Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и функции финансов

Государственный бюджет – основной элемент финансовой системы

Финансовая система и ее структура

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ

 

Важнейшим инструментом экономической политики и регулирования рыночных отношений выступают финансы. Они стимулируют или, наоборот, ограничивают развитие отдельных сфер и отраслей деятельности, создают предпосылки для сокращения издержек, повышения эффективности функционирования и укрепления конкурентоспособности предприятий. Финансы выражают отношения, касающиеся формирования, распределения и использования денежных средств. Раскрытию составляющих финансовой системы государства, ее роли в экономике посвящена данная лекция.

 

Основные вопросы лекции:

 

1. Сущность и функции финансов

4. Налоги, их виды и функции в рыночной экономике

5. Финансовая политика государства

Термин «финансы» происходит от латинского «financia», что означает доход, платеж. Он возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Затем, получив международное распространение, термин «финансы» стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств для выполнения государством своих экономических и политических функций.

С развитием и становлением государств неразрывно развивались и финансовые отношения, образовавшие целую систему.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для реализации экономических, социальных и политических задач.

Выделяют основные предпосылки возникновения финансов:

1. Возникли общегосударственные фонды денежных средств в результате первых буржуазных революций.

2. Получили распространение системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

3. Доходная часть бюджета стала формироваться, в основном, за счет налоговых поступлений в денежной форме в противовес ранее используемых натуральных податей и трудовых повинностей.

Формирование финансовых отношений неразрывно связано с развитием и становлением государств. Основой для дальнейшего развития финансовых отношений послужила демократизация общества. В большинстве государств укрепляется парламентская власть, зарождается политика социальной стабильности, что подразумевает необходимость перераспределения средств в пользу наиболее бедных слоев, установления социальных гарантий в виде пособий и пенсий (родоначальником пенсионного и вообще социального обеспечения был Бисмарк), внедрения специальных государственных программ по социальной защите и поддержке (медицина, образование, обеспечение занятости и т.д.). Особенно быстрые преобразования в данной области принес с собой ХХ век; в течение первой трети совокупность разнообразных финансовых отношений складывается в финансовую систему в том виде, в котором она существует и поныне.

Таким образом, совершенствование финансов неразрывно связано с развитием общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, тем более совершенной структурой обладают финансы.

Финансы представляют собой отношения по созданию и перераспределению общественных благ и богатств. В этом смысле они тесным образом связаны с денежным обращением и сферой кредита. Вместе с тем, деньги выполняют различные функции, основной из которых можно назвать функцию всеобщего эквивалента, товара, который служит измерителем ценности и стоимости других товаров, работ и услуг. В отличие от них финансы представляют собой отношения, т.е. являются инструментом накопления и распределения богатства, что осуществляется, в том числе, при помощи денежных средств. Финансы также тесно связаны с кредитом: последний создает основу для расширенного воспроизводства и ускоренного накопления богатства. Через кредитные отношения частично реализуется распределительная функция финансов и направляется движение денежных и товарных потоков.

Специфической особенностью финансов является то, что материальными носителями финансовых отношений являются финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы – это специфическая форма движения денежных средств. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Таким образом, функционирование финансов во многом зависит от состояния денежного обращения и кредита: чем более развита денежная и кредитная системы, тем эффективнее происходит накопление и перераспределение общественного богатства.

Финансовые отношения охватывают две сферы. Первая – это та, в которой экономические денежные отношения связаны с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах. Вторая – это та, в которой денежные отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий. Таким образом, различают:

- централизованные финансы: это денежные средства государства, они образуются путем перераспределения части национального дохода через налоговую систему;

- децентрализованные финансы – это финансы хозяйствующих субъектов и граждан.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Выделяют пять основных функций финансов:

1. Распределительная. Ее действие заключается в перераспределении доходов субъектов путем изъятия их части и создания за счет этих средств фондов и расходования средств фондов на общественно полезные вещи.

2. Контрольная. Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и НД.

В зависимостиот субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

- общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль (осуществляют органы государственной власти и управления);

- внутрихозяйственный финансовый контроль (проводится финансовыми службами предприятия);

- общественный финансовый контроль;

- зависимый финансовый контроль (осуществляют аудиторы).

Государственный финансовый контроль в РФ осуществляют высшие органы государственной власти и управления – Федеральное Собрание и его 2 палаты (Государственная Дума и Совет Федерации). Федеральное Собрание образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля. Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ.

На региональном уровне финансовый контроль осуществляется как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.

Контроль за состоянием республиканского бюджета и его исполнением осуществляет комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ.

Министерство финансов РФ осуществляет контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием.

Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства Минфина РФ. Главной задачей Казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов. Эффективный контроль осуществляет Инспекция Федеральной Налоговой Службы РФ. Главная задача – контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты.

По срокам проведения финансовый контроль делится на:

- предварительный (производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, проектов бюджетов. Призван не допустить нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов);

- текущий (осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, его задачей является своевременный контроль правильности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов);

- последующий (организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины).

3. Регулирующая. Значение этой функции финансов заключается в предоставлении дотаций из бюджета на соответствующие цели.

4. Стимулирующая. Эта функция состоит в том, что государство с помощью системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий и целых отраслей в нужном обществу направлении.

Конкретными финансовыми рычагами являются:

- бюджет (можно выделить деньги на развитие отрасли или отдельного предприятия);

- налоги (низкие ставки налога могут стимулировать хозяйственную деятельность, а чрезмерно высокие – подорвать ее);

- экспортно-импортные пошлины и тарифы (могут быть низкими, льготными, а могут быть и высокими, делающими невыгодными экспортно-импортные операции).

5. Воспроизводственная. Обеспечивает сбалансированность трудовых, материальных и денежных средств на всех стадиях простого и расширенного производства.

Все функции финансов реализуются одновременно: распределяя национальный доход, они стимулируют производство, и в то же время контролируют его, регулируют денежные потоки и обеспечивая расширенное воспроизводство.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.