Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика международной торговли

 

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля.
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли.

Под термином " внешняя торговля " понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.
Международная (внешняя) торговля - древняя и традиционная форма международных экономических отношении. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора времени, различия традиций, национальных денег и т.д.

Роль внешней торговли в международных экономических отношениях постоянно возрастала. Рост внешней торговли не был равномерным, но это не меняло общей тенденции ее развития. В целом за период с конца XIX до начала XX в. мировая торговля развивалась довольно быстрыми темпами - в среднем 3,5% в год.

Развитие внешней торговли было приостановлено первой мировой войной. После войны рост возобновился, но затем был прерван «Великой депрессией» и второй мировой войной.

После второй мировой воины внешняя торговля возобновилась и стала расширяться исключительно быстро. С 1947 по 1973 г.г. объем мирового экспорта ежегодно возрастал на 6%. В начале 80-х годов был некоторый застой в развитии внешней торговли, вызванный «нефтяным шоком». С 1984 г. подъем внешней торговли возобновился и к 1990 г. темпы прироста мирового экспорта достигли 7% в год.

Если сопоставить среднегодовые темпы роста мирового производства и мирового экспорта товаров за последние 50 лет, то темпы роста экспорта в 1,5 раза превысили темпы роста производства. Таким образом, внешнеторговая ориентация мировой экономики существенно возросла.

Внешняя торговля оценивается с помощью базовых понятии экспорта, импорта и внешнеторгового оборота. Экспорт - это количество товаров (в натуральном или стоимостном измерении), вывезенных из страны. Импорт - это количество товаров (в натуральном или стоимостном измерении), ввезенных в страну из-за границы. Вся сумма экспорта и импорта страны представляет ее внешнеторговый оборот.

 

 

№19 Внешнеторговая политика государства. Свободная торговля и протекционизм.

Внешнеэкономическая деятельность государства проявляется в её внешнеторговой политике.

Внешнеторговая политика – это регулирование государством экспортных и импортных операций.

Регулирование внешнеэкономической деятельности базируется на внешнеторговом регулировании и торговой политике государств. Современная торговая политика государств отличается противоборством двух тенденций: протекционизма и либерализма. Каждое из этих направлений преобладает в тот или иной период развития региональной и мировой торговли. В настоящее время господствует тенденция к либерализации мировой торговли, т.е. ослабление или полное устранение препятствий на пути международных товаропотоков, с одной стороны, и использование новых технологий скрытого протекционизма, таких как «добровольные» количественные ограничения экспорта, - с другой.

Сочетание свободной торговли и протекционизма – неотъемлемая черта внешнеэкономической политики современного государства. Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения импорта в интересах отечественного товаропроизводителя. Политика свободной торговли направлена на поощрение экспортно-импортных операций путём снижения таможенных пошлин или их отмены. Таможенная политика отражает способность государства найти оптимальный вариант между протекционизмом и свободной торговлей для данной страны в данное время.

Таможенная политика осуществляется через специальное ведомство, основой которого является таможня – государственное учреждение, контролирующее ввоз и вывоз товаров через границу. Контроль внешнеэкономической деятельности ведётся на основе таможенной декларации – документа, содержащего сведения о перемещении груза через границу, включая экспортируемые и импортируемые товары.

Таможенная стоимость определяется на основе стоимости товара на момент пересечения через таможенную границу.

Таможенные тарифы являются классическим методом регулирования ВЭД и внешней торговли. Таможенный тариф включа6ет перечень таможенных пошлин, которыми товары облагаются при импорте, а в отдельных случаях - при экспорте из данной страны.

Таможенные пошлины – государственные денежные сборы (налоги), взимаемые с товаров, провозимых через таможенную границу страны. Размер таможенной пошлины определяется таможенными тарифами, содержащими списки товаров, облагаемых пошлиной. Таможенные импортные пошлины – устанавливаются для роста цен на иностранные товары и снижение их конкурентоспособности. Таможенные экспортные пошлины – сдерживают вывоз из страны товаров, на которые не удовлетворён внутренний спрос либо ввоз которых нежелателен.

По способу взимания различают адвалорные, специфические, комбинированные и сезонные таможенные пошлины. Адвалорные - определяются в процентах от стоимости товара. Специфические – исчисляются с объема, веса, количества. Комбинированные – включают оба предыдущих способа. Сезонные взимаются в определённое время года.

Таможенные пошлины делятся на фискальные, протекционистские, преференциальные, компенсационные и антидемпинговые. Фискальные – призваны увеличивать доходы госбюджета. Протекционистские – используются в целях защиты отечественных товаропроизводителей от импорта зарубежных стран. Преференциальные ввозные пошлины – вводятся для некоторых зарубежных стран или отдельных стран с целью поощрения импорта. Торговые преференции – льготы предоставляемые одним государством другому на взаимной основе или в одностороннем порядке.

Наряду с национальными тарифами действуют таможенные союзы – соглашения стран-участниц о введении во внутрирегиональной торговле единых таможенных правил и тарифов для торговли с третьими государствами. Примером такого объединения является ЕС, создавший на одном из этапов интеграции единые таможенный тариф.

Наряду с тарифными методами, применяемыми во внешней торговле используют нетарифные методы. Нетарифные меры многообразны, причём их роль по мере снижения таможенных тарифов возрастает. Наиболее распространённые те, которые направлены на прямое ограничение импорта: квотирование, лицензирование, добровольное ограничение экспорта, технические ограничения, антидемпинговое законодательство. Особое значение имеют квотирование и лицензирование импорта и экспорта.

Квотирование – лимитирование размера импорта с помощью глобальных, индивидуальных, сезонных и др. видов процентных ограничений. Глобальная квота – ограничение объёма импорта в стоимостных или натуральных показателях на определённый период. Индивидуальная – предусматривает размер импорта в отношении конкретных стран или конкретного товара. Сезонные квоты – устанавливают ограничение размеров импорта сельхозтоваров на определённое время года.

Лицензирование – ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных органов на ввоз определённого объёма товара. Генеральная лицензия – постоянно действующее разрешение фирме на право импорта определённых товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объёма и стоимости. Генеральные лицензии со списками товаров регулярно публикуются в официальных изданиях. Индивидуальная лицензия – разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара (иногда 2-3-мя видами, но одной и той же товарной группы). В ней указываются также сведения о её получателе, количестве, стоимости и стране происхождения. Составным элементом лицензирования является контингентирование, т.е. установление государством контроля над вывозом и ввозом посредством ограничения номенклатуры товаров в определённых установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени. В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить количественные ограничения импорта в случае резкого неравновесия торгового баланса.

 

№17 Международная торговля услугами.

Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультационных услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др.
В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, образование, здравоохранение, организацию маркетинговой деятельности и др.
Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консультационных услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.
Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслима без транспортных, банковских, информационных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.

Международный туризм вносит сейчас, пожалуй, наибольший вклад в международную торговлю услугами (около 1/3 мирового экспорта). По размерам доходов туризм уступает ныне только торговле нефтью и нефтепродуктами – мировому „товару № 1“. Туристический спрос способствовал формированию индустрии туризма, в которой в мире занято примерно 100 млн. человек.
Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, связанными прежде всего с обменом научно-техническими знаниями и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами). Главная форма международного обмена научно-техническими достижениями — лицензионная торговля, предметом которой являются патентные и беспатентные (ноу-хау) лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков и т.д. Лицензия — это разрешение на использование другим лицом или организацией изобретения, технологии, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, торговой марки, необходимых для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение. Мировая торговля лицензиями как самостоятельный сектор мирового рынка основана на существовании патентной системы, предоставляющей собственнику патента исключительное право на использование принадлежащих ему новых технических решений, изобретений и товаров. Это и есть ноу-хау. «Секретами производства», охватываемыми понятием ноу-хау, могут быть технологические режимы, способы, методы и опыт изготовления продукции. Один из главных признаков ноу-хау — конфиденциальность, секретность этого вида информации. Мировым лидером в экспорте лицензий являются США. В международной лицензионной торговле важную роль играет внутрифирменный обмен технологиями в рамках ТНК. Ведущие отрасли лицензионной торговли – электротехника и электроника, общее машиностроение, химия и нефтехимия, транспортное машиностроение, текстильная и пищевая промышленность.

Самостоятельные позиции в международной торговле услугами занимает торговля инженерно-консультационными услугами (инжиниринг), отделившаяся от НИОКР под воздействием НТР и концентрации капитала в области инженерной деятельности. Инжиниринг — это инженерно-консультационные услуги, обособленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов. Доминирующее положение на международном инжиниринговом рынке занимают компании США..
Говоря о географии мирового экспорта услуг в целом, отметим, что главными мировыми экспортерами и импортерами услуг являются развитые капиталистические страны. Для многих компаний развитых капиталистических стран все большее значение приобретает производство услуг в своих зарубежных филиалах.
Постепенно возрастает роль в международной торговле некоторыми видами услуг и ряда развивающихся стран, хотя в целом их позиции остаются слабыми из-за недостаточного развития сферы услуг в большинстве из них, низкой концентрации капитала. Крупными экспортерами услуг в этой группе государств являются: Республика Корея — в области инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика — туристических, Сингапур — финансовых и др. Доля стран с переходной экономикой в мировом вывозе услуг невелика. В настоящее время они выступают на мировом рынке главным образом как импортеры услуг. В ближайшее время вряд ли следует ожидать значительного роста экспорта услуг из стран с переходной экономикой, поскольку в них слабо развиты очень многие отрасли этой сферы. Когда же они со временем получат развитие, то будут, по-видимому, нацелены прежде всего на покрытие внутреннего неудовлетворенного спроса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория соотношения факторов производства | Субъективные причины мегарегиональной интеграции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.