Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Гигиена детей и подростков




Цели:

Образовательная:

Сформировать основные понятия о состоянии здоровья и физического развития

детей и подростков, о гигиенических проблемах школьной зрелости.

 

Студент должен знать:

-методы исследования и оценки физического развития детей и подростков.

-Методы определения школьной зрелости.

-участие медицинских работников в проведении профессиональной ориентации

школьников.

-оценка групповой ячейки.

-оценка основных помещений школы.

 

Студент должен уметь:

-исследовать и определить физическое развитие.

-определить группу здоровья.

-оценить режим дня.

-определить проект здания детского дошкольного или школьного учреждения.

 

Развивающая:

-развивать понимание о физическом развитии детей и подростков, о проведении

профессиональной ориентации школьников.

 

Методическая:

-совершенствовать методику проведения лекции с применением проблемно-поискового метода.

 

Воспитательная:

-воспитывать ответственность за здоровье детей и подростков, и их профес-

сиональную направленность.

 

Методы:

-поисково-познавательный метод.

 

Форма организации учебного процесса.

-групповая.

 

2 семестр, 1 год обучения.

 

Межпредметные связи:

1.Биология: тема «Гигиена детей».

2.Гигиена: тема «Гигиена детей и подростков».

 

Внутрипредметные связи:

1.Экология человека «Гигиена детей и подростков»

 

 

Оснащение:

-текст лекции на тему «гигиена детей и подростков».

 

Список литературы для преподавателей:

 

-Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека», 2005г.

-Румянцева Г.И. «Гигиена «, 2000г.

-Пивоваров Ю.П. «Гигиена и экология человека», 1999г.

 

Дополнительная литература:

-Одум ю. «Экология»,1986г.

-Алексеев С.В. «Экология человека», 2001г.

 

ПЛАН

 

1.Предмет, цель, задачи гигиены детей и подростков.

2.Состояние здоровья и физического развития детей и подростков.

3.Гигиенические проблемы школьной зрелости, профессиональной ориен-

тации.

4.Гигиенические требования к условиям и режиму обучения в образова-

тельных учреждениях.

5.Гигиенические принципы планировки дошкольных учреждений.

 

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ – отрасль профилактической медицины, которая разрабатывает и обосновывает нормативы гигиенически полноценной сре-

ды обитания растущего организма для обеспечения формирования и сохранения здоровья детей и подростков.

Цель - нормирование факторов среды учреждений воспитания и образования.

К категории детей и подростков относят лица в возрасте с рождения до 18 лет.

В любом государстве существует система обучения и воспитания детей и подростков. Их деятельность нуждается в гигиенической регламентации и медицинском обеспечении.

Это связано:

-на каждом этапе развития дети имеют морфологические и функциональные свойства организма (рост – увеличение объемов тела, усложнение морфологического состояние, высокая уязвимость к неблагоприятным факторам).

-дети младше 15 лет-показатель «молодости» страны, ее будущий трудовой и репродуктивный потенциал.

 

В РОССИИ непрерывный и преемственный уровень образования (дошкольное, общее средне, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное и постдипломное образование).

Гигиеническая регламентация в образовательных учреждениях основана на принципах:

-гигиенические нормы факторов окружающей среды должны соответствовать уров-

ню зрелости организма.

-г.н. меняются на разных возрастных этапах развития.

-нормирование должно обеспечивать сохранение и укрепление здоровья.

 

Гигиена детей и подростков как наука изучает:

-мониторинг здоровья детей в организованных коллективах.

-гигиена деятельности, отдыха детей и подростков.

-гигиена строительства и оборудования детских учреждений.

-гигиена питания д.п.

-гигиена работающего подростка.

-формирование здорового образа жизни.

-факторов риска здоровья д.п.

 

Факторы риска – совокупность условий, которые допускают вероятность утраты здоровья, формирование хронической патологии, прогрессирования болезни, инвалидизации и преждевременной смерти человека

 

Факторы риска:

-медико-социальные (плохое качество питания, рост вредных привычек, асоциальные формы поведения, рост числа лиц с болезнями, гинекологическая заболеваемость, рост числа юных матерей, семейное воспитание, некачественное медицинское обслуживание).

-биологические факторы (неудовлетворительное состояние родителей, врожденная патология).

-экологические факторы (ухудшающие качество окружающей среды)

-протектор-факторы (позитивные) – оказывают благоприятное влияние на рост и развитие детей, хорошие жилищные условия, любовь и уважение к ребенку, комплекс мер защиты, стимуляция физиологического развития, умственные и физические нагрузки в системе образования и в семье.

Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999г),

Обязывает осуществлять меры по профилактике заболеваний и укреплению здоровья детей. За соблюдением гигиенических нормативов, условий и режима дня обеспечивают специалисты центров Госсанэпиднадзора (санитарный врач и эпидемиологи).

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

 

Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, которые характеризуют его рост и развитие.

 

Методика исследования физического развития – антропометрия. Исследования проводят в утренние часы, натощак, на обнаженном человеке.

Существует три группы показателей физического развития:

1.соматометрические (длина тела стоя, стдя, масса тела, окружность грудной клетки, головы, талии …)

2.физиометрические (экскурсия грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия рук, артериальное давление пульс..)

3.соматоскопические (состояние костно-мышечной системы, жироотложение, развитие постоянных зубов, тип сложения, степень полового созревания..)
Во всем мире для индивидуальной и коллективной оценки физического развития используют центильный метод оценки физического развития, который основывается на создании набора оценочных таблиц и ростовых кривых, построенных на основе измерений здоровых представителей коренного населения.

 

Каждый измеренный у ребенка признак должен быть помещен в свою область центильной шкалы в соответствующей таблице.

 

Для характеристики индивидуального развития человека кроме паспортного или календарного возраста в последнее время используют понятия – биологический, психический, социальный возраст.

-паспортный возраст – число прожитых человеком лет от рождения.

-биологический возраст – уровень достигнутого развития морфофункциональных структур организма.

-психический возраст – уровень развития психики и высших познавательных процессов.

-социальный возраст – характеризует процесс становления личности.

Биологический возраст – определяют по комплексу морфологических критериев:

-длина и масса тела

-погодовые прибавки длины и массы тела

-число молочных и постоянных зубов

-степень развития вторичных половых органов

 

Биологическое созревание мальчиков – 6-8 лет

Девочек - 6-9 лет

Половое развитие у мальчиков - 10-11 лет

У девочек - 9-10 лет

Половое созревание у мальчиков начинается с изменением тембра голоса, оволосение лобка, увеличение щитовидного хряща гортани, оволосение подмышечных впадин, лица.

Половое созревание у девочек начинается с развития молочных желез, оволосение лобка, подмышечных впадин, появление менструации.

В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также расширившихся диагностических возможностей определили методику. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья, базирующаяся на предложенных М. С. Громбахом 4 критериях и позволяющая отнести каждого ребенка к определенной группе здоровья, обращает внимание уже не только на отсутствие или наличие заболеваний, но и позволяет определить их донозологические и преморбидные формы.

В соответствии с изложенными критериями здоровья и методическими подходами к их выявлению дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья.

I группа – здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфофункциональных отклонений.

В настоящее время по данным НИИ гигиены детей и подростков наполняемость I группы здоровья в среднем по России не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны достигает лишь 3—6 %, что, несомненно, является отражением санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения.

II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или морфофункциональные отклонения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма – часто (4 раза и более в год) и (или) длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.

Данные НИИ гигиены детей и подростков свидетельствуют, что за последние 10 лет во всех возрастных группах произошел стремительный рост числа функциональных нарушений (в 1,5 раза), и наполняемость второй группы здоровья возросла в среднем с 20 до 35 %.

Наличие функциональных отклонений, так часто определяющих отнесение ребенка ко II группе здоровья, имеют некоторые закономерности возникновения в состоянии здоровья детей в зависимости от их возраста.

Для детей грудного возраста характерно чаще всего возникновение функциональных отклонений в крови и аллергических проявлений без органического выраженного характера.

Для раннего возраста (до 3 лет) – в пищеварительной системе.

В дошкольном возрасте отклонения возникают в наибольшем числе систем организма – нервной, дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательном аппарате и ЛОР-органах.

В школьном возрасте максимальное количество отклонений возникает в сердечно-сосудистой системе и органе зрения (особенно в периоды снижения адаптации к учебной деятельности.

III группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (компенсации).

В среднем по России отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость III группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном периоде (половина школьников 7—9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические заболевания), доходя до 65—70 %. Увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7—8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10—11 лет – 3 диагноза, 16—17 лет – 3—4 диагноза, а 20 % старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды.

При наличии нескольких функциональных отклонений и заболеваний у одного ребенка окончательная оценка состояния здоровья проводится по наиболее тяжелому из них. При наличии нескольких заболеваний каждое из которых служит основанием для отнесения больного к III группе и снижении при этом функциональных возможностей организма, больного относят к IV группе здоровья.

Особое профилактическое значение имеет выделение II группы здоровья, поскольку функциональные возможности детей и подростков, отнесенных к этой группе, снижены, и при отсутствии медицинского контроля, адекватных коррекционных и лечебно-оздоровительных мероприятий у них существует высокий риск формирования хронической патологии.

Основным методом, позволяющим получать характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр. Для детей в возрасте 3 лет и старше предусмотрены следующие сроки проведения осмотров: 3 года (перед поступлением в дошкольное общеобразовательное учреждение), 5 лет 6 месяцев, или 6 лет (за год до поступления в школу), 8 лет (по окончании 1-го класса школы), 10 лет (при переходе на предметное обучение), 12 лет, 14—15 лет. Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии и для одномоментной оценки состояния здоровья в коллективе. Распределение детей по группам здоровья очень важно для:

1) характеристики здоровья детской популяции, получения статистических срезов показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья;

2) сравнительного сопоставления групп детей в различных коллективах, образовательных учреждениях, разных территориях, во времени;

3) оценки эффективности профилактической и лечебной работ детских медицинских учреждений на основании перехода детей из одной группы здоровья в другую;

4) выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на здоровье детей и подростков;

5) определения потребности в специализированных службах и кадрах.

 

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ.

 

Формирование профессиональной направленности человека происходит в школьные годы, но у многих к концу обучения не вырабатываются интересы к определенной деятельности. Они не принимают во внимание особенности здоровья, психики при выборе профессии.

Для подготовки подростка к выбору профессии существует система мероприятий профессиональной ориентации.

Медицинская профессиональная ориентация – ведется в двух направлениях:

-основном – врачебная проф. консультация.

-информационном – гигиеническое обучение и воспитание подростков, ознакомление родителей и педагогов с медицинскими вопросами выбора профессии. Задача мед. персонала – в определении степени риска отклонений в состоянии здоровья подростка и разработке рекомендвций по выбору профессии или специальности.

Самые частые причины ограничения проф. пригодности - анамалии зрения, нарушения осанки, снижение слуха, при кожных заболеваниях.

На протяжении всего периода обучения подростки наблюдаются по этапно:

-медицинское и психофизиологическое обследование.

-анализ состояние здоровья с использованием профессиограммы и перечня медицинских противопоказаний.

-составление врачебно- проф. заключения.

-рекомендации по проведению лечебно-профилактических мероприятий.

 

Гигиенические требования к условиям и режиму обучения и воспитания детей и подростков.
Размещение и планировка земельного участка.
Гигиенические принципы проектирования, строительства и благоустройства детских образовательных учреждений:
-принцип групповой изоляции для дошкольных образовательных учреждений
-блочно-секционный принцип строительства школьного здания
-обеспечение полноценного воздушно-теплового, светового режимов
-организация рационального питания
-организация образовательного процесса, насыщенного оздоровительными технологиями.

 

Участок общеобразовательных школ:
-радиус обслуживания -0,3-0,5км пешеходной допустимости(15-30мин – транспортной допустимости)
-уровень шума не более 60дБА
-территория участка ограждается забором и полосой зеленых насаждений (не менее 5% от земельного участка)
-участок должен иметь искусственное освещение
-площадь60м.кв. на одного учащегося –на 500 учеников
33м.кв. - на 800-1000человек.
-должен иметь спортивную, учебно-опытную, хозяйственную, отдыха зоны и зону застройки.
Здание общеобразовательной школы может быть следующих вариантов: централизованное, павильонное, блочное. Гигиенически целесообразное – бочный тип(секции для начальных, средних и старших классов, площадь учебных помещений - 2,5м.кв. на одного учащегося

 

Школьная мебель должна соответствовать росту ребенка.
Различают шесть групп школьной мебели(от 100-175см и выше)
Мебель имеет фабричную маркировку (цифровое обозначение в виде дроби-номер стола стоит в числителе, а рост детей-в знаменателе…3/130-150, наносят на нижнюю поверхность крышки стола и сиденья стула.;
цветная маркировка наносится в виде круга с Д-15-20мм на боковые поверхности стола и стула)

 

Режим дня.
Суточный режим – это распределение, продолжительность и организация всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи в течении суток. Принципы суточного режима:
-совпадение компонентов режима с природными ритмами активности физиологических систем организма;
-дозировка продолжительности компонентов режима, содержания, объема и интенсивности информации в зависимости от возрастных анатомо-физиологических, а также индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей.
-чередование бодрствования и сна, труда, и отдыха, различных видов деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 5430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.