КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международная организация по миграции (MOM).
Международная организация труда (МОТ). Международное регулирование миграционных процессов. Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть двух- и многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Двусторонние соглашения принимают вид межправительственных или межведомственных договоров. В обоих случаях в качестве уполномоченных выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии — Министерство труда, а в Швейцарии — Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда. Подписанные соглашения реализуются следующим образом: запрос о кандидатах-мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, который изучает его соответствие условиям соглашения и переправляет его уполномоченному органу принимающей страны. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях проводятся переговоры о проведении единой иммиграционной политики, подобные проведенной в январе 1991 г. Венской конференции, где было принято совместное коммюнике с целью нейтрализации волны неконтролируемой эмиграции из стран бывшего СССР. Кроме того, на международном уровне созданы специальные организации, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции. 3. Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН 4. Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР,
Вопрос 34. Международный научно-технический обмен как современная форма движения капитала: Международный технологический обмен — это совокупность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно-технической деятельности, имеющих научную и практическую ценность. Обычно процесс международной передачи технологии включает в себя: а) отбор и приобретение технологии; б) адаптацию и освоение приобретенной технологии; в) развитие местных возможностей по совершенствованию технологии с учетом потребностей национальной экономики. Говоря о международном технологическом обмене, необходимо иметь четкое представление о том, что понимается под термином «технология». Международные документыООН трактуют понятие «технология» как: 1) набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг; 2) материализованную или овеществленную технологию, например, оборудование, машины и др. Существует много причин, обусловивших быстрое развитие международного обмена технологиями. Можно выделить два уровня предпосылок этого процесса: 1) на уровне страны - это неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что прежде всего связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в большинстве стран и с различием целей их применения. В промышленно развитых странах приобретение технологии способствует модернизации производственного аппарата в различных отраслях. Для развивающихся стран - это средство преодоления технологической отсталости и создания собственной промышленности, ориентированной на удовлетворение внутренних потребностей; 2) на уровне организаций (фирм) приобретение технологии способствует: • решению конкретных экономических и научно-технических проблем; • преодолению узости научно-технической базы отдельного предприятия, недостатка производственных мощностей и иных ресурсов; • получению новых стратегических возможностей в развитии. Таким образом, можно говорить о том, что от участия в МНТО страны получают определенные выгоды. Так, экономическая целесообразность экспорта технологий объясняется тем, что: 1) продажа технологий — это источник получения доходов; 2) передача технологий за рубеж — форма борьбы за товарный рынок; 3) это также способ обойти проблемы экспорта соответствующего продукта; 4) это способ установления контроля над зарубежной фирмой через такие условия лицензионного соглашения, как объем производства, участие в прибылях и т. п.; 5) предоставление технологии — способ обеспечения доступа к другому новшеству через «перекрестное лицензирование»; 6) это также возможность более эффективного совершенствования объекта лицензии с участием покупателя. Экономическая целесообразность импорта технологии объясняется тем, что: 1) импорт технологии — это доступ к новшествам высокого технического уровня; 2) это средство экономии затрат на НИОКР; 3) это средство уменьшения валютных расходов на товарный импорт и одновременно обеспечения использования национального капитала и рабочей силы; 4) импорт технологии — это условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям, причем, как показывает опыт, во многих странах доля изделий, выпускаемых по лицензии, в валютном экспорте превышает долю таких изделий в производстве; 5) импорт технологии — это гарантия освоения продукта или процесса при помощи продавца, что обеспечивает, как правило, техническую отработанность новшества.
Вопрос 35. Мировой рынок технологий: Экономическая целесообразность экспорта и импорта технологий определила возникновение и интенсивное развитие мирового рынка технологий. Его субъектами выступают: государства, фирмы, университеты, фонды и физические лица (ученые и специалисты). Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной собственности в овеществленной форме (различные агрегаты, оборудование, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществленной форме (различного рода техническая документация, знания, опыт и др.). Мировой рынок технологий неоднороден по своей структуре: здесь можно выделить 4 сегмента: 1. Рынок патентов и лицензий (суммарный объем 30 млрд. долл. в 1990 г.) 2. Рынок науко- и технологически емкой продукции. 3. Рынок высокотехнологичного капитала. 4. Рынок научно-технических специалистов. Наиболее весомую роль на всех сегментах мирового рынка технологий в последнее десятилетие играют США, Япония, Великобритания, Германия и Франция, на долю которых приходится более 60% международного технологического обмена. В целом на индустриальные страны приходится около 90% мирового рынка технологий, что соответствует и уровню расходов на данную сферу. На долю же развивающихся государств приходится всего около 10%. Что касается отраслевой структуры мирового рынка технологий, то большая часть мировой торговли лицензиями приходится на: электротехническую и электронную промышленность — 19%, общее машиностроение — 18%, химическую промышленность — 17,4%, транспортное машиностроение — 10,2% всего объема коммерческих операций. Влияние международного обмена технологиями на развитие обрабатывающей промышленности в 3 раза выше, чем на развитие экономики в целом. Сложившийся на сегодняшний день мировой рынок технологий имеет свои особенности. 1. Мировой рынок технологий способствует интеллектуализации мировой экономики в целом. 2. Главными субъектами выступают ТНК, в которых происходит совместное использование результатов НИОКР материнскими и дочерними компаниями, в результате чего мировой рынок технологий развит лучше национального. 3. Крупнейшие ТНК (например, «Кодак Истмен», «Боинг», «Форд Моторс» и др.) сосредотачивают исследования в своих руках, что способствует монополизации международного рынка технологий. 4. Стратегия поведения ТНК на мировом рынке технологий по отношению к независимым фирмам и странам определяется жизненным циклом технологии: 1 этап — предпочтение отдается продаже готовой продукции, в которой реализуются новые идеи, 2 этап — технологический обмен сопровождается или осуществляется в форме ПЗИ, 3 этап — чистое лицензирование, т. е. уступка прав собственности на технологию, ее использование. Таким образом, новейшие технологии в основном используются в стране базирования, а по мере их устаревания передаются в филиалы и далее продаются за рубеж в виде лицензий (это дает около 15% прибылей ТНК). 5. Начиная с 80-х годов, около 2/3 мирового технологического обмена приходится на внутрифирменный трансферт технологий ТНК. На долю внутрикорпорационных поступлений приходится свыше 60% лицензионных поступлений промышленно-развитых стран: причем в США — 80%, в Англии — 50%. 6. Технологический разрыв, существующий между различными группами стран, влечет за собой многоступенчатую структуру мирового рынка технологий: а) высокие технологии (уникальные и прогрессивные) обращаются между промышленно развитыми странами. б) низкие (морально устаревшие) и средние (традиционные) технологии промышленно развитых стран являются новыми для развивающихся и бывших социалистических стран. Технологии, создаваемые в развитых странах, — трудо- и ресурсоемкие, но капиталосберегающие; технологии развивающихся стран — трудосберегающие, но ресурсо- и капиталоемкие. 7. Мировой рынок технологий имеет специфическую нормативно-правовую базу своего функционирования — Международный кодекс поведения в области передачи технологий; а также такие международные органы регулирования, как Соглашение Всемирной торговой организации по аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), Комитет по передаче технологии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Координационный комитет по контролю за экспортом (КОКОМ), Совещание специалистов по безопасности и технологии (СТЕМ).
Вопрос 43. Типы интеграционных объединений
Типы интеграционных объединений. Одним из первых среди теоретиков экономической интеграции классификацию ее форм в 1962 г. предложил Б. Балаша, рассматривавший ее развитие по восходящей от простейших форм к более сложным: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, полная экономическая интеграция. «В зоне свободной торговли устранены тарифы между участвующими странами, но каждая страна сохраняет свои собственные тарифы в отношении стран - не членов. Учреждение таможенного союза помимо пресечения дискриминации в области движения товаров внутри союза включает уравнивание тарифов в торговле со странами – не членами. Более высокая форма экономической интеграции достигается в общем рынке, где устранены не только торговые ограничения, но и ограничения движения факторов». Состояние экономического союза, считает Б. Балаша, «достигается не только тогда, когда две или более страны допускают свободное движение факторов производства и товаров между ними, но также когда достигается некоторая степень гармонизации национальных экономических политик, включая устранение любой скрытой дискриминации, которая может существовать вследствие их специфики». Полная экономическая интеграция «предполагает унификацию денежной, финансовой, социальной и антициклической политики и требует учреждения наднациональной власти, решения которой обязательны для государств-членов». В современной трактовке эту форму можно назвать экономическим и валютным союзом с элементами политического союза. Методологическими погрешностями данного определения являются: обоснование необходимости гармонизации хозяйственной политики только на этапе экономического союза, хотя потребность в этом ощущается уже в ходе реализация задач создания общего рынка; неверное определение времени формирования наднациональных органов регулирования интеграции, потребность в которых ощущается гораздо ранее, чем на пятом, завершающем этапе; отождествление причин продвижения по интеграционному пути, смены ее форм с акциями скорее политико-правового характера, чем экономического; нечеткое определение содержания четвертого этапа (экономический союз) и его разграничения с третьим. Иного мнения относительно содержания и количества форм на пути к достижению полной интеграции, в отличие от Б. Балаши, придерживался М. Алле. В 1972 г. он утверждал, что интеграционный процесс начинается не с зоны свободной торговли, а с введения преференциальных тарифов и, соответственно, различал шесть форм региональной интеграции: систему взаимных преференциальных тарифов, зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и полную интеграцию национальных рынков. Целью экономической интеграции, по мнению М. Алле, является согласование взаимных интересов стран путем поэтапного снятия ограничений в торговле и максимального восстановления механизма рыночного регулирования как фактора прогресса цивилизации. Такая трактовка содержания интеграции и форм ее развития искажала понимание масштабов и содержания интеграционного процесса. Получалось, что в интеграционные отношения, согласно такой теории, вовлекались все страны, предоставлявшие друг другу торговые преференции; цель интеграции сводилась лишь к согласованию интересов участвующих стран, а все потенциальное многообразие методов реализация этой цели сводилось преимущественно к административным и бюджетно-налоговым. При всех имеющихся различиях оба рассмотренных подхода страдают общим серьезным методологическим недостатком в определении содержания экономической интеграции: объектом анализа является сфера обращения, а не сфера производства, в которой происходит объективное развитие взаимосвязей и разделение труда, ставшие материальной основой интеграции. Именно эта ошибка и обусловила уязвимость полученных исследователями выводов о дифференцированных ими формах интеграции. Опираясь на позитивные аспекты рассмотренных научных подходов и философское толкование содержания категории «этап » как «… звена в последовательном ряду качественных изменений, которое характеризуется относительной самостоятельностью, специфическими закономерностями», целесообразно говорить о следующих этапах интеграционного процесса: - подготовительный этап (образование таможенного союза; необходимый, но не достаточный); - этап генезиса интеграции (формирование общего рынка); - этап нарастания степени зрелости экономической интеграции (создание и функционирование экономического союза; усиление координации в валютно-финансовой сфере); - этап полной экономической интеграции (завершающийся созданием экономического и валютного союза, переходом на единую валюту). Однако, анализируя процесс развития интеграции, необходимо понимать, что вряд ли можно с хронологической точностью отделить один этап от другого, обозначить их совершенно бесспорные границы. История западноевропейской интеграции показывает, что этот процесс не всегда и не везде идет по восходящей линии, может затрагивать одни области общественной жизни и совершенно не затрагивать другие, развиваться параллельно сразу в нескольких сферах, но разными темпами и с неодинаковыми результатами. Поэтому и границы между различными этапами достаточно условны, и выделять в западноевропейском интеграционном процессе определенные ступени можно лишь с целым рядом оговорок.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |