Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О сущности понятий «менеджмент» и «управление»




 

Обратимся к анализу понятий в «управление» и «менеджмент» в общественных науках. Можно ли понятия «управление», «менеджмент» рассматривать как однопорядковые, т.е. считать идентичными по своей сущности и содержанию?

Этимологический смысл категорий «управление» и «менеджмент». В русском языке времен В.И.Даля слова «управа», «управлять», «управление» имели следующие значения:

- управлять; управить чем - 1) править, давая ход, направленье; 2) распоряжать(ся), заведовать, быть хозяином, распорядителем чего, порядничать;

- управление, управа, место, управляющее, заведующее чем-либо, правление. Управления министерств называются департаментами. Вотчинное управление;

- управляющий, управитель – заведующий частным имением, заводом, хозяйством (2).

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова практически сохранились все значения вышеназванных слов. Вместе с тем появились и некоторые уточнения:

1. Управлять – руководить, направлять деятельность кого-чего-нибудь (управлять страной, хозяйством).

2. Управляющий – лицо, ведущее дела какого-нибудь хозяйства, учреждения, предприятия.

3. Управление – деятельность органов государственной власти. Местное управление (3).

В «Словаре иностранных слов» слово «менеджмент» переводится как управление производством и как совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и прибыльности.

В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица (4).

О сущности понятия «менеджмент». Среди исследователей сложилось несколько подходов в определении термина «менеджмент» в общественных науках. Он рассматривается как:

- система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли (5);

- совокупность управленческих действий, приемов и процедур, направленных на реализацию одной из общих функций управления – функции организации (6);

- профессиональная управленческая деятельность, направленная, на достижение определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента (7);

- теория и практика эффективного управления людьми, организациями, процессами на научной основе, лежащая в основе экономического и социального развития любой корпорации, любого муниципалитета, любой страны, осознающих необходимость научных методов управления и добившихся успехов в решении поставленных задач.(8)

Как видно из определений понятия «менеджмента» речь идет о функции, виде деятельности по управлению производством, организацией (фирмой), руководству отдельными работниками, рабочей группой в организациях; об определенной категории лиц, осуществляющих управленческую деятельность; а также область науки, предметом изучения которой выступает категория «менеджмент».

О сущности понятия «управление». В определении понятия «управление» есть свои трудности, которые связаны с его использованием для раскрытия явлений, происходящих в окружающем нас мире. Управление – это функция организованных систем различной природы (технических, биологических, социальных), с помощью которой обеспечивается достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности, внутрисистемного и внесистемного взаимодействия.

Каждая из систем является предметом изучения группы наук (технических, естественных, социальных).

Понятие «управление» шире по содержанию, чем термин «власть». Первое включает в себя не только деятельность по принятию решений, но и деятельность (отношения, нормы, процесс) по подготовке и обеспечению, выполнению решений, непосредственное непрерывное управляющее воздействие. Власть – категория политико-правовая, в то время как управление организационно-правовая и процессуально-технологическая. (9)

Когда употребляется термин власть как управление, то чаще всего под ним понимают государственное управление или управление в регионе. В зарубежных странах можно встретить понятия «местная власть», «местное управление».

Анализ определений понятия «управление» позволяет выделить следующие подходы, которые сложились среди исследователей:

- управление рассматривается как совокупность процессов по выполнению всего комплекса основных функций управления (планирование, организация, контроль и учет, регулирование и координирование), работ по подготовке, принятию и реализации управленческих решений, а также контроль их исполнения, который необходим для осуществления этих функций;

- под управлением понимается перевод системы в состояние, соответствующее целям ее функционирования или развития, путем изменения организации системы в статике и динамике воздействием на элементы системы (10);

- управление определяется как деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению властных полномочий.

Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что понятие «управление» более широкое, чем понятие «менеджмент».

Сложность и разнообразие управленческой деятельности позволяет выделить более 80 видов управления, в том числе государственное, социальное, муниципальное, оперативное, ситуационное, научное, эмпирическое и др.(11)

 

1.2. О соотношении понятий «муниципальный менеджмент» и «муниципальное управление».

 

О понятии «муниципальный менеджмент». В англоязычной литературе использование термина «муниципальный менеджмент» связана, в первую очередь, с управлением собственностью, с хозяйственной деятельностью муниципалитетов. Вместе с тем употребление данного понятия не относится к характеристике системы муниципального управления и управленческой деятельности муниципалитетов в сфере политических отношений, к органам и выборным должностным лицам местного самоуправления.

Среди исследователей в области государственного и муниципального управления можно встретить различные точки зрения на сущность понятия «муниципальный менеджмент».

О.М. Рой включает в содержание категории «муниципальный менеджмент» виды деятельности как государственных (региональных), так и муниципальных органов власти на низовых территориальных уровнях. (12)

Авторы учебного пособия «Муниципальный менеджмент» рассматривают термин «муниципальный менеджмент» как синоним понятия «местное самоуправление». При этом местное самоуправление определяется как форма управления местной (муниципальной) собственностью» (13). Объектом муниципального менеджмента является территориальное хозяйство в городах, районах и т.д., включающее в себя производственную и социальную сферу экономики. В качестве предмета изучения научной (учебной) дисциплины в системе экономических знаний «Муниципальный менеджмент» авторы данного учебника называют управление внутрирегиональными социально-экономическими системами на уровне городов, сельских поселений, административных районов.

Р. Бабун рассматривает муниципальный менеджмент в качестве учебной дисциплины об организационном обеспечении муниципальной деятельности, включая в нее вопросы, связанные с деятельностью органов местного самоуправления по организации управления всеми сферами жизнедеятельности населения муниципального образования, а также своей собственной. (14)

Анализ вышеизложенных позиций позволяет сделать предварительных замечаний. Во-первых, позволим себе не согласиться с О.М. Роем, который расширяет содержание муниципального менеджмента, относя к нему деятельность органов государственной власти, осуществляемой на уровне низового территориального образования. Во-вторых, вряд ли можно принять предложение авторов учебного пособия «Муниципальный менеджмент» о тождественности понятий «муниципальный менеджмент» и «местное самоуправление». Категория «местное самоуправление», на наш взгляд, более широкое и емкое понятие по своему содержанию, и поэтому вряд ли его можно трактовать только как форму управления муниципальной собственностью. В-третьих, не бесспорным является предложение об объекте изучения муниципального менеджмента - территориальном хозяйстве на уровне города, района или другого территориального образования, о предмете изучения – управление внутрирегиональными социально-экономическими системами.

Лично мне импонирует точка зрения тех специалистов в области теории и практики муниципального управления, которые предлагают ограничить область применения термина «муниципальный менеджмент», распространив его на деятельность муниципальных органов по управлению собственностью и осуществлению финансово-экономических программ. Муниципальный менеджмент может трактоваться только лишь как сфера деятельности, связанная с экономическим управлением собственностью (включая финансовые и налоговые потоки) муниципальных образований, осуществляемым в основном наемными специалистами-управленцами. (15) Данный подход предусматривает формирование особой группы менеджеров - муниципальных управляющих, т.е. специалистов в области управления муниципальным хозяйством, муниципальными предприятиями и учреждениями.

О сущности понятия «муниципальное управление». Изучение сложившихся в общественных науках представлений о сущности и содержании понятия «муниципальное управление» позволяет выделить три основных подхода при его рассмотрении – экономический (хозяйственно-деятельностный), социальный и организационно-деятельностный.

Экономический (хозяйственно-деятельностный) подход. Авторы учебного пособия «Основы управления муниципальным хозяйством» (1998г.) определяют муниципальное управление как деятельность органов местного самоуправления, которая направлена на удовлетворение общественных интересов и осуществляется в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства (16).

Из вышеприведенного определения понятия «муниципальное управление» нетрудно увидеть, что оно самым тесным образом связывается с управлением муниципальным хозяйством. Управленческая деятельность органов муниципального управления представляет собой, с одной стороны, решение вопросов общего взаимодействия этих органов с хозяйствующими субъектами вне зависимости от формы собственности, а с другой - регулирование хозяйственных отношений с муниципальными организациями, находящимися в муниципальной собственности. Главная цель этой деятельности состоит в реализации общественных интересов, отнесенных к ведению местного самоуправления. Основной вид управленческой деятельности органов местного самоуправления, по мнению авторов учебного пособия, направляется на подчинение работы предприятий и учреждений, расположенных на территории городского, сельского поселения или на иной территории, по удовлетворению общественных интересов граждан, местного сообщества в целом.

По мнению ряда исследователей, термины «менеджмент» и «управление» можно рассматривать как синонимы. Поэтому муниципальное управление, с одной стороны, тождественно местному самоуправлению как форма управления местной (муниципальной) собственностью, а с другой - под ним понимается самостоятельный вид профессиональной деятельности, основанный на принципе самоуправления и направленный на удовлетворение общественных интересов и потребностей в рамках, определенных законом. (17).

Муниципальное управление, как считают некоторые специалисты, понятие более емкое, чем понятие «муниципальный менеджмент». Исходя из специфики управленческой деятельности органов местного самоуправления применительно к уровню муниципальных образований, следует говорить о муниципальном управлении. Оно включает в себя и менеджмент, и маркетинг территории, и стратегическое планирование, и координацию деятельности всех субъектов, расположенных на территории муниципального образования, с целью удовлетворения коллективных интересов и потребностей местного сообщества. (18)

Заречкин Е. считает, что муниципальное управление включает, помимо куда более широкого круга отношений, и своего рода политическое руководство экономической деятельностью муниципального образования (определение судьбы собственности, форм ее использования, направлений экономической деятельности и т.д.) и осуществляется в основном выборными органами муниципального образования. (19)

Социальный (государственно-административный и социально-социологический) подход, согласно которому муниципальное управление рассматривается как вид социального управления.

Муниципальное управление определяется как управление на местном уровне, объектом которого является целостное развитие местного сообщества.

Муниципальное управление одновременно определяется как вид деятельности, представляющий собой систему мер целенаправленного воздействия общества в целом и государства как главного субъекта управления на реализацию жизненных сил местных сообществ, рациональное использование имеющихся здесь ресурсов (природно-географических, экономических, хозяйственных, социальных, духовных и др.).

Муниципальное управление – это один из самых сложных видов социального управления. Его специфика заключается в том, что муниципальное управление, представляет собой сочетание двух видов воздействия – административного, государственного и самоорганизации, самоуправления, одновременно обеспечивая целостность этих видов воздействия.

В качестве базовых понятий муниципального управления выступают управление, самоуправление, менеджмент. Под управлением понимается государственное (административное) управление на местном уровне. Самоуправление рассматривается как местное самоуправление, где управление муниципальным сектором осуществляют местное сообщество и органы местного самоуправления. Муниципальный менеджмент выделяется в качестве особого элемента муниципального управления. Под ним подразумевается тип профессиональной деятельности, объектом которого являются социально-экономические отношения местного сообщества, а методом их реализации – корпоративный тип экономики (20).

На наш взгляд, предлагаемая авторами формула управление+самоуправление+менеджмент содержит в себе одно существенное противоречие, ибо она предполагает достижение баланса при одновременном управлении местными сообществами «извне» и «изнутри», достигнуть которого в местном самоуправлении практически невозможно.

Близкой к вышеизложенным взглядам является позиция О.М. Роя, который под муниципальным управлением понимает управление социальными общностями на основе территориального принципа, А.Е. Балобанов определяет муниципальное управление как управление процессами, связанными с воспроизводством и развитием жизнедеятельности определенного места (в современной отечественной правовой терминологии – «муниципального образования»). (21)

По мнению Н.И. Глазуновой, «муниципальное управление, осуществляемое органами местного самоуправления, по сути своей тоже представляет часть государственного управления, поскольку самостоятельность местного самоуправления не предполагает оторванность органов местного самоуправления от реализации задач и функций государства, что составляет сердцевину деятельности государственных органов». (22)

Автор считает, что государственное и муниципальное управление представляют собой разновидности социального управления. (23) Под ним понимается воздействие на все общество или его отдельную группу с целью упорядочения, организации, совершенствования, стабильного развития. Речь идет о воздействии целеполаганием, связанным с реализацией публичных (не частных) потребностей, интересов, проблем. (24)

Государственное и муниципальное управление рассматривается как воздействие на социум в пределах конкретной ограниченной территории. Как любое социально-управляющее воздействие государственное и муниципальное управление реализуется через субъектно-объектное отношение, т.е. воздействие управляющей подсистемы, субъекта управления на управляемую систему, объект управления. Подчеркивается сознательное начало субъекта управления в государственном и муниципальном управлении, т.е. которое содержит момент целеполагания: зачем нужно воздействие, к чему способно привести? Наконец, под государственным и муниципальным управлением понимается практическая деятельность, специфический вид труда. Обобщая вышесказанное, Н.И. Глазунова приходит к выводу, согласно которому «государственное и муниципальное управление в общем виде может быть определено как результирующая деятельности, отношений, т.е. целеполагающее, организующее, побуждающее, изменяющее, регулирующее, и именно публичное управляющее воздействие (не управленческое, как порой говорят и пишут)». (25)

Организационно-деятельностный подход. А.И. Радченко рассматривает категорию «муниципальное управление» в качестве синонима термина «исполнительная власть местного самоуправления». Под муниципальным управлением понимается деятельность муниципального исполнительно-распорядительного органа по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального образования (26).

Нетрудно заметить противоречивость вышеизложенной позиции. Если следовать позиции автора, то понятия «муниципальное управление», «исполнительная власть местного самоуправления», «деятельность муниципального исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления» являются однозначными и между ними нет принципиальных различий.

Вряд ли можно согласиться с вышеизложенной точкой зрения. Мне представляется, что оба используемых понятия далеко не идентичны. Термин «исполнительная власть местного самоуправления» отражает наличие органа муниципального управления, наделенного определенной компетенцией в части управления муниципальной собственностью и выполнения других функций, переданных ему государством. Если быть более точным, то синонимом понятию «муниципальное управление» в самом узком его значении можно предложить термин «муниципальная деятельность», под которой понимается деятельность органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих по решению вопросов местного значения в соответствии с возложенными на них полномочиями и обязанностями.

Обобщим все вышеизложенные точки зрения. Довольно четко просматриваются следующие точки зрения в вопросе о сущности категории «муниципальное управление».

С одной стороны, муниципальное управление рассматривается и как процесс воздействия на объект (местное сообщество, муниципальное хозяйство, территориальное образования как социально-экономическая система) и как вид деятельности (экономической, социальной, управленческой), связанный с управлением местными сообществами, муниципальным образованием, муниципальными хозяйством, муниципальными организациями.

Представим собственную точку зрения о сущности и содержании категории «муниципальное управление». В ее основе лежит социолого-социальный и управленческо-организационный подходы.

Обратим внимание на тесную взаимосвязь между понятиями «управление» и «власть».

Власть определяется как управление и его организация. Речь идет о совокупности механизмов и средств, способов определяющего воздействия субъектов на поведение социальных общностей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой воле посредством убеждения и принуждения. (27)

Власть – это одновременно и рычаг, и средство и обязательное условие управления. Без власти нет управления.

Управление, неразрывно связанное с организационной деятельностью, представляет собой процесс реализации и функционирования власти, ее естественное состояние, которая создает предпосылки управления. Вместе с тем управление предусматривает воздействие на поведение людей, подчинение воли одних людей воли других с целью получения определенных результатов, создание соответствующего механизма его реализации.

Итак, категория «управление» можно образно выразить следующей формулой: управление – это власть и ее организация. При этом понятие «организация» рассматривается в двух взаимосвязанных между собой аспектах. Первый отражает понимание организации как устройство власти, т.е. совокупности органов власти и форм участия населения в управлении местными сообществами. Сущность второго состоит в понимании организации как способа и формы воздействия, механизма регулирования социальных отношений, возникающих в процессе осуществления местными сообществами своего права на самоуправление.

Для того чтобы управлять, местная власть должна иметь свою организацию, которая может быть учреждена (сформирована) либо местными сообществами, либо органами государственной власти. Если рассматривать местное самоуправление как форму народовластия и механизм его осуществления, то вполне логичным выглядит формирование местными сообществами в границах территории их проживания муниципальной организации местного самоуправления для координации усилий его членов и групп населения для решения вопросов местного значения.

Муниципальное управление - это управление муниципальной организацией местного самоуправления, которая представляет собой, с одной стороны, совокупность органов муниципальной власти, форм самоорганизации граждан и их участия в местном самоуправлении, а с другой – социальный механизм, призванный обеспечивать реализацию местными сообществами права на осуществление местного самоуправления.

Муниципальное управление рассматривается нами как процесс, в котором посредством создания и функционирования муниципальной организации местного самоуправления как формы и способа реализации народовластия в муниципальном образовании, осуществляется взаимодействие между органами местного самоуправления и местными сообществами по решению вопросов жизнедеятельности местного населения, включая его участие в местном самоуправлении.

 

2. Предмет и содержание курса «Основы муниципального управления».

 

2.1. Объект и предмет учебной дисциплины.

Среди специалистов и исследователей сложилось несколько подходов в определении объекта и предмета муниципального управления как учебной дисциплины и отрасли муниципальной науки.

Экономический подход. В.Б. Зотов, З.М. Макашева в своем учебном пособии «Муниципальное управление» (2002 г.) рассматривают муниципальное управление как научную дисциплину в системе экономических знаний. Она изучает управление региональными социально-экономическими системами; систему отношений, возникающих в процессе организации деятельности местного самоуправления; систему и процессы самоуправления в целом; деятельность специфической категории управленческих работников – муниципальных служащих.

Объектом муниципального управления как научной дисциплины является хозяйство муниципального образования, а также процессы его жизнедеятельности и развития, предметом – система отношений, складывающихся в процессе народовластия на местном уровне управления, содержанием – основа процессов формирования и функционирования муниципального аппарата управления (местной администрации). (28)

В учебнике для вузов «Система муниципального управления» (2005 г.) под редакцией В.Б. Зотова в качестве объекта муниципального управления является муниципальное образование – населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление. Субъектом муниципального управления выступают население муниципального образования – местное сообщество, а также органы местного самоуправления. Предмет муниципального управления определяется как регулирование социально-экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов. (29)

Близкой к позиции коллектива авторов вышеназванного учебника можно отнести взгляды Н.В. Шумянковой, согласно которым предметом муниципального управления как учебной дисциплины являются закономерности формирования и особенности функционирования муниципальных образований. Они выступают как проявление производственного отношения, возникающего при реализации территориальных экономических интересов граждан в пределах отдельного сообщества, сформированного в зависимости от типа и места расселения. (30)

Социально-социологический подход. Некоторые исследователи называют в качестве объекта науки муниципального управления – местное сообщество, ее предмета - системный подход, системный анализ местной жизни. Их объединяет совокупность методов и средств, помогающих изучить особые свойства и структуру объекта - местного сообщества как сложной социальной системы (31).

Управленческо-организационный подход. Изложим собственную точку зрения.Муниципальное управление» в нашем понимании – это управление муниципальной организацией местного самоуправления как совокупностью органов муниципальной власти, форм самоорганизации граждан и их участия в местном самоуправлении – с одной стороны, а с другой – как социальный механизм, который призван обеспечивать реализацию местными сообществами права на осуществление местного самоуправления.

В предлагаемом учебном курсе «Основы муниципального управления»в качестве объекта изучения выступает муниципальная организация местного самоуправления в самом широком понимании исследуемой категории муниципальной науки, предмета – управление муниципальной организацией местного самоуправления как процесс формирования и функционирования социального механизма, регулирующего участие местных сообществ в местном самоуправлении.

 

2.2. Содержание учебного курса «Основы муниципального управления».

 

Специальная учебная дисциплина «Основы муниципального управления» состоит из трех, связанных между собой, основных разделов (модулей):

Первый – Муниципальная организация местного самоуправления.

Второй – Социально-экономические аспекты организации управления муниципальным хозяйством.

Третий – Муниципальные управленческие организации как субъекты управления муниципальной организацией местного самоуправления.

Каждый из вышеназванных разделов (модулей) можно рассматривать в качестве предмета самостоятельного спецкурса, содержание которого разрабатывается с учетом программы курса «Основы муниципального управления».

В первом разделе (модуле) внимание студентов акцентируется на анализе таких принципиально важных для всего курса понятий, как «муниципальное управление», «местное сообщество», «местная власть», «местное управление», «местное самоуправление», «земская организация местного самоуправления», «муниципальная организация местного самоуправления», «муниципалитет», «муниципальное образование»; на изучении теоретических основ управления местными сообществами, их роли и места в формировании и развитии местного самоуправления как института местной публичной власти и важнейшего элемента гражданского общества; на исследовании вопросов становления и функционирования местного самоуправления в российском обществе на всех этапах его развития; на выявлении общих и региональных особенностей в системах муниципальных организаций местной власти в Российской Федерации и в зарубежных странах.

Во втором разделе (модуле) основной акцент делается на изучении и обобщении отечественного и зарубежного опыта роли местных сообществ, органов местного самоуправления в организации управления муниципальным (коммунальным) хозяйством, выступающим в качестве объекта муниципального управления. При этом внимание слушателей акцентрируется на изучении следующих основополагающих категорий муниципальной науки - «муниципальная собственность», «муниципальное хозяйство», «муниципальные организации» в муниципальном хозяйстве, «социальная сфера муниципального образования» и др.

В третьем разделе (модуль) органы местного самоуправления (муниципального управления) рассматриваются как муниципальные управленческие организации. Это, позволяет более полно раскрыть ряд следующих принципиально важных вопросов, к их числу относятся:

- целевое назначение, статус, компетенция органов муниципального управления; особенности формирования, выбора оптимальной модели организационной структуры каждого органа;

- анализ содержания, формы и методы управленческой деятельности в сфере муниципального управления;

- роль и место муниципальных менеджеров в организации эффективной работы муниципальных организаций, органов местного самоуправления.

3. Методология изучения курса «Основы муниципального управления».

 

3.1. Муниципальное управление как отрасль муниципальной науки в системе общественных наук.

 

Обратимся к вопросу о методологии и методике исследования в области муниципального управления. Речь идет об использовании познавательных инструментов, приемов, из которых методология выступает как область общей стратегии, а методика - как тактика исследования.

В качестве методологии выступают общенаучные средства познания, которые основываются на диалектико-материалистическом методе изучения социальных, экономических и политических процессов, на системно-структурном анализе субъектов и объектов муниципального управления и более специфических методах. Последние непосредственно связаны с предметной областью исследования и одновременно являются эвристической (познавательно-поисковой) функцией соответствующей теории.

Междисциплинарный характер муниципальной науки обуславливает объективную необходимость комплексного изучения местного самоуправления как социального явления в историческом, правовом, экономическом, социологическом, политологическом и культурологическом аспектах. Именно такой подход представляется наиболее продуктивным и позволяет выработать единую концептуальную основу для становления муниципальной науки в целом и ее отдельных научных отраслей, исследования актуальных проблем и опыта муниципального управления.

Учебный курс «Основы муниципального управления» рассматривается нами как самостоятельная область муниципального знания в муниципальном управлении.

В научном плане муниципальное управление рассматривается как составная часть общей науки об управлении в сложных социально-экономических системах и одновременно как составная часть науки о местном самоуправлении. Это комплексная наука, включающая элементы ряда научных дисциплин: экономики, права политологии, социологии демографии, теории управления и многих других. Такой характер науки о муниципальном управлении отражает многогранный характер самой муниципальной деятельности. (32)

Общественные науки изучают местное самоуправление и муниципальное управление в частности с учетом своего собственного предмета исследования и используя при этом созданную ими методологию и методы его изучения.

Юридическая наука в лице муниципального права исследует вопросы регулирования общественных отношений, которые возникают в процессе организации и деятельности местного самоуправления в муниципальных образованиях, т.е. в процессе реализации населением права на местное самоуправление.

Социология изучает местное самоуправление как социальный институт, регулирующий социальные отношения, возникающие между различными группами местного сообщества, между органами муниципального и государственного управления; выявляет роль и место общественного мнения в муниципальном управлении; обеспечивает социологическое сопровождение работы муниципальных органов власти.

Муниципальное управление как отрасль муниципальной науки рассматривается в качестве составной части теории социального управления.

Экономические науки занимаются исследованием вопросов социально-экономического развития муниципальных образований; функционирования отношений, возникающих между органами муниципального управления в процессе управления муниципальным образованием. Очевидна взаимосвязь между муниципальным управлением с конкретными экономическими научными дисциплинами – экономикой отрасли, статистикой, финансовым менеджментом, организацией труда и др.

Политологические науки анализирует роль и место института местного самоуправления в системе государственной и местной власти, в политической и общественной жизни страны, в становлении и развитии гражданского общества.

Историческая наука исследует процесс становления и развития института местного самоуправления в России, в зарубежных странах, выявляя его роль в обеспечении условий жизнедеятельности местных сообществ, в становлении гражданского общества, в защите интересов и демократических прав и свобод отдельного гражданина.

Психология, социальная психология изучают вопросы, связанные с управленческой деятельностью и поведением людей в муниципальных организациях, с мотивацией и удовлетворенностью работой в этих организациях.

Менеждмент как научная дисциплина изучает цель, задачи, структуры и развитие муниципальных организаций; сущность и содержание управленческой деятельности в органах муниципальной власти; муниципальное управление как тип управления, отражающий особенности функционирования муниципальной организации местного самоуправления в условиях переходной экономики и формирования рыночных отношений.

Информационные науки исследуют информационные системы и технологии в муниципальном управлении, создание и функционирование автоматизированных информационных систем в управлении муниципальными образованиями, обоснованность принимаемых управленческих решений и их эффективность.

 

3.2. Источниковедческая база и состояние изученности муниципального управления.

 

Источниковедческая база. К источниковедческой базе изучения курса можно отнести архивные источники, правовые источники, научно-библиографическую литературу, публикации местных и центральных средств массовой информации.

Архивные источники. В государственных и муниципальных архивах хранится уникальная информация о становлении и развитии местного самоуправления в России, в ее регионах, на местах; о деятельности органов местного самоуправления, их руководителей по управлению городскими и сельскими сообществами, проведению реформ местного самоуправления в дореволюционной России и постсоветском обществе. Их изучение, с одной стороны, позволяет в значительной степени восполнить тот пробел, который имел место в исследовании проблем местного самоуправления в общественных науках, а с другой - обобщать опыт и практику работы органов местного самоуправления на современном этапе его становления и функционирования.

Правовые источники. К ним мы относим:

- законодательные и иные нормативно- правовые акты, принятые по вопросам местного самоуправления в российском государстве до октября 1917 года;

- законодательство СССР, союзных республик по вопросам работы местных Советов;

- законы, Указы Президента РФ и другие правовые акты, принятые в Российской Федерации в период, начиная с 1991года;

- законодательная база в области местного самоуправления, которая формируется в субъектах Российской Федерации;

- нормативно- правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления;

- нормативно-правовые акты по местному самоуправлению, принятые в зарубежных странах и международными организациями.

Научно- библиографическая литература. В дореволюционной России проблемам становления и развития местного самоуправления в общественных науках уделялось самое серьезное внимание. По существу, сложилась своя муниципальная наука о местном самоуправлении, которая функционировала вплоть до начала 30-х годов ХХ столетия.

Одним из видных ученых в области муниципального управления в начале двадцатых годов являлся Л.А.Велихов. Его научные труды были хорошо известны не только в России, но и за ее пределами. Обратим, прежде всего, внимание на его основополагающую работу «Основы городского хозяйства», изданную в 1928г., переизданной Институтом муниципального управления в г. Обнинске в 1995 году тиражом в 300 экземпляров.

В этой монографии Л.А.Велиховым изложена разработанная им научная концепция муниципального управления в городском поселении. Она сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Конечно, ряд вопросов, изложенных автором в своем учении о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства, сегодня, покажутся, на первый взгляд, «устаревшими». Однако при внимательном прочтении убеждаешься в том, что она дает ответы на многие актуальные проблемы организации муниципального управления в городе.

Возрождение института местного самоуправления в современной России объективно способствовало усилению внимания исследователей к данной теме. В настоящее время Московским общественным научным фондом выпускаются книги из серии «Библиотека местного самоуправления» (ранее она называлась «Библиотека муниципального служащего). Заслуживают внимания работы, которые издаются Институтом муниципального управления (г. Обнинск), редакционно-издательским центром «Муниципальная власть» и другими издательствами.

Для специалистов в области муниципального управления, органов местного самоуправления в настоящее время выпускаются такие журналы, как «Российская Федерация сегодня», «Муниципальная власть» «Муниципалитет», «Городское управление», «Муниципальная служба», «Муниципальное право», «Муниципальная экономика». Довольно значительное внимание различным аспектам организации и функционирования местного самоуправления уделяется в журналах «Государство и право», «Социс», «Финансы», «Жилищно-коммунальное хозяйство», и др.

Среди опубликованных учебников и учебных пособий выделим следующие:

Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие (издание третье). – СПб: Питер, 2005. – 192с.

Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством: Учебное пособие. – М.: Дело, 1998.- 128с.

Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 206. – 632с.

Муниципальное управление: Справочное пособие /Иванов В.В., Коробова А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 718с.

Муниципальная кадровая политика: Учеб. пособие для вузов / А.Г. Гладышев, В.Н.Иванов, Е.С.Савченко и др.; Под общ. ред. В.Н.Иванова, В.И.Патрушева; Академия наук социальных технологий и местного самоуправления. 2-е изд. – М.: Муниципальный мир, 2003. – 256с. – (Энциклопедия управленческих знаний. Муниципальная наука)

Муниципальный менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Асанов В.Л., Иванов В.Н., Мельников С.Б. и др.; Под общ. ред. В.Н.Иванова, С.Б. Мельникова; Академия наук социальных технологий и местного самоуправления. 2-е изд. – М.: Муниципальный мир, 2004. – 412с. – (Энциклопедия управленческих знаний. Муниципальная наука)

Муниципальное управление: Учебное пособие для вузов /А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, Е.С. Савченко и др.; Под общей редакцией В.Н. Иванова, В.И. Патрушева; Академия социальных технологий и местного самоуправления. – М.: Муниципальный мир, 2002. - 560с

Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник. 2-е изд., переработанное и дополненное – Ростов на/Дону, 2001.- 720с.

Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. – Учебное пособие. – СПб: Питер, 2003. – 301с.

Система муниципального управления: Учебник для вузов /Под ред. В.Б.Зотова./- СПБ.: Лидер, 2005. – 493с.

Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства: Учебник. – М.: Дело, 2000.- 264с.

 

3.3. Методология изучения теории муниципального управления.

 

Как уже отмечалось выше, теория муниципального управления имеет свой объект и предмет исследования, систему собственных категорий и категорий, заимствованных из других научных дисциплин. Их изучение позволяет выявить особенности теории и методологии муниципального управления. В ее основе лежит целостное и системное исследование местного самоуправления как социального явления с целью комплексного и целенаправленного воздействия на процессы, происходящие в жизни местных сообществ. Для их изучения муниципальная наука разрабатывает соответствующую методологию, определяет методы своего исследования.

Под методологией понимают систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием объективного знания. С формальной точки зрения, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. (33)

Поэтому термином «методология», как подчеркивает В.А. Ядов, принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных. (34)

Содержательное понимание методологии исходит из того, что в ней реализуется эвристическая (т.е. поисковая) функция предметной области исследования. Любая теоретическая система знания имеет смысл лишь постольку, поскольку она не только описывает и объясняет некоторую предметную область, но одновременно является инструментом поиска нового знания.

Под методом понимается способ построения и обоснования системы знаний, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Можно выделить три основных группы методов, которые используются в муниципальной науке.

В первую группу включаются общенаучные методы. Они применяются не только муниципальной, но и другими общественными науками. К их числу относят исторический метод, диалектико-материалистический метод, системный метод, а также: методы анализа, синтеза, дедукции, индукции и др.

Вторая группа частнонаучных методов. Она состоит из таких методов, которые можно применять в одной или нескольких близких между собой науках.

Третью группу составляют специальные методы. Они заимствованы из других наук - технических, социальных, гуманитарных и др. В число методов данной группы входят математические, статистические, экономические методы и др.

Как отмечает В.Д. Граждан, понятие «методология» исторически закрепилось за духовными методами. Наука о материальных методах до последнего времени определялась как «технология». Однако, в настоящее время понятие «технология» используется для обозначения методов как материальной, так и духовной деятельности. (35)

 

Основные выводы.

1. Муниципальное управление определяется нами как управление муниципальной организацией местного самоуправления, предназначенной для максимального использования ресурсов местного сообщества в целях обеспечения условий его жизнедеятельности.

2.В предлагаемом учебном курсе «Основы муниципального управления » объектом изучения является муниципальная организация местного самоуправления в самом широком понимании исследуемой категории муниципальной науки. В качестве предмета курса рассматриваются процессы становления и механизм функционирования муниципальной организации местного самоуправления как системы управления местными сообществами (системы народовластия).

3. Курс «Основы муниципального управления» является междисциплинарной научной дисциплиной, которая разрабатывает свою методологию и определяет методы исследования, используя при этом потенциал других общественных наук.

 

 

Литература

 

1. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. – М.: Мысль, 1969. – С.15.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4. Р – V. – М.: Русс. яз., 1991. – С.504.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд.13-е, испр. – М.: Русс.яз., 1981. – С.743.

4. Цит.: Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / Науч. редактор А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – С.10.

5. «Экономика». Справочник. – М.: 1997.

6. Словарь-справочник менеджера. /Под ред. М.Г.Лапусты. – М.: ИНФРА – М, 1996. – С.250.

7. Ганжин В.Т., Сидоров П.И. Руководство по самоменеджменту. Экология деловой судьбы. – СПб.: изд-во АГМА – Буковского, 1996. – С.14.

8. Маленков Ю. Муниципальный менеджмент: работа над ошибками.

// Муниципальная власть. – 2000.- № 5. – С.8.

9. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С.551.

10. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. – Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону, 2001. – С.78.

11. Радченко Я. Классификация видов управления // Проблемы теории и практики управления. – 1994. - № 4. – С.92.

12. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – С.8.

13. Муниципальный менеджмент. Учеб. пособие для вузов. Под ред. Т.Г.Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1993.- С.5.

14. Бабун Р. Становление муниципальной науки и подготовка кадров для муниципального управления // Муниципальная служба. – 2001.- № 2. – С.16,20.

15. Заречкин Е. Время наводить мосты. Некоторые аспекты корпоративных подходов к управлению муниципальными образованиями // Муниципальная власть. – 2003. - № 6. – С.54,57; Юшина Е. «Не просто менеджмент» // Муниципальная власть. – 2002. - № 1. – С.16.

16. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учеб. пособие. – М.: Дело, 1998. – С.16.

17. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- С.7; Шумянкова Н.В. Муниципальное управление: Учебное пособие/ Н.В. Шумянкова. – М.: Экзамен, 2002.- С.16.

18. Юшина Е. «Не просто менеджмент» // Муниципальная власть. – 2002. - № 1. – С.16.

19. Заречкин Е. Время наводить мосты. Некоторые аспекты корпоративных подходов к управлению муниципальными образованиями // Муниципальная власть. – 2003. - № 6. – С.57.

20.Муниципальное управление: Учебное пособие для вузов /А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, Е.С. Савченко и др.; Под общей редакцией В.Н. Иванова, В.И. Патрушева; Академия социальных технологий и местного самоуправления. – М.: Муниципальный мир, 2002.- С. 54,58,348, 354,355, 359.

21. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – С.186; Московский общественный научный фонд. Школа муниципального служащего // Муниципальная служба. - 1999. - № 2. – С.69.

22. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С.380.

23. Там же. – С.8.

24. Там же. – С.8-9.

25. Там же. – С.8.

26. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. – Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону, 2001.- С.25,26.

27. Человек и общество. Краткий энциклопедический словарь-справочник (политология). Отв. ред. Борцов Ю.С. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997. – С.60,61.)

28. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С.7, 13, 17, 19.

29. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под ред. В.Б. Зотова. - / СПб.: Лидер, 2005. – С.6,93.

30. Шумянкова Н.В. Муниципальное управление: Учебное пособие / Н.В. Шумянкова. – М.: Экзамен, 2002. – С.30.

31. Муниципальное управление: Учебное пособие для вузов /А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, Е.С. Савченко и др.; Под общей редакцией В.Н. Иванова, В.И. Патрушева; Академия социальных технологий и местного самоуправления. – М.: Муниципальный мир, 2002. – С.66.

32. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под ред. В.Б. Зотова. - / СПб.: Лидер, 2005. – С.7.

33. Ашин Г.К., Бережнова Л.Н., Карабущенко П.Л., Резаков Р.Г.Теоретические основы элитологии образования. Монография. /Под редакцией П.Л. Карабущенко. – М.: Изд-во МОСУ, 1998. – С.191.

34. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. – Самара, 1992. – С.31.

35. Граждан В.Д. Теория управления: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – С.22.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.163 сек.