КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение. Теоретико-методологический модуль
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ СО СЛАБОВЫРАЖЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ Теоретико-методологический модуль Спецпсихология Какой стиль лидерства будет эффективным для начинающего руководителя Определяется проблемная ситуация участников Разработайте сценарий кризисной помощи подросткам с различными типами суицидального поведения Методика исследования словесно-логического мышления Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна 22. Стратегия конфликта – переговоры, посредничество, арбитраж (справедливое решение спорных вопросов) Конфликт – столкновение противоречивых точек зрения. Анализируются цели учатников конфликта - это совокупность методов и способов управления подчиненными, характерная для руководителя. Классификация стилей: - анархичный (либеральный) – отказ от руководства - демократичный – поощрение инициативы, исходящей от подчиненных, относительным равенством руководителя и работающими под его началом, взаимоуважением и коллегиальностью - авторитарный – жесткое управление, отсутствие обсуждения. Подавление инициативы. Стиль руководства зависит от характера группы. Группа с высоким уровнем развития – демократический стиль 9предполагает взаимную ответственнность 23. Раскройте понятие задержка психического развития (ЗПР) – как специфического вида дизонтогенеза Понятие - задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (задержкой психического развития) — одно из направлений специальной психологии, занимающееся изучением своеобразия психического развития детей с легкими нарушениями развития, имеющими характер дисфункций и легких повреждений. К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем — слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности адаптации, в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин (остаточных явлений легких повреждений центральной нервной системы или ее функциональной незрелости, соматической ослабленности, церебрастенических состояний, незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, а также педагогической запущенности в результате неблагоприятных социально-педагогических условий на ранних этапах онтогенеза ребенка). В центре внимания данного направления — выявление специфических черт, присущих онтогенезу детей данной категории, определение как характерных для них недостатков, так и ресурсов развития, обусловливающих компенсаторные возможности ребенка. Задачи первостепенной важности психологии детей со слабовыраженными отклонениями можно отнести следующие: · разработка принципов и методов раннего выявления слабовыраженных отклонений; · вопросы дифференциальной диагностики, · разработка принципов и методов психологической коррекции; · разработка психологических основ концепции предупреждения и устранения дисбаланса между процессами обучения и развития и индивидуальными возможностями детей данной категории.
Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии возникла в середине XX в., когда вследствие бурного развития различных областей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных школ появилось большое число детей, испытывающих трудности в обучении. Педагоги и психологи придавали большое значение анализу причин этой неуспеваемости. Достаточно часто она объяснялась умственной отсталостью, что сопровождалось направлением таких детей во вспомогательные школы, которые появились в России в 1908 — 1910 гг. Однако при клиническом обследовании все чаще у многих из детей, которые плохо усваивали программу общеобразовательной школы, не удавалось обнаружить специфических особенностей, присущих умственной отсталости. В 50 — 60-х гг. эта проблема приобрела особую значимость, в результате чего под руководством М. С. Певзнер, ученицы Л. С. Выготского, специалиста в области клиники умственной отсталости, было начато разностороннее исследование причин неуспеваемости. Резкое увеличение неуспеваемости на фоне усложнения программ обучения заставило ее предположить существование каких-то форм психической недостаточности, проявляющихся в условиях повышенных учебных требований. Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование стойко неуспевающих учеников из школ различных регионов страны и анализ огромного массива данных лег в основу сформулированных представлений о детях с задержкой психического развития (ЗПР). Так появилась новая категория аномальных детей, не подлежащих направлению во вспомогательную школу и составляющих значительную часть (около 50 %) неуспевающих учеников общеобразовательной системы обучения. Работа М.С. Певзнер «Дети с отклонениями в развитии: отграничение олигофрении от сходных состояний» (1966) и книга «Учителю о детях с отклонениями в развитии», написанная совместно с Т.А.Власовой (1967), являются первыми в ряду психолого-педагогических публикаций, посвященных изучению и коррекции ЗПР. По Международной классификации ЗПР определяется как «общее расстройство психологического развития» (F84). Педагогический подход к определению ЗПР: В зарубежной литературе дети с ЗПР рассматриваются либо с чисто педагогических позиций и обычно описываются · как дети с трудностями в обучении (educationally disabled, children with learning disabilities), · либо определяются как неприспособленные, преимущественно вследствие неблагоприятных условий жизни (maladjusted), · педагогически запущенные, подвергнувшиеся социальной и культурной депривации (socially and culturally deprived). · К этой группе детей относят также детей с нарушением поведения. Медицинский подход к определению ЗПР: · Другие авторы, согласно представлениям о том, что отставание в развитии, проявляющееся в трудностях обучения, связано с резидуальными (остаточными) органическими повреждениями мозга, · детей данной категории называют детьми с минимальными мозговыми повреждениями (minimal brain damage) или детьми с минимальной (легкой) мозговой дисфункцией (minimal brain dysfunction). · Для описания детей со специфическими парциальными трудностями в обучении широко используется термин «дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» — синдром СДВГ (children with attention deficit hyperactivity disorders — syndrom ADHD).
Психологический подход к определению ЗПР: - это эмоционально-волевая незрелость в сочетании с отставанием в развитии познавательной деятельности детей. Использование в логопедии двух терминов - «задержка речевого развития» и «общего недоразвития речи». В специальной (коррекционной) педагогике - термин «дети с неспособностью к обучению». Международный термин - дети с трудностями в обучении - учащиеся испытывающие стойкие затруднения в усвоении образовательных программ в силу различных биологических и социальных причин при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы (С.Г. Шевченко) Международные представления о ЗПР (10-ый пересмотр, 1992). Образовательные учреждения для детей с ЗПР Факторы, влияющие на возникновение ЗПР: биологические и социальные. Среди биологических факторов выделяются две группы: медико-биологические (ранние органические поражения ЦНС) и наследственные (врожденная и в том числе наследственная неполноценность ЦНС ребенка). Ключевые имена; Э.Крепелин, В.И. Лубовский, К.С. Лебединская, И.И. Мамайчук, М. С. Певзнер, Т.А.Власова, С.Г. Шевченко Проведение комплекса исследований этой аномалии развития, начатое в НИИ дефектологии АПН СССР в 1960-х гг. под руководством Т.А.Власовой и М.С.Певзнер, было продиктовано насущными потребностями жизни: · с одной стороны, необходимостью установления причин неуспеваемости в массовых школах и поисков способов борьбы с нею, · с другой — потребностью дальнейшей дифференциации умственной отсталости и других клинических нарушений познавательной деятельности. Своеобразие психического развития детей данной категории. По всем изучаемым показателям психосоциального развития дети данной категории качественно отличаются от других дизонтогенетических расстройств, с одной стороны, и от «нормального» развития — с другой, занимая по уровню психического развития промежуточное положение между умственно отсталыми и нормально развивающимися сверстниками. Так, по уровню интеллектуального развития, диагностируемого с помощью теста Векслера, дети с ЗПР часто оказываются в зоне так называемой пограничной умственной отсталости (IQ от 70 до 90 условных единиц). Трудности, которые испытывают дети с ЗПР, обусловлены: · недостатками в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем); · в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности). Эти характеристики не препятствуют освоению детьми общеобразовательных программ развития, но диктуют необходимость определенной их адаптации к психофизическим особенностям ребенка. При своевременном оказании системы коррекционно-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи возможно частичное, а иногда и полное преодоление данного отклонения в развитии. Под термином «задержка психического развития» подразумеваются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и др.), задержка темпа может иметь обратимый характер. В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера. Проблемы в поведении детей с ЗПР, возникающие из-за своеобразия развития их эмоциональной сферы, появляются чаще всего в ситуации обучения, в период адаптации к детскому саду или школе. Варианты задержанного развития Особенности причин, механизмов и наблюдаемых проявлений. К ак говорилось в первой лекции, задержанный тип психического развития относится к группе недостаточног о, а дисгармоничный — к группе асинхронного развития. Мы не зря объединили эти два варианта в одной лекции. Практика показывает, что очень часто то, что в дошкольном и младшем школьном возрасте оценивается как задержанное, в более старшем возрасте «преобразовывается» в дисгармоничное. Как правило, диагноз «ЗПР» в подростковом возрасте куда-то исчезает, а на его месте оказываются уже не недостаточность познавательной деятельности и трудности обучения, а поведенческие особенности, акцентуации характера, элементы асоциальности. Таким образом, один психологический диагноз как бы превращается в другой. Действительно, в динамическом плане обсуждаемые варианты очень близки. И при неблагоприятных условиях, невысоких ресурсных возможностях ребенка задержанный тип развития не «растворяется» в норме, а фактически переходит в другую группу — асинхронного развития.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |