Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Грузовые и пассажирские потоки

 

В соответствии со сложившимся размещением производительных сил в регионе, в стране и в целом в мире вся территория разделяется на экономические районы1), в каждом из которых существует своеобразный комплекс производств и соответствующая специализация производства. В каждом из районов для каких-то производств имеются особо благоприятные условия. Так, на болотах Ленинградской области и Карелии хорошо растут клюква и брусника, а вот цитрусовые растут в южных районах, но пользуются спросом в наших северных и в отдаленных районах Сибири, Дальнего Востока, на Сахалине и т.д. следовательно, в одних районах может производиться продукции больше, чем требуется в месте производства. Избыток продукции может вывозиться в другие районы, где имеется потребность в такой продукции. Например, Урал богат всевозможными минералами, для переработки которых требуется значительное количество высококачественных углей, имеющихся в Кузбассе. Соответственно образуются грузопотоки руд с Урала в Кузбасс и угля в обратном направлении. Каждому из вас неоднократно приходилось видеть составы с лесом из Карелии и северо-восточных районов Ленинградской области в Финляндию, аналогичные составы идут из районов Восточной Сибири и Дальнего Востока в Китай. В конце XX и начале XXI века увеличивается потребность в перемещении товаров из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и в обратном направлении. Наша страна лежит на пути этого перемещения, а потому может стать удобной для организации перевозок транзитной территорией.

Исходя из потребности в продукции в одних районах и избытка ее в других строятся схемы движения грузов – грузопотоки. Грузопотоки рассчитывают для района и страны в целом и называют их транспортно-экономические балансы.

Транспортно-экономический баланс может быть представлен в виде таблицы (табл. 1.1).

Как следует из приведенной таблицы, в границах Северо-Западного и Приволжского районов имеется избыток какого-то вида продукции, соответственно 15 и 10 млн. т, а в Центральном районе недостаток этой же продукции в объеме 20 млн. т. В этом случае представляется возможным избыток продукции вывезти в Центральный район в количестве 20 млн. т, например из Северо-Западного и Центрального районов по 10 млн. т, а оставшиеся в Северо-Западном районе 5 млн. т в какой-либо другой район с дефицитом данной продукции (рис. 1.2).

Может быть рассмотрен и другой вариант, когда весь избыток продукции Северо-Западного района направляется в Центральный район, а избыток продукции Центрально-черноземного района распределяется между Центральным (5 млн. т) и другим районом. Наиболее целесообразный вариант выбирается исходя из интересов отправителей и получателей продукции, по условиям дальности перевозок, наличия провозных возможностей и других факторов.

Транспортно-экономические балансы позволяют прогнозировать направления грузопотоков, их количественные и временные показатели и в соответствии с этим планировать работу транспорта.

Аналогичные расчеты должны быть проведены и в рамках каждого экономического района, так как географические масштабы наших районов довольно велики, а хозяйственная деятельность весьма разнообразна.

Пассажирские потоки формируются под влиянием объективных экономических и демографических факторов, а также в результате стремления людей к удовлетворению своих социальных, культурных и других потребностей. Значительную долю пассажиропотоков составляют деловые поездки, связанные с работой людей на предприятиях и в учреждениях. Это в основном городские и пригородные пассажиры. Деловые поездки совершаются и на дальние расстояния. К дальним деловым поездкам можно также отнести перевозку работников, обслуживающих предприятие так называемым вахтовым методом. Это относится, например, к перевозке строителей, эксплуатационников нефте- и газопромыслов, удаленных от местожительства людей на сотни километров. Городские пассажиропотоки хорошо знакомы всем, кто следует к месту учебы или работы в часы пик.

1) Территория России разделена на 7 округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы транспортного процесса | Производственный процесс на транспорте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.