Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория сравнительных преимуществ




Теория абсолютных преимуществ

Вопрос 8 9 10. Меркантилизм: основные постулаты, критика

Многовековая история международной торговли опирает­ся на вполне осязаемую выгоду, приносимую участвующим в ней странам. Представление о том, что лежит в основе этой выгоды, и чем определяются направления внешнеторговых потоков, нашло отражение в эволюции теории междуна­родной торговли.

Впервые попытка определить смысл внеш­ней торговли, сформулировать ее цели была сделана на стадии перехода феодализма к капитализму - XV-XVIII вв. - в экономическом учении меркантилистов.

Меркантилисты (Томас Мун, Чарльз Давенант, Жан Батист Кольбер, Уильям Петти) придерживались стати­ческого взгляда на мир, который, с их точки зрения, располагал лишь ограниченным количеством богатств. По­этому богатство одной страны могло увеличиться только за счет обнищания другой. Экономическая система, в соот­ветствии со взглядами меркантилистов, состояла из трех секторов: производство, сельское хозяйство и иностранные колонии.

Ассоциируя богатство страны с количеством золота и серебра, которыми она располагает, меркантилистская школа внешней торговли полагала, что для укрепления нацио­нальных позиций государство должно:

• поддерживать положительный платежный баланс — вы­возить товаров больше, чем ввозить, что позволяет уве­личить приток золота, производство и занятость;

• регулировать внешнюю торговлю для увеличения экс­порта и сокращения импорта с помощью тарифов, квот и других инструментов;

• запретить или строго ограничить вывоз сырья и разре­шить беспошлинный ввоз сырья, которое не добывается в стране, что позволит аккумулировать золото и держать низкими экспортные цены на готовую продукцию;

• запретить всякую торговлю колоний с другими страна­ми, кроме метрополии, а также производство готовых товаров. Таким образом, колонии превращались исклю­чительно в поставщиков сырья метрополиям.

Школа меркантилизма просуществовала в течение 150 лет и внесла свой вклад в теорию международной торговли:

а) впервые была подчеркнута значимость внешней торгов­ли для экономического роста стран;

б) впервые был описан платежный баланс;

в) дала толчок к развитию классической школы в миро­вой экономике.

В то же время взгляды меркантилистов имели ограни­ченный характер, заключавшийся в том, что обогащение одной нации они видели только за счет обнищания дру­гой, а достигали этого с помощью протекционистской по­литики.

Иного взгляда придерживались представители класси­ческой школы. Основой развития МРТ являются теории абсолютных преимуществ А. Смита и сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Так как международная торговля воз­никает на основе МРТ, то данные теории применимы и к ее обоснованию.

В соответствии с воззрениями А. Смита:

• правительствам следует не вмешиваться во внешнюю тор­говлю, поддерживать режим открытых рынков и свободы торговли;

• нации, так же, как и частные лица, должны специали­зироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, и торговать ими в обмен на товары, преимуществом в производстве кото­рых обладают другие нации;

• внешняя торговля стимулирует развитие производитель­ности труда путем расширения рынка за пределы нацио­нальных границ;

• экспорт является положительным фактором для эконо­мики страны, т. к. обеспечивает сбыт излишка продук­тов, которые не могут быть проданы на внутреннем рын­ке;

• субсидии на экспорт являются налогом с населения: они ведут к повышению внутренних цен и должны быть от­менены.

Содержание теории абсолютных преимуществ состоит в том, что страны экспортируют те товары, которые они производят с наименьшими издержками, и импортируют те товары, которые производятся с наименьшими издерж­ками другими странами.

Из теории А. Смита вытекало, что факторы производ­ства обладают абсолютной мобильностью внутри страны и перемещаются в те регионы, где они получают наиболь­шее абсолютное преимущество. Однако через некоторое вре­мя преимущество одних регионов перед другими может исчезнуть, следовательно, прекратится и торговля. Однако Д. Рикардо развил теорию абсолютных преимуществ и показал, что торговля выгодна каждой стране, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров.

Д. Рикардо сформулировал теорию сравнительных пре­имуществ, введя понятие альтернативной цены.

Альтернативная цена — это отношение рабочего време­ни, необходимого для производства единицы одного това­ра, к рабочему времени, необходимому для производства единицы другого товара.

Таким образом, необходимым условием существования международной торговли выступает производство в раз­личных странах одних и тех же товаров с различными из­держками. Каждой стране целесообразно, согласно взгля­дам Рикардо, специализироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала.

Теория сравнительных преимуществ разъясняет, что если страны специализируются на производстве тех товаров, ко­торые они могут производить с относительно более низки­ми издержками по сравнению с другими странами, то тор­говля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, является ли производство одной из них абсолютно более эффективным, чем другой.

Теория сравнительных преимуществ имела определен­ные недостатки, способствовавшие в дальнейшем ее отми­ранию. Среди них:

1) эта теория исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров;

2) подразумевает господство свободной торговли;

3) исходит из постоянных затрат производства;

4) предполагает отсутствие транспортных затрат;

5) не учитывает действие НТР, технических изменений;

6) исходит из наличия полной взаимозаменяемости ресур­сов при их альтернативном использовании.

Тем не менее, значение этой теории трудно переоце­нить: именно она впервые описала баланс совокупного спроса и предложения, доказала, что страна получает вы­игрыш от торговли, не нанося ущерб другим странам, а изыскивая возможности развития торговли внутри страны и отказавшись от введения торговых барьеров. Кроме того, именно теория сравнительных преимуществ подвела научную основу под развитие дальнейших теорий.

 

Вопрос 11 12. Теория соотношения факторов производства. Тестирование теории соотношения факторов производства

В 30-е годы XX в. шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Улин развили теорию Д. Рикардо, обосновав необходи­мость определять сравнительное преимущество, при внеш­ней торговле исходя из оценки факторов производства, их соотношений и взаимосвязи.

Согласно модели Хекшера — Улина:

1) торговля основана на сравнительных преимуществах стран;

2) причиной сравнительных преимуществ является раз­личие в наделенности стран факторами производства.

Разница в относительных ценах на товары в различных странах, а следовательно, и торговля между ними объяс­няются различной нацеленностью факторами производства.

Таким образом, теорию Хекшера — Улина можно сфор­мулировать следующим образом: каждая страна экспорти­рует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она ис­пытывает относительный недостаток факторов производ­ства.

Например, Япония существенно зависит от импорта «первичного сырья» (продукции сельского хозяйства, ры­боловства, лесной и добывающей промышленности), по­скольку не может сама производить их в количестве, дос­таточном для удовлетворения высокого спроса, соответ­ствующего уровню жизни в этой стране. Оплатить этот импорт Японии помогает особое преимущество в экспорте технически емкой продукции, производимой с использо­ванием избыточного в этой стране фактора — научного персонала.

Общей слабой стороной всех классических теорий явля­ется то, что для того, чтобы они подтверждались практи­кой, необходимо соблюдение многочисленных ограничений и допущений. Поэтому экономисты XX века осуществляют поиск новых теорий, объясняющих различные аспекты международной торговли, основываясь на классических, теориях, развивая или опровергая их.

На современном этапе нео­классическая школа сосуществует с неотехнологической, получившей развитие с середины XX века на основе НТР. Возникшие на основе НТР теории международной торговли полностью отверга­ли базовые понятия классических теорий и предлагали иные подходы к объяснению международной торговли.

Неотехнологическая школа связывает основные преиму­щества с монопольной позицией фирмы (и страны) - новатора. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может.

Изменилось и отношение к государству: экономисты неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехно­логичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших.

К неотехнологическим относятся, следующие теории:

1) теория технологического разрыва М. Познера (1961 г.);

2) теория эффекта масштаба Кэмпа (1964 г.) и несовер­шенной конкуренции П. Кругмана (1979 г.);

3) теория жизненного цикла товара Р. Вернона (1966 г.);

4) теория внутриотраслевой торговли Б. Балаши (1967 г.);

5) теория конкурентного преимущества нации М. Портера (1986 г.).

Наиболее значительными в 90-е годы были исследова­ния М. Портера, которому удалось в своей теории конкурент­ных преимуществ нации примирить взгляды классических и неоклассических экономистов со взглядами представителей неотехнологической школы. На основе изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, он выдви­нул концепцию «международной конкурентоспособности наций».

Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется взаимодействием и взаимосвязью четырех основных компонентов (детерминант конкурентного преимущества);

• факторные условия, т. е. те конкретные факторы произ­водства, которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли;

• условия спроса на товары и услуги, т. е. каков спрос на внутреннем рынке на продукцию и услуги, предлагае­мые отраслью;

• стратегия фирм данной страны, их структура и соперни­чество, т. е. каковы условия в стране, определяющие то, как создаются и управляются фирмы, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке;

• характер родственных и поддерживающих отраслей, име­ющихся в стране, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных или поддерживающих отраслей, конкурен­тоспособных на мировом рынке.

Перечисленные детерминанты образуют национальный «ромб», представляющий собой систему, компоненты ко­торой взаимно усиливают друг друга:

 

 

В эту систему также включаются случайные события и действия правительства, которые могут либо усиливать, либо ослаблять конкурентное преимущество страны.

На современном этапе, в связи с бурным развитием международной торговли услугами, существующие теории международной торговли адаптируют к торговле услугами. Кроме того, появляются новые теории, конкретно направ­ленные на объяснение выгод от участия стран в этом про­цессе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.