Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие теоретической мысли в арх. и дизайне в первой половине 20 века




Лекция №5

МСИ

Кафедра Дизайна

  1. Функционализм и творческие концепции БАУХАУса.

Влияние социальных революций, Гропиус-Майер (сициально-общественная направленность, научно-техническое обеспечение проектирование, системный анализ)- Людвиг Мис-ван дер Роэ – профессионально, художественное развитие нового языка.

Группа СТИЛЬ – принцип трансформируемости, Ритфельд, социальный принцип поселки для рабочих.

Время бурных споров и дебатов, время формирования нового направления –функционализма. Был сформулирован главный принцип функционализма: степень красоты определяется степенью соответствия его формы его функции.

 

Зимпер- Луис Саливен –БУАХАУС- социальная ориентация (функция).

Под лозунгом «соответствия назначению» проходила деятельность английской Ассоциации дизайна и индустрии, организованной в 1915 году. Студентов БАУХАУСА учили придавать Функциональной форме эстетическую значимость.

 

  1. Революции, соц. материалистическая идеология и формирование новой арх. и дизайна в России.

Искусство, арх. восприняли революционные катаклизмы (революция 1917 го, переворот) в русле революционного романтизма как «разрушение строго мира до основания …и «создание нового мира. И авангардные маргинальные течение стали восприниматься как выразителями нового мира.

Диалектический материализм (Маркс, Энгельс)- теория пролетарской революции (Ленин) – Марксистко- Ленинская эстетика - Луначарский -

- Идеологическая концепция ПРОЛЕТКУЛЬТА (Арватов,Брик)- «Производственное искусство» - Конструктивизм.

 

Развитие вне политических теорий развития искусства и архитектуры Супрематизм - КОНСТРУКТИВИЗМ –

В личностном плане

Луначарский- Арватов,- Малевич- Татлин-Родченко – практика конструктивизма

Развитие организаций

ИНХУК –ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН – МАО- АСНОВА- ОСА-ВОПРА

В практике

Монументальная пропаганда – оформление демонстраций- театр- реклама («Негде кроме как в Моссельпроме»)-здания сооружения, рабочие клубы –дома коммуны- концепция соцгорода.

 

Искусство формирует социальный заказ, эстетический идеал, педагогическую концепцию, организационную структуру.

 

При капитализме – художник лишь выполняет заказ частного лица капиталиста

При социализма – воплощает общественный заказ, формирует новое искусство и предметно-пространственную среду

 

Пролеткульт – идеи нового быта – дома коммуны – концепция социалистического города

Обобществление быта и семьи – коллективные формы жизни («Собачье сердце»)- город при производстве состоящий из домов коммун.

 

  1. Супрематизм Каземира Малевича неоимпрессионизм - кубофотуризм-фовизм- супрематизм- 1915 год выставка «0,10» трансидентная форма (архитектон, цвет в «белой бездне) Черный квадрат как слияние всего прошлого искусства и как основа для развертывания нового искусства 0 развития Формы, 0 пространства – черный космос как безграничное бытие мира. Имел два стадии – плоскостную и объемную архитектоны, влияние на дизайн и архитектуру именно через архитектоны.

В своем творчестве нашел те предельно простые составляющие на основе которых формировалось все новое искусство 20 века – конструктивизм - модернизм-суперграфика-абстрактный орнамент – современное движение (модернизм) –неосупрематизм.

Супрематизм – теоретико-концептуальное течение – оказавшее огромное влияние на развитие мировоззрение и методологию архитектуры и дизайна.

 

  1. Конструктивизм.

Родоначальник Конструктивизма считается Владимир Евграфович Татлин (1885-1953)- сумевший в яркой архитектурно-дизайнерской –скульптурно-художественной формы выразить идеи нового мира.- Башня 3 интернационала.

Это и манифест, и сооружение, и воплощение идеологии (спираль развития) – и функции организации и управления- это и конструкции развивавшиеся в 19 века. Внутри спиралевидной конструкции –(развитие общества по спирали)- шар куб и треугольник (как основа всей человеческой геометрии) в них библиотека 3 интернационала зал заседаний и управление мировой революцией. Проект-манифест оказал огромное влияние на умы тех лет. Главная метафора может быть новые формы органично сливающиеся с новым мировоззрением и новой организацией жизни.

 

Сам термин как творческое направление и как концепция был сформулирован в 1921 году группой художников Института художественной Культуры ИНХУК. Коммунистами создавались специальные научные учреждения для разработки новой культуры и искусства.

В группу входили Александ Родченко, Степанова, Ганн, братья Стенберги- Брик и Арватов.

Начав с беспредметной живописи и графических композиций из геометрических форм фактуры и цвета перешли к объемно-пространственным композициям из дерева, металла, стекла, проволоки а затем к проектированию вещей, плакатов, театральных декораций и т.д.

 

 

  1. ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН (1920-1930)как педагогическая система созданная на основе концепции Супрематизма и Конструктивизма.

8 факультетов арх. деревообработки, полиграфии, металлообработки, текстиль, керамику, живопись и скульптура.

Первые годы все студенты проходили курс ГРАФИКА-ЦВЕТ-ОБЪЕМ-ПРОСТРАНСТВО – закладывался единый фундамент художественных средств формообразования для всех специальностей.

МЕТОДОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО ПРОСТРАНСТВЕННОГОГ МЫШЛЕНИЯ и Творчества.

Как профессиональный метод такого мышления был разработан макетный метод проектирования его автор Николай Ладовский. Они считал, что художники и архитекторы будущего должны мыслить объемно-пространственными композициями, эскизировать не на бумаге а в объеме, а лишь затем переносить композиции на бумагу и чертежи. Такой метод позволяет расковать фантазию на этапе воплощения образа замысла в идеи и концепции.

 

Преподавали Родченко, Эл. Лисицкий, Татлин ведущим принципом было экономичность материалов и конструкций (экономический принцип), рациональность использования пространства (функционализм -социальный принцип) многофункциональность и мобильность как профессиональное средство экономии пространства и новой организации функции.

Категорически отрицался декор, и украшательство, а исторические стили воспринимались как выражение буржуазного строя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.