Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Человечество, этнос, нация




Введение

Вопрос 4. Психологические предпосылки целостности нации. 39

Вопрос 3. Специфика межнациональных отношений. 29

Вопрос 2. Психологическая основа нации. 12

Вопрос 1. Человечество, этнос, нация. 4

Введение. 3

Тема: Психологическая характеристика этнических общностей

 

 

ПЛАН

 

Заключение. 48

Список литературы.. 49

 

Каждый человек вплетен тысячами нитей в сложную систему отношений. Он в одно и то же время является представителем и конкретного государства, и оп­ределенной этнической общности, и религиозной конфессии, и трудо­вого коллектива и т.д. Все же люди вместе составляют человечество. В результате, человечество, имея общее происхождение, не является однородным. Мир многообразен и если есть чужие монастыри, то есть и чужие уставы. При этом современная наука все больше ориентируется на понимание целостности человечества, на общность исторических судеб различ­ных рас и народов.

Человечество имеет общее происхождение. Все многообразие различий в физическом облике людей, которое можно встретить на разных континентах, есть результат вариаций одного и того же биологического вида — Homo sapiens (человека разумного).

Развитие современного человечества представляет собой еди­ный процесс: все народы планеты так или иначе оказываются связаны общностью судеб. Можно говорить и о том, что субъек­том, основой, носителем современной истории является все со­вокупное человечество. Деятельность человека за последние два столетия и особенно в XX в. приобрела глобальный, т.е. всемир­ный, характер. Между тем всего несколько сот лет назад отдель­ные народы и расы зачастую развивались обособленно друг от друга, разделенные в те времена непреодолимыми природными и другими преградами. Почему же человечество не ощущает своего единства, своей общей судьбы? Почему даже несколько человек, нередко друзей, не могут найти общий язык?

Часто для человека большую роль играют не те черты, кото­рые объединяют его с другими, а те, которые заставляют дер­жаться обособленно. Человек вынужден ориентироваться в мире людей, идентифицируя их по самым различным признакам. Не­которые из этих признаков носят биологический, природный характер. Можно говорить отдельно о мужчинах, о женщинах, о поколениях людей. Другие признаки имеют социальный смысл. Мы делим людей на рабочих и предпринимателей, верующих и атеистов, на друзей и врагов и т.д. Зачастую все эти различия тесно переплетаются, их не всегда можно дифференцировать. Каж­дый оценивает другого по десяткам признаков, причем часто де­лает это интуитивно.

Человечество состоит из многообразных социальных групп. Некоторые из этих групп насчитывают сотни миллионов, миллиарды чело­век, например расы. Другие группы включают всего сотни или десятки человек, скажем, производственные или учебные кол­лективы. Все эти группы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, в результате чего формируется социальная струк­тура человечества.

Расы (от лат. ratio — категория, разряд) человека (биологическо­го вида Homo sapiens) характеризуются общими наследственными физиологическими особенностями, связанными с единством происхож­дения и определенной общностью распространения. Наиболее отчетливо выделяются три основные группы рас – негроидная, европеоидная и монголоидная. Основные признаки отличия рас — цвет кожи, глаз, волос, фор­ма черепа, длина тела и т.д.

Все расы современного человечества обладают равными биологическими возможностями для достижения высокого уровня цивилизации.

В структуре любой группы, как и во всем обществе в целом, каждому человеку отведены определенные социальные роли, т.е. конкретные положение и статус в системе общественных отно­шений и соответственно закрепленные в связи с этим функции и обязанности. Зачастую от закрепленных ролей и эффективности их реализации зависит влияние человека на группу и наоборот.

Уже на ранних этапах своей истории люди имели определенные роли и самым тщательным образом исполняли их. Напри­мер, еще в древности одна из мировых религий — индуизм - отмечала данный факт: «В этом материальном мире для того, чтобы поддержать тело, каждый должен работать. Человеческое общество разделено в соответствии с выполняемой деятельностью на четыре социальных класса — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Класс брахманов, или класс интеллигенции, выполняет один вид деятельности, кшатрии, или административный класс, — другие, класс торговцев и класс рабочих также имеют свои обязанности». Надлежащее исполнение социальных ролей не только обеспечивало стабильность общества, но и формировало личность: человек легко достигал жизненных целей, просто следуя предписанным правилам и ограничениям. Выполнение предписанных ролей, соответствующих происхождению, кругу общения и образованию, формировало и развивало людей.

Наиболее значимыми в социальной структуре являются такие группы, как классы, этносы, нации, религиозные конфессии. Каждая из этих групп, в свою очередь, состоит из многочисленных составляющих их элементов, в результате чего социальная жизнь общества напоминает нечто вроде картинки калейдоскопа, в котором, с одной стороны, возникают самые разные фигуры и их сочетания, а с другой — присутствуют определенная система и порядок.

Психологическая наука обычно различает следующие виды групп: статистические (мужчины, женщины, старики и т.д.) и. естественные, большие (классы, нации, партии, религиозные) и малые (с 3 до 5 человек); организованные и неорганизованные.

Разделение групп на виды — не самоцель, так как представителям каждой из них присущи свои социальные и психологические особенности.

Классы (от лат. classis — разряд, группа) — это группы людей, складывающиеся по отношению к средствам производства, по рас­пределению прибыли в зависимости от того, кто является владель­цем средств производства. Человек, которому принадлежат стан­ки, здания, различное производственное оборудование, играет решающую роль в распределении прибыли, несет ответственность за результаты деятельности своего предприятия. Это класс соб­ственников. С другой стороны, большую часть населения состав­ляют люди, не имеющие во владении средств производства и за­рабатывающие на жизнь своим трудом. Классовая структура общества менялась неоднократно. Она дли­тельное время оказывала самое серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности человечества, определяя имущественное и социальное положение составляющих его элементов.

Начиная с середины XX в. вплоть до сегодняшнего времени наблюдается снижение значимости клас­сового фактора, классового начала. Соответственно и в жизни об­щества в целом, и в жизни отдельного человека повышается роль других общественных связей, других элементов социальной струк­туры общества. В первую очередь это можно сказать о таком явле­нии, как этносы.

Понятие «этнос» не является привычным в нашем повседнев­ном пользовании и общении, хотя оно все чаще звучит в теле- и радиопередачах. К нему чаще обращаются в последнее время рос­сийские политики. Для нас более знакомы слова «национальность», «нация».

Этнос (от греч. ethnos — племя, группа, народ) — исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая едиными языком и культурой, а также общим самосознанием.

Российский географ и историк Л. Н. Гумилев считал, что этнос — явление географическое, всегда связанное с ландшафтом, который кормит приспособившихся к нему людей и развитие которого в то же время зависит от особого сочетания природных явлений с социальными и искусственно созданными условиями. Вместе с тем Гумилев всегда подчеркивал психологическое свое­образие этноса, считая, что это коллектив людей, который про­тивопоставляет себя всем другим коллективам не из сознательно­го расчета, а из чувства комплиментарности и подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, определяю­щего противопоставление "мы и они" и деление на своих и чу­жих.

Жизнь этноса, считал Гумилев, подобна жизни человека, и, как и человек, этнос смертен. Эти представления российского ученого до сих пор вызывают критику со стороны его оппонен­тов, однако, если последующее развитие этносов и его исследо­вания подтвердят цикличность их существования, тогда станет понятно, почему на смену одним общностям приходили другие.

Любой этнос всегда проявляет себя как сложная социальная система. Поэтому он имеет массу различных характеристик, с од­ной стороны, сходных с другими общностями, а с другой — выделяющих его среди них. Формирование этноса обычно происхо­дит на основе единства территории и экономической жизни. Однако в результате миграций, вызванных различными историчес­кими причинами, территория современного расселения этносов не всегда компактна, и многие народы могут быть расселены в пределах нескольких государств. К признакам, выражающим сис­темные свойства существующего этноса и отделяющим его от дру­гих, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения.

Принято делить этносы на три типа. К самому раннему типу относятся род и племя, характерные для первобытнообщинного строя. Второй тип этноса — народность — обычно связывается с рабовладельческой и феодальной формациями или же обозначает этнические общности и группы, населяющие страну и имеющие те или иные формы национально-территориальной автономии. Третий тип этноса — нация — возникает с развитием капиталис­тических отношений и всемерной интенсификацией экономичес­ких связей. Вместе с тем следует помнить, что подобное деление этносов все же не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей и не означает, что процесс их образования и развития обязательно достигает последней стадии.

Нация (от лат. natio — народ) — большая социальная группа, высший этап развития этноса, представляющий собой определенную чрезвычайно сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также очень тесными экономическими связями.

В западной политологии и социологии существуют различные теории нации. «Психологические» теории сводятся к осмыслению культурно-психологической общности людей, объединенных единой судьбой (О. Бауэр). В «историко-экономических» теориях нация представлена как простое продолжение в новых условиях родоплеменных связей, как общность людей, основными признака­ми которой являются язык и территория. Но имеются и теории, в которых абсолютизируются государственно-политические особен­ности национальной жизни, что в конечном счете сводит нацию к государственной общности. М. Вебер, например, считал, что сре­ди людей, объединенных общностью языка, религии, обычаев или судьбой, преобладает стремление к собственному государствен­ному обособлению.

В советской научной литературе единственно правильной счи­талась историко-экономическая теория. Ее основатель К. Каут­ский основными признаками нации называл общую территорию, общность экономической жизни, языка, традиций.

Сегодняшние российские ученые, например А. О.Бороноев и В. Н. Павленко, определяя понятия «нация», «национальность», подходят к ним по двум параметрам:

- национально-государственные, культурные атрибуты, объективная символика, которая подчеркивает некоторую целостность (куль­турную, территориальную, хозяйственную);

- субъективная реакция, социальная идентификация индивидов, их ценностные ориентации, т. е. каждый индивид национален, с одной стороны, объективно, с другой — субъективно, сознатель­но, он признает себя частью той или иной общности, культуры.

Понятие «нация» несколько шире и сложнее понятий «этнос», «этническая группа», поскольку в любую нацию могут входить представители нескольких этнических групп, осознанно иденти­фицирующих себя с конкретной национальностью и самоопреде­ляющихся в отдельную территориально-государственную и (или) социокультурную систему.

Каждая этническая группа может относиться к определенной на­ции, но одна она далеко не всегда составляет нацию. То, что по­нятие «нация» более политизированное и «официальное», хоро­шо иллюстрирует положение людей так называемых смешанных этносов — караимы, метисы и т.п. К какой нации отнесут себя такие люди, чаще всего зависит от их осознанных политических и нравственных воззрений, а не только от формальной записи в паспорте. Не зря, русскими во многих зарубежных странах назы­вают представителей различных национальностей российского го­сударства.

Главную роль в формировании и развитии нации играют соци­ально-экономические факторы. Первые нации возникли в период распада феодализма и становления капиталистической государ­ственности. Экономической основой возникновения наций яви­лись частная собственность на средства производства, ликвида­ция феодальной раздробленности, укрепление экономических связей между отдельными этническими общностями, объедине­ние местных рынков в общенациональные. Движущей силой воз­никавших тогда наций была буржуазия, стремившаяся к объеди­нению отдельных народов в рамках единого государства, обеспе­чению благоприятных условий для своего свободного развития.

Хотя процесс формирования наций в Европе и Азии, да и в других частях земного шара в основном завершен, в некоторых частях света он еще продолжается. Чаще всего нации являются результатом этнического развития народностей, чье название они обычно и сохраняют. Некоторые нации были образованы на осно­ве слияния нескольких народностей. Иногда одна народность дает начало формированию двух или нескольких новых образований, как это было, например, в нашей стране, когда из древнерусской народности сформировались русская, украинская и белорусская нации. Однако часто многие народности не могут сформироваться в нации вследствие своей малочисленности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.