КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Гигиена детей и подростков
Цели: Образовательная: Сформировать основные понятия о состоянии здоровья и физического развития детей и подростков, о гигиенических проблемах школьной зрелости.
Студент должен знать: -методы исследования и оценки физического развития детей и подростков. -Методы определения школьной зрелости. -участие медицинских работников в проведении профессиональной ориентации школьников. -оценка групповой ячейки. -оценка основных помещений школы.
Студент должен уметь: -исследовать и определить физическое развитие. -определить группу здоровья. -оценить режим дня. -определить проект здания детского дошкольного или школьного учреждения.
Развивающая: -развивать понимание о физическом развитии детей и подростков, о проведении профессиональной ориентации школьников.
Методическая: -совершенствовать методику проведения лекции с применением проблемно-поискового метода.
Воспитательная: -воспитывать ответственность за здоровье детей и подростков, и их профес- сиональную направленность.
Методы: -поисково-познавательный метод.
Форма организации учебного процесса. -групповая.
2 семестр, 1 год обучения.
Межпредметные связи: 1.Биология: тема «Гигиена детей». 2.Гигиена: тема «Гигиена детей и подростков».
Внутрипредметные связи: 1.Экология человека «Гигиена детей и подростков»
Оснащение: -текст лекции на тему «гигиена детей и подростков».
Список литературы для преподавателей:
-Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека», 2005г. -Румянцева Г.И. «Гигиена «, 2000г. -Пивоваров Ю.П. «Гигиена и экология человека», 1999г.
Дополнительная литература: -Одум ю. «Экология»,1986г. -Алексеев С.В. «Экология человека», 2001г.
ПЛАН
1.Предмет, цель, задачи гигиены детей и подростков. 2.Состояние здоровья и физического развития детей и подростков. 3.Гигиенические проблемы школьной зрелости, профессиональной ориен- тации. 4.Гигиенические требования к условиям и режиму обучения в образова- тельных учреждениях. 5.Гигиенические принципы планировки дошкольных учреждений.
ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ – отрасль профилактической медицины, которая разрабатывает и обосновывает нормативы гигиенически полноценной сре- ды обитания растущего организма для обеспечения формирования и сохранения здоровья детей и подростков. Цель - нормирование факторов среды учреждений воспитания и образования. К категории детей и подростков относят лица в возрасте с рождения до 18 лет. В любом государстве существует система обучения и воспитания детей и подростков. Их деятельность нуждается в гигиенической регламентации и медицинском обеспечении. Это связано: -на каждом этапе развития дети имеют морфологические и функциональные свойства организма (рост – увеличение объемов тела, усложнение морфологического состояние, высокая уязвимость к неблагоприятным факторам). -дети младше 15 лет-показатель «молодости» страны, ее будущий трудовой и репродуктивный потенциал.
В РОССИИ непрерывный и преемственный уровень образования (дошкольное, общее средне, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное и постдипломное образование). Гигиеническая регламентация в образовательных учреждениях основана на принципах: -гигиенические нормы факторов окружающей среды должны соответствовать уров- ню зрелости организма. -г.н. меняются на разных возрастных этапах развития. -нормирование должно обеспечивать сохранение и укрепление здоровья.
Гигиена детей и подростков как наука изучает: -мониторинг здоровья детей в организованных коллективах. -гигиена деятельности, отдыха детей и подростков. -гигиена строительства и оборудования детских учреждений. -гигиена питания д.п. -гигиена работающего подростка. -формирование здорового образа жизни. -факторов риска здоровья д.п.
Факторы риска – совокупность условий, которые допускают вероятность утраты здоровья, формирование хронической патологии, прогрессирования болезни, инвалидизации и преждевременной смерти человека
Факторы риска: -медико-социальные (плохое качество питания, рост вредных привычек, асоциальные формы поведения, рост числа лиц с болезнями, гинекологическая заболеваемость, рост числа юных матерей, семейное воспитание, некачественное медицинское обслуживание). -биологические факторы (неудовлетворительное состояние родителей, врожденная патология). -экологические факторы (ухудшающие качество окружающей среды) -протектор-факторы (позитивные) – оказывают благоприятное влияние на рост и развитие детей, хорошие жилищные условия, любовь и уважение к ребенку, комплекс мер защиты, стимуляция физиологического развития, умственные и физические нагрузки в системе образования и в семье. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999г), Обязывает осуществлять меры по профилактике заболеваний и укреплению здоровья детей. За соблюдением гигиенических нормативов, условий и режима дня обеспечивают специалисты центров Госсанэпиднадзора (санитарный врач и эпидемиологи).
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, которые характеризуют его рост и развитие.
Методика исследования физического развития – антропометрия. Исследования проводят в утренние часы, натощак, на обнаженном человеке. Существует три группы показателей физического развития: 1.соматометрические (длина тела стоя, стдя, масса тела, окружность грудной клетки, головы, талии …) 2.физиометрические (экскурсия грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия рук, артериальное давление пульс..) 3.соматоскопические (состояние костно-мышечной системы, жироотложение, развитие постоянных зубов, тип сложения, степень полового созревания..)
Каждый измеренный у ребенка признак должен быть помещен в свою область центильной шкалы в соответствующей таблице.
Для характеристики индивидуального развития человека кроме паспортного или календарного возраста в последнее время используют понятия – биологический, психический, социальный возраст. -паспортный возраст – число прожитых человеком лет от рождения. -биологический возраст – уровень достигнутого развития морфофункциональных структур организма. -психический возраст – уровень развития психики и высших познавательных процессов. -социальный возраст – характеризует процесс становления личности. Биологический возраст – определяют по комплексу морфологических критериев: -длина и масса тела -погодовые прибавки длины и массы тела -число молочных и постоянных зубов -степень развития вторичных половых органов
Биологическое созревание мальчиков – 6-8 лет Девочек - 6-9 лет Половое развитие у мальчиков - 10-11 лет У девочек - 9-10 лет Половое созревание у мальчиков начинается с изменением тембра голоса, оволосение лобка, увеличение щитовидного хряща гортани, оволосение подмышечных впадин, лица. Половое созревание у девочек начинается с развития молочных желез, оволосение лобка, подмышечных впадин, появление менструации. В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также расширившихся диагностических возможностей определили методику. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья, базирующаяся на предложенных М. С. Громбахом 4 критериях и позволяющая отнести каждого ребенка к определенной группе здоровья, обращает внимание уже не только на отсутствие или наличие заболеваний, но и позволяет определить их донозологические и преморбидные формы. В соответствии с изложенными критериями здоровья и методическими подходами к их выявлению дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья. I группа – здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфофункциональных отклонений. В настоящее время по данным НИИ гигиены детей и подростков наполняемость I группы здоровья в среднем по России не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны достигает лишь 3—6 %, что, несомненно, является отражением санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения. II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или морфофункциональные отклонения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма – часто (4 раза и более в год) и (или) длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие. Данные НИИ гигиены детей и подростков свидетельствуют, что за последние 10 лет во всех возрастных группах произошел стремительный рост числа функциональных нарушений (в 1,5 раза), и наполняемость второй группы здоровья возросла в среднем с 20 до 35 %. Наличие функциональных отклонений, так часто определяющих отнесение ребенка ко II группе здоровья, имеют некоторые закономерности возникновения в состоянии здоровья детей в зависимости от их возраста. Для детей грудного возраста характерно чаще всего возникновение функциональных отклонений в крови и аллергических проявлений без органического выраженного характера. Для раннего возраста (до 3 лет) – в пищеварительной системе. В дошкольном возрасте отклонения возникают в наибольшем числе систем организма – нервной, дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательном аппарате и ЛОР-органах. В школьном возрасте максимальное количество отклонений возникает в сердечно-сосудистой системе и органе зрения (особенно в периоды снижения адаптации к учебной деятельности. III группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (компенсации). В среднем по России отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость III группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном периоде (половина школьников 7—9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические заболевания), доходя до 65—70 %. Увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7—8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10—11 лет – 3 диагноза, 16—17 лет – 3—4 диагноза, а 20 % старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний. IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации. V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды. При наличии нескольких функциональных отклонений и заболеваний у одного ребенка окончательная оценка состояния здоровья проводится по наиболее тяжелому из них. При наличии нескольких заболеваний каждое из которых служит основанием для отнесения больного к III группе и снижении при этом функциональных возможностей организма, больного относят к IV группе здоровья. Особое профилактическое значение имеет выделение II группы здоровья, поскольку функциональные возможности детей и подростков, отнесенных к этой группе, снижены, и при отсутствии медицинского контроля, адекватных коррекционных и лечебно-оздоровительных мероприятий у них существует высокий риск формирования хронической патологии. Основным методом, позволяющим получать характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр. Для детей в возрасте 3 лет и старше предусмотрены следующие сроки проведения осмотров: 3 года (перед поступлением в дошкольное общеобразовательное учреждение), 5 лет 6 месяцев, или 6 лет (за год до поступления в школу), 8 лет (по окончании 1-го класса школы), 10 лет (при переходе на предметное обучение), 12 лет, 14—15 лет. Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии и для одномоментной оценки состояния здоровья в коллективе. Распределение детей по группам здоровья очень важно для: 1) характеристики здоровья детской популяции, получения статистических срезов показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья; 2) сравнительного сопоставления групп детей в различных коллективах, образовательных учреждениях, разных территориях, во времени; 3) оценки эффективности профилактической и лечебной работ детских медицинских учреждений на основании перехода детей из одной группы здоровья в другую; 4) выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на здоровье детей и подростков; 5) определения потребности в специализированных службах и кадрах.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ.
Формирование профессиональной направленности человека происходит в школьные годы, но у многих к концу обучения не вырабатываются интересы к определенной деятельности. Они не принимают во внимание особенности здоровья, психики при выборе профессии. Для подготовки подростка к выбору профессии существует система мероприятий профессиональной ориентации. Медицинская профессиональная ориентация – ведется в двух направлениях: -основном – врачебная проф. консультация. -информационном – гигиеническое обучение и воспитание подростков, ознакомление родителей и педагогов с медицинскими вопросами выбора профессии. Задача мед. персонала – в определении степени риска отклонений в состоянии здоровья подростка и разработке рекомендвций по выбору профессии или специальности. Самые частые причины ограничения проф. пригодности - анамалии зрения, нарушения осанки, снижение слуха, при кожных заболеваниях. На протяжении всего периода обучения подростки наблюдаются по этапно: -медицинское и психофизиологическое обследование. -анализ состояние здоровья с использованием профессиограммы и перечня медицинских противопоказаний. -составление врачебно- проф. заключения. -рекомендации по проведению лечебно-профилактических мероприятий.
Гигиенические требования к условиям и режиму обучения и воспитания детей и подростков.
Участок общеобразовательных школ:
Школьная мебель должна соответствовать росту ребенка.
Режим дня.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 5430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |