Э.Берн) – изучение взаимодействия между членами семьи, которое м.б. как стабилизирующим, так и разрушающим. Ø позитивная терапия (потенциальный подход) (Н. Пезешкиан) – ориентация на позитивные факты и изменения в семье, диагностику возможностей и потребностей каждого члена семьи: «Познай самого себя», «Помоги себе сам»
А.С. Перуанский к книге «О сложностях простоты. О простоте сложности» выдвигает идею о том, что «социальная педагогика» должна стать нервной системой общества, направлять его усилия на исцеление социальных ран и быть инструментом их исцеления». ¨ Различаются по объекту соц. воздействия: - ребенок в семье, - взрослые члены, - семья как коллектив
¨ 3 основные составляющих социально-педагогической помощи: ¨ образовательная ¨ психологическая ¨ посредническая
¨ образовательная: помощь в обучении и воспитании– предотвращение семейных проблем ¨ психологическая: объяснение членам семьи их функций и задач, психологическая поддержка членов семьи в зависимости от их проблем в развитии и самореализации, коррекция стилей взаимодействия; ¨ посредническая: повышение педагогической культуры родителей.
В исследованиях Ю.Я. Левкова рассматривается необходимость «глобальной педагогизации социальных явлений, воспитательном мастерстве личности и управлении формированием личности». ¨ Работа социального педагога с семьей осложняется целым рядом трудностей: - непонимание родителями функциональных обязанностей социального педагога, - нежелание идти на контакт со специалистом, - пьянство родителей, - занятость бытовыми проблемами, - отсутствие интереса к собственным детям, - низкий культурный уровень, - отсутствие специальной литературы по воспитанию, - недостаток правовых знаний.
1 этап: ¨ диагностика или алгоритм изучения семьи (социальный паспорт семьи) – (см. стр. 60 – 67) ¨ взаимоотношения в семье: беседа, анкетирование – (см. стр. 68 – 70) ¨ составление паспорта клиента - (см. стр. 100 – 101) на основе заполнения карты наблюдения за ребенком и тестов определения социальной направленности и социально-педагогического типа личности 2 этап: ¨ выявление причинно-следственных связей и постановка общего диагноза проблем семейного воспитания ¨ проектирование коррекционной работы 3 этап: ¨ реализация программы проведения социально-педагогической коррекционной работы ¨ Составление социального паспорта семьи позволяет определить основные виды отношений родителей и их соотношение со стилем семейного воспитания. Каждый стиль отношений (попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий) имеет свою специфику отношения к ребенку и последовательно формирует определенный социально - педагогическийтип личности ребенка (конформный, доминирующий, сензитивный, инфантильный, тревожный, интровертивный) – см. табл. 1.
¨ Одновременно происходит формирование определенных форм отношений самих детей к людям, деятельности, самому себе и своим возможностям, критике, коллективу, проявлению собственных волевых усилий – см. табл. 2. В зависимости от особенностей воспитательного воздействия ведется соответствующая коррекция поведения ребенка и его взаимоотношений с родителями. При этом основное внимание следует уделить изменению позиции по отношению к ребенку с точки зрения изменения взглядов на ребенка и окружающий его микросоциум (отношение родителей к): § деятельности ребенка, § использованию методов поощрения и наказания, § к самому ребенку, § нравственным ценностям ребенка, § мыслительной деятельности ребенка.
¨ Дети конформного социально-педагогического типа: ¨ отношение к деятельности: - систематический контроль за действиями ребенка, обращать внимание на появление денег и вещей, интерес к получению детьми денег для реализации их потребностей; не водить детей в социально-негативные компании, уделять внимание формированию потребностей ребенка; исключить спекулятивные способы вымогательства ласки и денег; проявлять искренний интерес к образу жизни ребенка; не проявлять недоверия и подозрительности по отношению к ребенку; ¨ отношение к использованию методов наказания и поощрения: - отказ от ситуативных наказаний, ровные отношения с ребенком, отказ от одновременного использования методов поощрения и наказания (прилюдно и наедине с детьми), корректность в использовании различных методов (не преувеличивая или преуменьшая их); ¨ отношение к ребенку: - не изменять отношения к детям в зависимости от их поступков; - исключить все способы вымогательства со стороны ребенка; - исключить уступки и формирование установки на ожидание выгоды; ¨ отношение к окружающим людям: - отказаться от демонстрации двуличного поведения, обратить внимание на последовательность собственного поведения; ¨ отношение к формированию нравственных ценностей: - исключить методы поощрения и запугивания, беседовать с детьми на основе оценки собственных поступков и действий; ¨ отношение к мыслительной деятельности: - предоставить свободу выбора занятий, не обучать детей посредством подкупа учителей, увлекать собственным примером за счет выполнения совместной деятельности.
¨ Дети доминирующего социально-педагогического типа: ¨ отношение к деятельности: - прекратить необоснованное восхваление ребенка и его поведения, анализировать возможности самореализации ребенком своих возможностей, адекватно анализировать неудачи, не зацикливаясь на них и не преувеличивая возможности детей; ¨ отношение к использованию методов наказания и поощрения: - не ломать или переделывать характер ребенка, не запрещать проявлять свою исключительность (социальную и физическую активность и потенциал), направляя его на полезную деятельность, при сильном возбуждении игнорировать, не замечать его, но не наказывать (это ведет к психическим осложнениям) ¨ отношение к ребенку: - отказаться от сотворения кумира, исключить состязательные формы деятельности, во время конфликта адекватно оценивать его поведение, не вступать в конфликт и не унижать ребенка (неврастенические реакции); ¨ отношение к окружающим людям: - не преувеличивать способности детей, не демонстрировать их прилюдно; ¨ отношение к формированию нравственных ценностей: - изменить позицию на формирование только внешних форм этикета, пресекать попытки нарушения нравственных норм; ¨ отношение к мыслительной деятельности: - обучать ребенка только на основе его собственного желания и предпочтений, - организовывать совместную (познавательную или игровую) деятельность, размышлять и анализировать все поступки окружающих, отвечая на многочисленные «почему», давать ребенку право не безнаказанную ошибку и осмысление собственного поведения.
¨ Дети сензитивного социально-педагогического типа: ¨ отношение к деятельности: - относиться с вниманием и уважением к деятельности ребенка, подыгрывая ему и внося элементы реальности, не выводить резко детей из игры, усложнять игры интеллектуальными и подвижными, корректировать последовательность игр детей, не требовать моментального проявления знаний, ¨ отношение к использованию методов наказания и поощрения: - осторожно и бережно относиться к детям, не использовать наказаний, превышающих степень проступка (энурез, нарушение сна, косоглазие и др.), защищать детей от несправедливых обвинений, принимая справедливое решение, предупреждать конфликты; ¨ отношение к ребенку: - беречь детей от внутрисемейных конфликтов, развитие дружбы с родителями, их совместной деятельности, не скрывать достоинства ребенка, вселять уверенность в собственные силы и способности; ¨ отношение к окружающим людям: - проверять всю информацию о поведении ребенка, формировать позитивный образец отношения к окружающим, не допускать общения с асоциальными элементами; ¨ отношение к формированию нравственных ценностей: - обращать внимание на развитие совестливости и адекватность восприятия поведения окружающих и самого себя, учить сопротивляться насилию со стороны сверстников, учить мирному разрешению конфликтов; ¨ отношение к мыслительной деятельности: - не торопить естественный ход интеллектуального развития ребенка, не увеличивать интеллектуальную нагрузку на детей, снижать уровень внешних чувственных впечатлений (реже – театр и ТВ, контролировать чтение ребенка (нервно-психологическое истощение), переключать на другие виды занятий.
¨ Дети инфантильного социально-педагогического типа: ¨ отношение к деятельности: - на основании личного выбора ребенка проводить и организовывать совместную деятельность, выбирая для себя функцию ведомого, исключать предупредительный контроль, развивать самостоятельность и творчество, помощь должна носить пассивный характер, помогать только организационно, занимать детей дополнительно (кружки, секции художественного или технического профиля), - четко следить за интересами и увлечениями детей; ¨ отношение к использованию методов наказания и поощрения: - отказ от стимулирования к деятельности через поощрения, не переходить резко от стимулов и поощрения к физическим наказаниям, опасно применение запретов, игнорировать капризы детей; ¨ отношение к ребенку: - снять гиперопеку, отказ от роли ведущего проявлять объективизм, не гасить стремление к самостоятельности, совместно обсуждать его поведение, развивая критическое мышление, создавать ситуации длительной физической или психической нагрузки; ¨ отношение к окружающим людям: - преодолеть собственный страх перед общением, обращать внимание на подозрительность детей, не ограничивать круг общения детей, объективно оценивать поведение детей в кругу сверстников; ¨ отношение к формированию нравственных ценностей: - не использовать методы поощрения формального соблюдения нравственных норм, оценивать поведение ребенка совместно с ним, обсуждать книги, фильмы, спектакли; ¨ отношение к мыслительной деятельности: - развивать внимание, контролировать количество развлечений и шума, отвлекающего ребенка, более глубокая оценка интеллектуального проявления, интерес к интеллектуальной деятельности развивать через ручной труд, чтение, деятельность с конкретным результатом.
¨ Дети тревожного социально-педагогического типа: ¨ отношение к деятельности: - регулировать режим дня, организация физической нагрузки, адекватные формы деятельности, не стимулировать детей методами скепсиса и критики, обеспечить в домашних условиях возможность заниматься различными видами деятельности; - возможен перевод на индивидуальное обучение; ¨ отношение к использованию методов наказания и поощрения: - снять все конфликты, отказ от командно-распорядительного тона, конкретизировать обязанности ребенка, занять позицию ожидания выполнения заданий, использовать методы помощи и совместного решения проблем, - просить ребенка о выполнении действии, не провоцировать конфликты, отказ от наказаний, ¨ отношение к ребенку: - меньше раздражаться, проявлять нежность и любовь, уважать личность, считаясь с его потребностями и уникальностью, честно объяснять свое отношение в определенных ситуациях, ¨ отношение к окружающим людям: - не быть посредниками в общении детей, не подавать примеры конфликтного поведения в присутствии детей, не пугать детей и не манипулировать ими, ¨ отношение к формированию нравственных ценностей: - снять отслеживающий контроль за ребенком, не наказывать, а обсуждать проступки детей, не быть педантами в соблюдении нравственных норм, ¨ отношение к мыслительной деятельности: - не запрещать изучение ребенком окружающего мира, позволять сосредотачиваться на любимом деле, устраивать длительные переходы от различных видов деятельности, готовить к ним, не начинать раннее обучение из-за неустойчивости нервной системы.
¨ Дети интровертивного социально-педагогического типа: ¨ отношение к деятельности: - давать только посильную работу, работать совместно, выбирать игры, требующие инициативности, творчества, расширения кругозора, ¨ отношение к использованию методов наказания и поощрения: - поощрять стремление ребенка к общению, создавая соответствующие прецеденты и ситуации, усложняя систему поручений, ¨ отношение к ребенку: - защищать ребенка от несправедливых нападок, учить ребенка любить себя на собственном примере, проявлять откровенно любовь к ребенку, быть ему другом, ¨ отношение к окружающим людям: - не вести затворнический образ жизни, не думать о хлопотах, которые доставляются другим людям, поощрять знакомства, учить защищаться и отстаивать собственные позиции; ¨ отношение к формированию нравственных ценностей: - учить отстаивать нравственные нормы в коллективе, учить других детей, не вызывать чувство стыда за поступки (страх и застенчивость) ¨ отношение к мыслительной деятельности: - вовлекать в обсуждение деятельности, поощрять интересы ребенка, преодолеть необременительность себя для общества, создавать условия для общения и совместной работы с группами детей. ¨ Существует целый ряд игр для психолого-педагогической коррекции социально-педагогических типов личности
2 примеры программ: «Детский сад», «Дошколенок», «Семья», «Vita», телефон доверия, оздоровительные площадки, подростковые клубы – центр «Доверие» г. Клин Московской области
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |