Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы возникновения и развития СНС




СНС возникла после 2-ой мировой войны. Однако к истокам СНС можно отнести работы таких ученых, как Франсуа Кенэ. Необходимость информации, которую представляет СНС была ясно осознана после экономической депрессии 1929-1933 гг. Для многих экономистов стало очевидным, что рыночная экономика сама не может выйти из депрессии автоматически. И для этого необходимо воздействие государства. Наиболее отчетливо обосновал идею государственного вмешательства англ. эк-ст Дж.М. Кейнс, опубликовав их в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). он представил некоторые принципы формирования системы информации, необходимой для анализа макроэкономики и ее регулирования. Тем самым сформулировав общие принципы СНС. Идея Кейнса о взаимосвязи набора некоторых макроэкономических переменных – одна из основных в формировании СНС. Была представлена им в его мультипликаторе, который связывает рост инвестиций и национального продукта. Во время 2-ой мировой войны в работе «Как финансировать войну» Кейнс привел ряд счетов для экономики Англии за 1938-1939 гг. и также продолжил теоретико-методологические разработки в области СНС. Работы Кейнса были сделаны не на пустом месте. 300 лет назад англ. эк-сты У. Петти и Кинг впервые сделали оценки национального дохода Англии и Франции, тем самым, положив начало статистике национального дохода, который впоследствии трансформировался в СНС. Оценки, сделанные У. Петти преследовали вполне конкретные политические цели, а именно: влияние на экономику и распределение доходов мер по совершенствованию системы налогообложения.

Другой экономист, который заложил основы теории СНС в середине XVIII в. – Франсуа Кенэ, который возглавлял школу физиократов. Кенэ составил, так называемую, экономическую таблицу – дальний прообраз СНС и модели простого расширенного воспроизводства. В этой таблице он представил общую картину кругооборота товаров для основных секторов экономики и классов общества, и на ее основе пытался разобраться в механизме финансирования экономики в целом. Правда, некоторые концепции и постулаты Кенэ устарели. Он считал сферой производства только сельское хозяйство и добывающую промышленность создание стоимости. Развитие таблицы Кенэ нашло у К. Маркса в «Капитале», где он предложил схему простого и расширенного воспроизводства. Модель Маркса – система уравнений.

Идея анализа поведения хозяйствующих субъектов, реализованная в СНС принадлежала экономисту А. Маршаллу. Он одним из первых сформулировал принцип исчисления национального дохода (НД) в работе «Принципы экономической науки» (1925 г.), в которой он показывал, что чистый национальный доход страны =å произведенных товаров – товары, израсходованные в производстве – амортизация основных фондов + чистый доход от зарубежных инвестиций.

В более поздний период статистикой НД занимались англ. уч. Дж.Б. Кларк и ам. уч. С. Кузнец. Они прояснили ряд теоретических принципов расчета НД и разработки национальный счетов. В частности, Кларк обосновал включение в НД условных оценок жилищных услуг, оказываемых владельцами собственных квартир и домов. Он также обосновал целостность исключения из НД прироста стоимости активов, обусловленных инфляцией и предложением оценивать НД в рыночных ценах. Кларк показал необходимость скоординировать классификации, используемые в разных разделах экономической статистики. Одним из первых он начал различать НД и национальный продукт и аргументировать целостность разработки СНС на квартальной основе.

С. Кузнец конкретизировал соотношение между национальным богатством и НД. Предложил оценки нерыночных услуг органов государственного управления. Ввел концепцию конечного и промежуточного потребления. Он полагал, что в НД должны включаться только те услуги органов государственного управления, которые приносят пользу членам общества, как конечным потребителям. Например, услуги в области здравоохранения, просвещения, культуры и искусства. Другие виды услуг, направленные на организацию охраны общественного порядка, оборону общего управления, по мнению Кузнеца, являются промежуточными и не должны включаться в НД. Однако в официальной статистике НД все услуги органов государственного управления рассматриваются как конечные. В начале 30-х гг. Кузнец сформулировал принципы исчисления НД в США, где предложил разграничивать 3 категории НД: произведенный, распределительный и использованный. Выбор метода исчисления зависит от целей анализа и источников данных. Если анализируется отраслевая структура, то предпочтительным является метод производственного начисления. Если анализируется структура распределения доходов, то применяется распределительный метод. При анализе структуры конечного потребления применяется метод конечного потребления.

Идея трех фаз НД независимо от Кузнеца была выдвинута сов. уч. Первухиным в 30-е гг. современник Кузнеца Джильдер сформулировал ряд важных положений, касающихся различий между оценками НД по фактической стоимости и в рыночных ценах, определяющих место расхода на оборону в национальном продукте. Вместе с Денисоном и Ясси он после 2-ой мировой войны руководил расчетами НД в США. В результате был подготовлен набор полностью скоординированных счетов НД и национального продукта.

По мнению нем. эк-ста Липпе СНС возникла в результате слияния 2-х направлений исследовательских работ:

1) в области статистики НД, целью которого является измерение общих результатов экономического развития;

2) в сфере анализа экономического цикла, задача которого состоит в выявлении экономических зависимостей.

Двум указанным направлениям соответствуют 2 важные отрасли использования СНС:

1) расчет обобщающих показателей экономического развития;

2) анализ влияния мероприятий экономической политики на экономические процессы;

Большое влияние на развитие СНС оказал ам. уч. В. Леонтьев (модель «Затраты - Выпуск») многие положения использовал из работ сов. ученых своего времени. Он дал математическое описание основных соотношений, разработал соотношение МОБ к планированию и прогнозированию. Его модель способствовала применению ЭВМ в экономических расчетах. МОБ был интегрирован в СНС после 2-ой мировой войны.

В истории развития СНС можно выделить 2 этапа:

до второй мировой войны

Для него характерно усиление интересов органов государственного управления статистики НД, что было обусловлено экономической депрессией. Была проведена и интеграция в единый блок информации о расчетах национального продукта, осуществляемых различными методами. Сформированы основные принципы исчисления НД.

после 2-ой мировой войны

Его особенностью стал процесс интеграции в систему ряда новых блоков экономической статистики. Был интегрирован блок данных о национальном богатстве, о движении финансовых ресурсов, о внешнеэкономических связях, МОБ и т.д.

Вторая особенность состоит в том, что международные организации стали заниматься развитием методологии и практики разработки СНС. В ООН начинают разрабатывать международные стандарты в области национального счетоводства для оказания содействия заинтересованным странам и для обеспечения единой основы для сбора и систематизации данных о важнейших макроэкономических показателях.

В 1947 г. под руководством Стоуна был опубликован доклад ООН, в котором были сформулированы основные принципы СНС.

В 1951 г. на базе предыдущей была опубликована упрощенная СНС.

В 1952 г. - заменена на стандартную СНС.

В 1953 г. под руководством Стоуна был разработан первый стандарт ООН «СНС и вспомогательные таблицы», где не было предусмотрено счетов для отдельных секторов экономики. Второй стандарт ООН был одобрен статистической комиссией в 1968 г. Были добавлены новые блоки, баланс межотраслевых связей, национальное богатство, система показателей движений финансовых ресурсов.

Большинство стран внедрили положение СНС 1968 г. в регулярную статистическую практику. Последний стандарт был разработан в 1993 г., в котором была продолжена гармонизация системы со смежными разделами экономической статистики, такими как платежный баланс, статистика государственных финансов и др.

Структура счетов стала более ясной, логической и последовательной. Расширено распределение ВВП. Так, в накопление основных фондов включены расходы на геологоразведку, приобретение с помощью программного обеспечения оригиналов художественных и литературных произведений. В составе расходов на накопление предусмотрена статья «чистое приобретение ценностей». Уточнена трактовка расходов на военные нужды, усовершенствованы методы оценки выпуска продукции при высокой инфляции.

В 1993 г. – Россия начала внедрять СНС в макроэкономическую статистику.

Исторически сложились 2 разновидности СНС:

1) континентальная

2) англосаксонская

Континентальная система базируется на принципах, заложенных во времена Римской Империи и основана на всевозможных кодексах, которые представляют собой свод правил поведения общественных отношений функционирования экономических механизмов. Наиболее ярко это проявляется в современных юридических системах Европы, включая Россию. Законодательная база предлагает правила на все случаи жизни, характерно: высокая централизация и сильная исполнительная власть, имеющие большое влияние на экономику. В некоторых странах государственный сектор занимает до 40%. Государство строит экономическую политику, ориентируясь на макро- и геополитическую систему страны. А экономические субъекты, хотя и влияют на принятие решений, но вынуждены следовать установленным правилам.

Континентальная система позволяет хорошо контролировать общество и экономику, проводить заданную политику, иногда действуя против рынка и текущей конъюнктуры. Система приемлема в странах с долгой историей, сильной верховной властью и богатыми политическими и экономическими традициями. Позволяет активно регулировать экономику, особенно в вопросах распределения и перераспределения и является предпосылкой социально-ориентированной экономики. Наиболее яркими представителями являются Франция и Германия. Недостатками системы считается заторможенность принятия решений, отсутствие гибкости, т.е. некоторая инерционность.

Англосаксонскую систему можно представить в виде основных постулатов: принципы бухгалтерского учета, Конституция США, которые используется для формирования более мелких норм, формирующихся снизу судебной и деловой практикой. Подобная система приспособлена к отражению последних изменений в жизни общества. Например, изменение общественного строя не привело бы к необходимости переписывать всю юридическую базу, а потребовало бы создание новых юридических прецендентов, что происходит само собой. Кроме того, эта система ориентируется на экономические субъекты, т.е. не закон управляет гражданами, а последние, придерживаясь некоторых канонов, видоизменяют закон. Создаются максимально благоприятные условия для функционирования экономического субъекта. Ему предоставляются возможности выступления самостоятельным агентом как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Постоянные изменения в экономической практике позволяют быстро и адекватно реагировать на глобальные изменения системы. Из двухполюсной системы выпадают такие страны, как Великобритания и Япония. Великобритания совмещает в себе черты экономической децентрализации и сильной государственной власти. Японию можно считать центром мирового государственного капитализма, который сочетает в себе принципы некоторых коммунальностей с коммерческими начинаниями.

Основная черта англосаксонской системы – мобильность. Она идеально подходит для динамичной рыночной экономики. Основная роль государства – контроль за соблюдением правил. Однако эта система не подходит для активного вмешательства в процессы распределения и перераспределения, т.е. не позволяет иметь социально-ориентированную экономику и, как следствие, прочную стабильность. Кроме того, в погоне за оперативностью, система реагирует не только на долгосрочные изменения, но и на краткосрочные всплески, что делает ее уязвимой.

Несмотря на различие двух систем, макроструктура СНС одна и та же, т.е. присутствует набор единых счетов. Различия присутствуют на более низких уровнях. Например, на этапе формирования информационной базы, где самую значительную часть информации представляет финансовая отчетность. Континентальная система сделала нужной финансовую отчетность, прежде всего, государству, которое использует ее для контроля за деятельность предприятий, т.е. носит фискальный характер (предприятиям выгодно оптимизировать свои налоговые выплаты). Крайние формы явление приняло в России, Франции, Германии. Применяется управленческие счета или черная бухгалтерия. Официальная отчетность делает картину экономики более оптимистичной. Основной задачей отчетности в англосаксонской системе служит желание показать себя с максимальной стороны, для того, чтобы увеличить свою капитализацию. Отчетность совершенно прозрачная. Наиболее яркими представителями являются США и Канада. Отчетность Швеции наиболее близка к англосаксонской (максимальная ставка налогов).

Различия в отчетности двух систем начинаются с законодательной части. Континентальная система основана на своде бухгалтерских правил и законов, англосаксонская строится на, так называемых, общепринятых принципах учета. Конкретные же счета экономический агент может конструировать сам, исходя из своих потребностей. Таким образом, континентальная система более стандартизирована, что облегчает ее использование для национальных счетов. Однако, англосаксонская предоставляет более прозрачную информацию.

 

Тема № 2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КАТЕГОРИИ СНС.

 

2.1. Концепция экономического производства и дохода.

2.2. Агенты экономических отношений.

2.3. Границы национальной экономики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.