Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форми международного судоходства




Лекция 2. Форми договора морской перевозки. Основные коммерческие условия рейсового чартера.

План лекции

  1. Форми международного судоходства
  2. Чартер-партия и коносамент.
  3. Краткие формы договора перевозки.
  4. Основные коммерческие условия рейсового чартера.

Рекомендованная литература:1,2,3,6,9.

Основные теоретические положения

Международным торговым судоходством (International Trade Shipping Industry) принято считать плавание торговых су­дов с целью коммерческой деятельности по осуществлению пере­возок грузов и пассажиров между странами по морским путям.

Форма организации судоходства и коммерческие отноше­ния участников транспортного процесса определяются харак­тером грузопотока и способами торговли тем или иным това­ром (грузом).

В зависимости от формы организации судоходства, то есть работы судов международное торговое судоходство под­разделяется на:

трамповое судоходство — форма нерегулярного судоход­ства, не связанная с постоянными портами погрузки/выг­рузки и не ограниченная определенными видами грузов;

линейное судоходство— форма регулярного судоходства, обслуживающая направления перевозок с устойчивыми грузо- и пассажиропотоками и обеспечивающая быструю доставку грузов;

торгово-промышленное судоходство — форма регуляр­ного судоходства, связанная с внутрикорпоративными пе­ревозками, в основном, минерального сырья подконтроль­ными судами крупных промышленных компаний.

2. Чартер-партия и коносамент

Договор между фрахтователем (грузовладельцем или его представителем) и фрахтовщиком (судовладельцем или его пред­ставителем) в трамповом судоходстве оформляется в форме чар­тер-партии (Charter-party; Charter). Перевозки по такой форме договора практиковались еще в средние века в Средиземноморс­ком бассейне. Договор составляли на одном большом листе бу­маги, который перегибали и разрывали на две половины. Одна из них оставалась у шкипера, а другая вручалась купцу (отпра­вителю груза). В порту назначения покупатель предъявлял полу­ченную от купца половину документа шкиперу, который прикла­дывал ее к своей половине, и, если разорванные края совпада­ли, то это подтверждало, что предъявитель документа имеет законное право получить груз. Отсюда и название — на латыни carta partita означает разорванная бумага. В дальнейшем это название вошло в обиход как термин для договора морской пере­возки и фрахтования судна. Поэтому сегодня чартер-партия или кратко чартер — исторически сложившийся документ, содержащий в себе условия договора морской перевозки и фрахто­вания судна, который после подписания становится договором морской перевозки.

В линейном судоходстве загрузка судна формируется из десятков мелких партий грузов различных гру­зоотправителей, и фактически одним рейсом судна исполняются десятки договоров морской перевозки. Обсудить и взаимно со­гласовать условия договора с каждым грузоотправителем пере­возчик не имеет возможности, поэтому договор морской линей­ной перевозки предлагается в форме договора присоединения. Первоначально он оформляется акцептованной заявкой грузоот­правителя — букинг-нотом (Booking Note), а после фактической приемки груза подтверждается линейным коносаментом. Пуб­личность договора морской перевозки в форме договора присоединения определяет статус морского перевозчика в линейном судоходстве как общественного перевозчика (Common Carrier), который практически по всем признакам отличается от статуса частного перевозчика.

В торгово-промішленном судоходстве применяютс я Фрахтование на последовательные рейсы (Affreightment on Consecutive Voyages). Обычно такие договоры заклю­чаются с условием, что судно после окончания выгрузки долж­но немедленно вернуться в первоначальный порт погрузки для совершения следующего рейса и так до выполнения всего со­гласованного количества рейсов. В течение всего срока догово­ра нельзя без согласования с фрахтователем перевозить на судне грузы других грузовладельцев, даже в попутном или об­ратном балластном направлении. Соглашение обычно оформ­ляется одним чартером с указанием количества рейсов, кото­рое должно выполнить судно. Замена судна, обусловленного в договоре, также должна согласовываться с фрахтователем. Фрахтовая ставка устанавливается для каждого рейса отдельно или оговаривается средняя ставка для всех рейсов — в ней судовладелец старается компенсировать расходы, связанные с балластными переходами судна;

Генеральный контракт (General Contract) представляет собой соглашение, по которым судовладелец обязуется в течение определенного времени (обычно года или нескольких лет) перевезти обусловленное количество груза. Для выполнения своих обязательств перевозчик имеет право привлекать не только собственные, но и арендованные суда и производить их замену в течение срока договора.

Каждый контракт содержит основные условия: период дей­ствия договора с точным указанием дат первой и последней от­грузки; порты (рейнджи) погрузки и выгрузки; род и общее коли­чество груза и размер его отдельных партий; тип или грузоподъ­емность судов, которые перевозчик может использовать для вы­полнения договора; минимальный интервал подачи судов под погрузку. Обычно договор предусматривает достаточно гибкую программу перевозок, а более детальная его схема определяется позже, когда на каждый рейс судна, осуществляющего перевоз­ку по фрахтовому или иному подобному контракту, выписывает­ся отдельный рейсовый чартер, в котором указываются назва­ние судна, конкретные порты погрузки и выгрузки и другие ус­ловия, не оговоренные в контракте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.