Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы жизни и смерти в индийской философии




В первую очередь в Упанишадах речь идет о проблеме жизни и смерти, о ми­роздании и космогонии, о тесных взаимосвязях человека и космоса, людей и богов.

Л.С.Васильев полагает, что идея вечного круговорота жизни, будь то тепло, свет и огонь, либо вода, либо дыхание-прана, покидающее мертвеца и вселяющееся в новорожденного,— подтолкнула, видимо, древнеиндийских философов к мысли о закономерном круговороте жизни и смерти вообще и человека в частности. Идея о разделении духовного и телесного начал человека придала этому закономерному круговороту форму пере­селения душ. Так было положено начало характерной для всей религиозно-культурной традиции Индии кон­цепции бесконечной цепи перерождений. Суть этой концепции в том, что смерть — это не ко­нец и тем более не достижение блаженства или успокоения. Это просто некий разрыв непрерывности, элемент бесконечного круговорота, за которым рано или поздно следует новая жизнь, точнее — новая форма, которую обретет некогда покинувшая тело душа или хотя бы часть ее (Л.С.Васильев, с. 184).

При этом философия Упанишад ответила и на вопрос, какую конкретную форму обретет эта душа и от чего это зависит, разработав концепцию кармы.

Карма — одно из кардинальных положений индий­ской философской мысли. Суть его в том, что сумма злых и добрых дел каждого человека (его карма) определяет форму последующе­го перерождения. Хорошая карма гарантирует удачное перерождение (ты возродишься в новой жизни брахманом или князем, все тебя будут заслуженно уважать и почитать); средняя карма даст возможность возро­диться примерно в том же качестве, какое было ранее; скверная карма ведет к тому, что ты в новой жизни возродишься изгоем, рабом или неприкасаемым, а то и вовсе животным. Идея кармы удовлетворительно объясняла и решала проблему добра и зла — все зависело только от самого человека (Л.С.Васильев, с. 184-186).

Идея кармы имела огромное психологическое значение, став регулятором индивиду­ального и социального поведения индийцев.

При этом, как пишет Б.Л.Смирнов, поступки людей и животных можно распределить по трем категориям: творимая карма, зреющая и зрелая.

Зрелой кармой называется процесс, ставший необратимым, например, карма обусловливающая рождение в той или иной среде, в то или иное время. Зреющая карма не столь инертна: в ее условиях человеку оставляется возможность выбора, а выбор, который делает человек, есть творимая карма (Б.Л.Смирнов, с. 293).

С учением о карме тесно связано представление о сансаре (самсаре) и об освобождении (мокше).

Сансара – это странствование из жизни в жизнь; мир конечного, превратного, невечного, все мирское. Сансара понимается как мир перевоплощений индивидуального Атмана в разных телах и разных сферах бытия, от мучительных адов до высших областей преходящего рая.

Из учения о сансаре логически вытекает учение об освобождении (мокша). Все индийские философские системы, признанные ортодоксальными, ставили освобождение своей конечной целью, своим идеалом. При этом «освобождение» от сансары, иными словами понимается как переход от круговорота рождений-смертей к Абсолюту, или существованию вне жизни. Во многих индуистских школах переход к Абсолюту определяется как состояние нирваны.

Таким образом, согласно философии Упанишад закону кармы подвержены все, за исключением тех немногих, кто избирал путь освобождения (мокши), т.е. отрекался от мирской жизни, становился на путь аскета-отшельника, т.е. на путь богов. Эти последние, приобретая с годами все большую божественную силу, в конечном счете, достигали миров Брахмана и растворялись там, не возвращаясь более к жизни, вы­падая из цепи перерождений, оказываясь тем самым независимыми от закона кармы.

Таким образом, согласно представлениям Упанишад практически малодостижимым идеалом человека становилось познание Брахмана, слияние с ним, достижение с ним единст­ва.

Брахман ( или Брахмо) — это высшая абсолютная реаль­ность. Это не бог-творец. Это абстрактная высшая сила, которая временами воплощает часть своих реалий в виде явлений феноменального мира, т. е. что-то созда­ет. Брахман — тот, кто владеет душами, высшее духов­ное единство. Каждая индивидуальная душа, называемая Атманом, является частью Брахмана.

Атман — это «Я», но не просто ду­ховная субстанция индивида. Скорей это «Я» с большой буквы, проявление Брахмана, его отдифференцирован­ная эманация. Атман — это тот же Брахман, такой же великий и непостижимый (Л.С.Васильев, с. 186).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.