Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и понятие налога на имущество физических лиц




Вопрос

 

 

 

Налог на имущество физических лиц, как и большинство налогов, составляющих современную налоговую систему Рос­сии, был введен в действие Законом РФ «О налогах на иму­щество физических лиц» от 9 декабря 1991 г. с 1 января 1992 г. На протяжении всего периода существования этих налогов в текст Закона вносились изменения и дополнения.

Налог (налоги) на имущество физических лиц относится к числу местных налогов в соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ. Правда, в тексте этой статьи несколько уточнено название: если ранее речь шла о налогах (множественное чис­ло) с физических лиц, то Кодекс говорит уже об одном налоге. Кроме того, как отмечалось, Кодекс допускает возможность введения налога на недвижимость как регионального (т.е. на­лога субъектов Федерации). В этом случае налог на имущест­во физических лиц должен быть отменен, поскольку в число объектов обложения налогом на недвижимость будут включе­ны те объекты, которые сегодня подпадают под обложение налогом на имущество физических лиц.

Однако к началу 2004 г. те главы второй части Налогового кодекса РФ, которые должны регулировать группу местных налогов и, в частности, налог на имущество физических лиц, не были приняты законодателем, поэтому регулирование на­логов на имущество физических лиц пока осуществляется на основе упомянутого выше Закона.

В соответствии с этим Законом налогоплательщиками нало­га на имущество физических лиц являются физические лица -собственники имущества, признаваемого объектом налогооб­ложения.

На протяжении 1992-2001 гг. Закон фактически определял порядок исчисления и уплаты в бюджет двух налогов в соот­ветствии с двумя группами предметов налогообложения стро­ений и транспортных средств, кроме автомобилей.

С принятием гл. 28 Налогового кодекса РФ «Транспортный налог» все транспортные средства, которые ранее облагались налогами на имущество физических лиц, теперь подпадают под обложение транспортным налогом (см. подраздел 17.2). Соответственно эта группа предметов налогообложения и формируемых на их основе объектов была исключена из об­ложения налогом на имущество физических лиц.

В настоящее время к объектам налогообложения относятся следующие виды строений, находящихся в собственности фи­зических лиц:

• жилые дома;

• квартиры;

• дачи;

• гаражи;

• иные строения, помещения и сооружения.

Поскольку налоги на имущество физических лиц являются местными, ставки этих налогов устанавливаются нормативны­ми правовыми актами представительных органов местного са­моуправления.

Федеральное законодательство устанавливает интервалы стоимости имущества и размеры ставок, в пределах которых должны находиться устанавливаемые местными властями конкретные налоговые ставки, действующие на территории данного муниципального образования. Вплоть до 1999 г. по налогу на строения федеральное законодательство и вслед за ним местные акты устанавливали единую налоговую ставку. И только в 2000 г. была введена прогрессивная шкала налогооб­ложения имущества физических лиц.

Установленные федеральным законодательством налоговые ставки приведены в табл. 27.

Муниципалитеты должны устанавливать свои ставки нало­га на имущество физических лиц в части налога на строения в этих пределах. Так, в табл. 28 приведены налоговые ставки, установленные в г. Москве.

 

 

Налоговая база по налогам на имущество физических лиц исчисляется исходя из инвентаризационной стоимости строе­ний по состоянию на 1 января каждого года.

От уплаты налогов на имущество освобождены в соответ­ствии с федеральным законодательством граждане следующих категорий:

• Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, ли­ца, награжденные орденом Славы трех степеней;

• инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

• участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих и лиц вольнонаемного состава Советской Армии, ВМФ и неко­торые другие категории граждан;

• граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие ка­тастрофы на Чернобыльской АЭС;

• инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы, граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий катастрофы, медицинский персонал, получивший сверхнорма­тивные дозы радиации, и целый ряд других категорий граждан, так или иначе пострадавших в ходе и после катастрофы на Чер­нобыльской АЭС и в ходе других ядерных аварий в стране (на производственном объединении «Маяк» и при сбросе радиоак­тивных отходов в реку Теча);

• граждане, пострадавшие от радиационных воздействий по дру­гим причинам;

• члены семей военнослужащих, потерявших кормильца; военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной служ­бы по достижении предельного возраста на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

Налог на имущество физических лиц не уплачивается сле­дующими категориями граждан:

• пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

• гражданами, уволенными с военной службы или призывавши­мися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане или других странах, где велись боевые действия;

• родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязаннос­тей. Супругам погибших при исполнении служебных обязанно­стей эта льгота предоставляется только в случае невступления в повторный брак.

Кроме того, законодательством установлены дополнитель­ные льготы исходя из вида имущества (строений), находя­щегося в собственности. Так, не взимается налог со специ­ально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искус­ства и народным мастерам на праве собственности и исполь­зуемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий и т.п., а также с жилой площади, используе­мой для организации открытых для посещения негосударст­венных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры - на период такого их использования. Не взимает­ся налог с расположенных на участках в садоводческих и дач­ных некоммерческих объединениях граждан жилых строений жилой площадью до 50 м2 и хозяйственных строений и со­оружений площадью до 50 м2.

Лица, которые имеют право на льготы, должны самостоя­тельно представить документы, подтверждающие право на эти льготы. При несвоевременном обращении граждан за предо­ставлением льготы по уплате налогов на имущество физиче­ских лиц налоги пересчитываются по письменному заявлению налогоплательщика не более чем за три года.

Поскольку налог на имущество физических лиц - местный, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право устанав­ливать дополнительные налоговые льготы по данному налогу, освобождая от его уплаты отдельные категории граждан или отдельные виды имущества.

Так как объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц является имущество, находящееся в собст­венности, для определения налогооблагаемой базы и суммы налога важно, находится ли это имущество в собственности:

• одного физического лица;

• в общей долевой;

• в общей совместной.

Для налогов на имущество физических лиц действует сле­дующее правило.

Если имущество находится в собственности одного физи­ческого лица, то определяется налоговая база с учетом тех льгот, которые могут быть получены этим лицом, и к ней при­меняется соответствующая налоговая ставка.

Пример 53. Допустим, что инвентаризационная стоимость квартиры, находящейся в собственности гражданина, составляет 350 тыс. руб. Местные власти установили ставки налога на стро­ения по максимальным значениям, предусмотренным федераль­ным законодательством. Тогда сумма налога на имущество физи­ческих лиц составит: 300 тыс. руб. х 0,001 + 50 тыс. руб. х 0,003 = = 450 руб.

Если имущество, подлежащее налогообложению, находит­ся в общей долевой собственности, то для каждого физиче­ского лица - совладельца определяется его доля в имуществе и рассчитывается сумма налога.

Пример 54. Допустим, что та же квартира (что и в примере 53) находится в собственности двух физических лиц, причем одному из них принадлежит 2/3 стоимости квартиры. В этом случае сумма на­лога должна определяться по каждому из налогоплательщиков от­дельно. Для налогоплательщика, в собственности которого находит­ся 1/з квартиры, сумма налога составит: 350 тыс. руб.: 3 х 0,001 = = 116 руб. 67 коп. Для того налогоплательщика, в чьей собственно­сти находится 2/з квартиры, сумма налога составит: 350 тыс. руб. х 2/3 х 0,001 = 233 руб. 33 коп.

Если имущество находится в общей совместной собственно­сти нескольких физических лиц, то они несут равную ответст­венность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определя­емое по соглашению между ними, или оба в равных долях.

Пример 55. Допустим, что та же самая квартира находится в об­щей совместной собственности трех физических лиц, из них одно является пенсионером в соответствии с российским законодатель­ством. В этом случае сумма налога должна рассчитываться по каж­дому из налогоплательщиков отдельно исходя из того, что они несут равную налоговую ответственность. Таким образом, два налогопла­тельщика, которые не являются пенсионерами, должны будут упла­тить в бюджет сумму налога в размере: 350 тыс. руб.: 3 х 0,001= 116 руб. 67 коп. каждый. Тот же налогоплательщик, который является пенсионером, не будет платить этот налог, так как в отношении него законодательством предусмотрены льготы.

Самостоятельную проблему представляет определение на­логооблагаемой базы на основе инвентаризационной стоимо­сти имущества. Это приводит к тому, что налоговая база от­рывается от реальной рыночной стоимости объекта налогооб­ложения. В то же время переход на использование для определения налогооблагаемой базы рыночных цен приведет к столь существенному повышению сумм этого налога, что очень незначительное число граждан сможет его оплачивать.

Рассмотрим гипотетический пример исчисления налога на имущество физических лиц в Москве по рыночной стоимости.

Пример 56. Предположим, что рыночная стоимость квартиры в одном из отдаленных районов города (массовая застройка конца 70-х -начала 80-х гг.) составляет 36 тыс. долл., или 1116 тыс. руб.

В этом случае налог на имущество физических лиц должен со­ставить:

1116 тыс. руб. х 0,005 = 5 580 руб.

Эта сумма сопоставима со средней месячной заработной платой и даже при том, что налог на имущество уплачивается один раз в год, будет чрезвычайно обременительна для значи­тельной части населения.

Существенным элементом в модели налогообложения на­логами на имущество физических лиц является требование за­конодательства, адресованное органам, осуществляющим ре­гистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органам технической инвентаризации. Эти организации должны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов по состоянию на 1 января текущего года.

Налоговые органы обязаны для расчета налогов на имуще­ство физических лиц обеспечить получение и полноту дан­ных, необходимых для учета плательщиков и исчисления налога. Исчислив на основании имеющихся у них данных сум­му налога на имущество, налоговые органы вручают гражда­нам соответствующие платежные извещения.

 

Транспортный налог, введенный в российское налоговое законодательство с 31 августа 2002 г., представляет собой за­мену действовавшего ранее налога с владельцев транспорт­ных средств (см. гл. 8). Транспортный налог является нало­гом субъектов Российской Федерации и устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом РФ и законода­тельством субъектов Федерации. В Налоговом кодексе (гл. 28 «Транспортный налог») определены основные элементы дан­ного налога, а субъектам Федерации предоставлены относи­тельно широкие права по уточнению и конкретизации поло­жений Кодекса.

Так, именно субъекты Федерации определяют налоговые ставки (в пределах, установленных Кодексом), устанавливают порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу, а также предусматривают налоговые льготы и основания для их использования.

Плательщиками налога являются организации и физиче­ские лица, на имя которых зарегистрированы транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие), признаваемые объектами налогообложения. По тем транспортным средствам, которые зарегистрированы на одно физическое лицо, но были проданы (переданы) на основании доверенности другому лицу до вступления в действие гл. 28 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиком будет то лицо, на которое оформлена доверенность. Если же аналогичная операция (так называемая «продажа по доверенности») была осуществлена уже после введения в действие данного налога, его плательщиком будет лицо, на которое транспортное сред­ство было зарегистрировано.

Таким образом, объект налогообложения формирует факт принадлежности (или пользования по доверенности) транс­портного средства тому или иному юридическому или физи­ческому лицу. Факт собственности на транспортное средство не является ключевым для определения объекта налогообло­жения - важен факт его регистрации. Например, плательщи­ком транспортного налога будет и государственное (или муни­ципальное) унитарное предприятие, если автомобиль зарегис­трирован на это предприятие. Тот факт, что в этом случае автомобиль фактически является государственной (или муни­ципальной) собственностью, не имеет значения для целей на­логообложения.

В число объектов налогообложения входят такие виды транспортных средств, как автомобили, мотоциклы, моторол­леры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парус­ные суда, снегоходы, мотосани и др. (ст. 358 НК РФ).

Не формируют объекта налогообложения:

• весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с;

• легковые автомобили, оборудованные для использования инва­лидами;

• промысловые морские и речные суда;

• пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного веде­ния или оперативного управления) организаций, основным ви­дом деятельности которых является осуществление пассажир­ских и (или) грузовых перевозок;

• тракторы, самоходные комбайны и другие специализированные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных то­варопроизводителей и используемые при сельхозработах;

• некоторые другие виды транспортных средств.

По транспортным средствам, имеющим двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах; по водным несамоходным (буксируемым) транспортным средствам - как валовая вместимость в регистровых тоннах; по иным транспортным средствам - как единица транспорт­ного средства.

Налоговым периодом по транспортному налогу является ка­лендарный год.

Федеральное законодательство устанавливает ставки нало­га с владельцев транспортных средств, которые могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов Федерации, но не более чем в 5 раз. Законодательство субъектов Федера­ции также может устанавливать налоговые ставки как диффе­ренцированные в зависимости от срока полезного использова­ния транспортного средства. В табл. 26 приведены некоторые налоговые ставки, установленные Налоговым кодексом РФ (ст. 361), а также ставки, установленные в некоторых субъек­тах Федерации.

Как видно из приведенного перечня ставок, субъекты Фе­дерации в значительной мере использовали предоставленные Налоговым кодексом РФ права и установили по большинству позиций более высокие ставки транспортного налога, чем это было предусмотрено Кодексом, уложившись при этом в уста­новленные им же ограничения.

В настоящее время федеральное законодательство (Налого­вый кодекс РФ) не устанавливает льгот по уплате транспорт­ного налога, за исключением перечисленных выше налоговых изъятий. Право (или обязанность) по установлению налого­вых льгот закреплено за субъектами Федерации.

Ранее по налогу с владельцев транспортных средств, право­преемником которого в известной степени можно считать транспортный налог, освобождались следующие категории:

• Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граж­дане, награжденные орденом Славы трех степеней, а также их общественные объединения (организации), использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;

• категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, в соответствии с Зако­ном РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиа­ции вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также некоторые другие.


 

Субъекты Российской Федерации имеют право в соответ­ствии с положениями Налогового кодекса РФ устанавливать льготы по данному налогу. Так, в Москве в соответствии с уже упоминавшимся выше Законом освобождены от уплаты транспортного налога:

• Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граж­дане, награжденные орденом Славы трех степеней, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указан­ных категорий;

• граждане, имеющие легковые автомобили с мощностью двигате­ля до 70 л.с. (до 51,49 кВт) включительно, по этим автомобилям;

• организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, по этим транспортным средствам. Эта льгота предоставляется только в том случае, если организация перевозит пассажиров по единым тарифам на проезд, установленным органами ис­полнительной власти г. Москвы, и предоставляет все установ­ленные льготы.

Исчисление транспортного налога осуществляется исходя из суммарной мощности двигателя каждого наименования объекта налогообложения, марки транспортного средства и размера годового налога с каждой единицы мощности двига­теля. Если транспортное средство было в течение налогового периода зарегистрировано или снято с регистрации и находи­лось в пользовании (собственности) у налогоплательщика ме­нее года, налог уплачивается за те месяцы, в течение которых транспортное средство находилось у налогоплательщика.

Пример 51. Предположим, что в январе 2004 г. организация «КЛМ» купила и зарегистрировала в ГИБДД два автомобиля - «Жи­гули» и «Волгу» с мощностью двигателей 75 л.с. и 130 л.с. соответ­ственно. «Жигули» были сняты с регистрации в мае 2004 г., а «Вол­га» принадлежала организации в течение всего года. Определим сумму транспортного налога, подлежащую уплате организацией «КЛМ» по итогам 2004 г. Допустим, что в регионе, где зарегистриро­ван данный налогоплательщик, налоговые ставки совпадают с тако­выми, установленными Налоговым кодексом РФ.

По автомобилю «Жигули» сумма транспортного налога должна быть рассчитана с понижающим коэффициентом, поскольку он при­надлежал налогоплательщику только 5 месяцев (5 мес.: 12 мес. = = 0,417). Сумма налога составит: 75 л.с. х 5 руб. х 0,417 = 156,4 руб.

По автомобилю «Волга» сумма налога определяется без попра­вочного коэффициента, так как он был в собственности организации (зарегистрирован на организацию) в течение всего года: 130 л.с. х 7 руб. = 910 руб.

Таким образом, по итогам 2004 г. налогоплательщик «КЛМ» дол­жен будет уплатить 1066,4 руб. (т.е. 156,4 руб. + 910 руб.) транспорт­ного налога.

Уплата налога производится налогоплательщиком по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые устанавливаются законами субъектов Федерации. Например, Республика Бурятия установила для юридических лиц сроки уплаты не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, а авансовые платежи - не позднее 10 апреля, 10 июля и 10 октя­бря отчетного года; Владимирская область определила срок уп­латы налога не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, а авансовые платежи - не позднее 1 мая, 1 августа и 1 ноября отчетного года.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.