Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозные чувства в христианстве




Идея спасения в христианстве

Тот, кто указывает путь, и сам путь отождествляются в христианстве с личностью Иисуса Христа. Вестник в Новом Завете в то же время и есть сама весть. Он — Сын Божий и человеческий, теснее связывающий людей с Богом, явившийся на землю Иудеи ради спасения людей. Он близок своим приверженцам, они находят в нем утешение и успокоение. Упразднение страданий верующего свершается в полном предании себя тому, кто, будучи послан от Бога, сам претерпел всю полноту мук. Христианин участвует в преодолении своих бед Сыном Божьим и благодаря этому обретает причастность к новой жизни, а его собственные страдания преображаются в радость от причастности к победе над всеми страданиями. Представший в облике богочеловека Спаситель сделал принцип творения человечески более понятным, и многие метафизические вопросы перевел с Бога-Духа на Бога-Сына, т. е. из области, не представимой абстракции, в область знакомой земной жизни.

Как уже указывалось выше, важнейшим религиозным чувством в христианстве является любовь.

Апостол Павел так говорил о любви:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая

или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны,

и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею,

нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13,1—3).

«Любовь долготерпит, милосердствует,

любовь не завидует,

любовь не превозносится,

не гордится, не бесчинствует,

не ищет своего, не раздражается,

не мыслит зла, не радуется неправде,

а сорадуется истине;

все покрывает, всему верит,

всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает,

хотя и пророчества прекратятся,

и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 4—8).

Ю.М.Зенько выделяет и ряд других значимых чувств, которые являются частью религиозных переживаний христианина. Самым важным он называет «бла­гоговение к Богу» Из этого чувства, как он полагает проистекают все прочие религиозные чувства. При этом чувство благоговения состоит из глубокого умиления и полной преданности Богу. Оно есть признание непосредственного присутствия в нашем духе Бесконечного. В благоговении соединяются: возвышение духа, смирение, упование и самоотвержение.

Среди других Ю.М.Зенько называет:

чувство почитания (почитание Богородицы, ангелов и святых мужей, приближающихся к Богу по своим нравственным совершенствам);

религиозная радость (состояние довольства, спокойствия и душевной тишины, которое рождается в ней или вследствие общего настроения всей жизни, или вследствие совер­шения какого-либо христианского подвига);

страх Божий (чувство вездеприсутствия Божия, боязнь оскорбить правду Божию и трепет человека за свою виновность и малость пред Богом, соединенные с любовью к Нему);

смирение как основное условие спасения человека («Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», Иак. 4, 6; 1 Пет. 5, 5; «на­учитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, Мф. 11, 29) (Ю.М.Зенько, с. 371-374).

Ю.М.Зенько указывает, что христианская психология не является результатом теоретиче­ских измышлений, она сформировалась на основе духовной практики мно­гочисленных христианских подвижников и аскетов, в течение многих ве­ков существования христианской Церкви. Особо важной в формировании религиозных чувств считалась борьба со страстями. Страстные состояния души не появляются ниоткуда, они формируются постепенно и им предшествует последователь­ный ряд промежуточных состояний. Наиболее близким к страсти является: плене­ние, — когда душа берется в плен и как связанная раба ведется к совершению дела, сосложение — когда в душе возбудилось непотребное желание и душа согласилась на то, сочетание — прилепление души к предмету страсти (сковывание внимания предметом)

Ю.М.Зенько отмечает, что с точки зрения христианства в душе человека находится лестница, одним концом ведущая на небо, а другим — в ад. Человек находится на ее сере­дине, и в его воле выбрать либо путь наверх, либо путь вниз. Эта лестница духовно психических состояний выглади следующим образом.

 

— стяжание Св. Духа

— созерцание

— благодать

- очищение

— покаяние (метанойя)

— внимание (трезвение)

- бодрствование

— сон,сновидения

- прилог

— сочетание

— сосложение

— пленение

— страсть

— прелесть

— одержимость (беснование) (Ю.М.Зенько, с. 398-399).

 

Литература

1. Грановская Р.М. Психология веры. –СПб: Речь, 2004. – 576 с. Глава 6. Христианство (с.265-310).

2. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М.: Мысль, 1987. – 589 с.

3. Зенько Ю.М. Психология религий – СПб: Речь, 2009. -582 с.

4. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. — М.: Изд-во политической литературы, 1987. - 336 с.

5. Апокрифы древних христиан: исследования, тексты, комментарии. – М.: Мысль, 1989. – 336 с.

6. Кубланов М.М. Возникновение христианства. – М.: Наука. 1974. – 216 с.

7. Косидовский З. Сказания евангелистов:. — М.: Изд-во политической литературы, 1987. —256 с.

8. Христианство // ru.wikipedia.org/wiki/Христианство

9. Новый Завет

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются основной принцип христианства?

2. В чем заключаются основные положения вероучения Иисуса Христа?

3. В чем заключаются основные положения христианской этической концепции (по А..Гусейнову, Г.Иррлитцу)?

4. В чем заключаются основные моральные принципы христианства (по Р.М.Грановской)?

5. Чем отличаются психологические составляющие веры христиан от иудеев и мусульман?

6. В чем заключается идея спасения в христианстве?

7. Какие чувства составляют религиозные переживания христиан?

8. Какие крайние и противоположные состояния души выделяются в христианстве?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.